Современное состояние международного туризма
После окончания Второй мировой войны начался период расцвета международного туризма. За четыре десятилетия (1950 - 1990 гг.) число прибытий в мире росло в среднем на 7,1% в год. К 1990 г. ежедневно число людей, находящихся в заграничной поездке, насчитывало более 1 млн.
Если в 1950 г. число прибытий международных туристов составило свыше 25 млн., то к 1990 г. их число достигло 455 млн. За этот период на международный туризм воздействовали факторы, которые могли значительно помешать его развитию и к которым можно отнести экономические спады, колебания валютных курсов, нестабильные цены на нефть. Но желание людей путешествовать оказалось сильнее влияния этих факторов.
В начале 60-х годов туризм стал действительно международной индустрией, выполняющей стандартизованные функции. Образование новой индустрии и появление большого числа людей, у которых были желание, время и средства для путешествий, привели к быстрому развитию международного туризма. К этому же времени можно отнести создание крупных транснациональных компаний, которые стали предлагать «пакетные» туры и льготные тарифы. Деловой туризм также превратился в один из важнейших секторов туристского рынка.
Военные события в Персидском заливе в 1990 - 1991 гг. привели к значительному уменьшению потока туристов в страны Персидского залива, восточной части Средиземного моря и Северной Африки. Серьезно пострадали многие компании, в частности авиакомпании. Некоторые из них разорились, другие в течение нескольких последующих лет были вынуждены преодолевать значительные трудности.
В целом 90-е годы XX в. характеризовались спадом темпов роста международного туризма, которые составляли около 4% в год.
Террористические акты в США в сентябре 2001 г. негативно повлияли на ситуацию в туристском бизнесе, причем гораздо больше, чем война в Персидском заливе. Резко сократился объем въездного туризма в США (на 12,6%), а также значительно уменьшилось число поездок внутри страны. Многие турфирмы, гостиницы и авиакомпании обанкротились.
Однако, несмотря на внутренние и внешние неблагоприятные факторы, международный туризм развивается. Появляются новые потоки туристов из стран, откуда прежде было мало или совсем не было туристов, новые места туристского назначения, новые формы туризма.
В 2001 г. число зарубежных поездок уменьшилось по сравнению с 2000 г. на 1,3% и составило по итогам 2001 г. 689 млн. За последние 20 лет это было первое снижение данного показателя.
По данным ВТО, самой привлекательной страной планеты с точки зрения туризма с 2001 г. была Франция, которая приняла на 1,5 млн. туристов больше, чем в 2000 г., что составило 76,5 млн. В таблице 2.1 приводятся данные по странам - лидерам топ-направлений в мировом туризме. На второе место по числу приемов иностранных туристов вышла Испания, обогнавшая по данному показателю такую великую туристскую державу, как США. Причем число туристов, посетивших Испанию в 2001 г., увеличилось на 3,3% по отношению к 2000 г.
В настоящее время тенденция, продемонстрированная в табл. 2.1, сохраняется.
В целом динамика развития международного туризма во второй половине XX в. оказала значительное влияние на состояние мировой экономики. Некоторые страны и даже регионы решали свои проблемы в основном за счет валютных поступлений от туризма. Из стран со средним и высоким уровнем доходов наибольшая зависимость суммарных экспортных поступлений (товары и услуги) от международного туризма сложилась в Хорватии (в 1998 г. - 32%), Греции (25%), Испании (19%), Турции (14%).
На долю туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% налоговых поступлений. В Западной Европе и Северной Америке каждое 13-е рабочее место приходится на туриндустрию, в Юго-Восточной Азии каждый 15-й работник занят в турбизнесе.
Внутренний туризм. Внутренний туризм представляет особый интерес, так как 80% всех туристских потоков приходится именно на этот вид туризма. Очень трудно получить точные данные о внутреннем туризме, потому что многие путешествия остаются незарегистрированными, а сбор, обработка и анализ статистических данных требуют значительных затрат на создание соответствующих структур и подготовку персонала.
Объем внутреннего туризма в каждой стране зависит от географических факторов, например, занимаемой площади, расположения по отношению к другим местам туристского назначения, наличия туристских ресурсов. Так, в Нидерландах и Бельгии объем внутреннего туризма невелик, поскольку площади территорий этих стран маленькие и их жителям не доставляет большого труда добраться до соседних стран, располагающих уникальными туристскими ресурсами. А вот в США и Австралии картина совершенно другая: во-первых, эти страны имеют достаточно большие площади, во-вторых, они могут предложить целый ряд высококачественных мест туристского назначения (в США основные потоки внутреннего туризма направляются в Калифорнию, Флориду, штаты Нью-Йорк и Техас). В результате у этих стран достаточно большой объем внутреннего туризма.
Внутренний туризм будет развиваться по мере того, как новые страны будут появляться на туристском рынке.