ТЕМА 7. Основы предпринимательской деятельности
Предпринимательство как особый вид экономической деятельности. Общие основы, цели и стратегия предпринимательской деятельности. Классификация предпринимательства (по формам собственности, по масштабам деятельности, и т.д.). Организационные формы бизнеса: индивидуальное предпринимательство, партнерство, акционерное общество (корпорация). Их достоинства и недостатки. Основные формы предпринимательской деятельности в России.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Экономическая теория (политэкономия): Учебник. М.:ИНФРА-М, 1997. - Гл.10.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 1994. Т.1. - Гл.6
Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник. - М.: "Соминтэкс", 1996. - Гл.5.
Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ, 1997. - Гл.1-6,15.
Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. - М.: ЗАО "Издательство БИНОМ", 1998. - Гл.3-5.
Теория потребительского поведения и спроса (Серия "Вехи экономической мысли".Вып.1) Под ред В.М.Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1993.
Гребенников П.И. Микроэкономика в цифрах. СПб., 1998.
Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство "ДИС", 1997.
Макконнелл Брю Экономикс Т.1
Дорнбуш Фишер Экономика
Гражданский Кодекс РФ 1997 в 2-х томах
Предисловие
Данная учебная дисциплина(часть 1) рассчитана на дистанционное обучение студентов 1 курса РЭА им. Г.В.Плеханова.
Цель данной дисциплины - научить студентов экономической теории для практического применения в анализе деятельности и организации экономических структур.
Требования к работе над пособием сводятся к следующим:
а) придерживаться прилагаемого к пособию календарно-тематического плана для выдерживания сроков представления в деканат данных по текущему тестовому контролю;
б) данные текущего тестового контроля то темам просим внести в прилагаемые к пособию типовые бланки листов текущего контроля в соответствии с указанным образцом;
в) бланки текущего контроля по темам с правильными на ваш взгляд ответами должны быть высланы в адрес деканата не позднее чем за месяц до предусмотренного учебным планом экзамена или зачета;
г) вы будете допущены к экзамену или зачету только при успешном прохождении тестирования по всем темам, о чем вам сообщит деканат непосредственно перед экзаменом или зачетом.
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ
План темы
1. Предмет микроэкономики: ресурсы и потребности.
2. Проблема выбора. Что? Как? Для кого производить? Кривая производственных возможностей: общая характеристика и ее графическое изображение. Экономическая эффективность. Альтернативные издержки.
3. Основные экономические системы: традиционная, рыночная и централизованная. Смешанная экономика.
4. Характеристика рыночной экономики.
5. Субъекты рыночных отношений: домохозяйства, фирмы, государство. Модель кругооборота доходов) Принцип рациональности.
6. Нормативный и позитивный подход к экономике.
7. Микро и макроэкономика.
8. Методология экономического анализ: моделирование экономических процессов (основные типы моделей -оптимизационные и равновесные, экзогенные и эндогенные параметры моделей). Логические ошибки, встречающиеся при экономическом анализе: общее - частное, причина - следствие, терминология, "при прочих равных условиях".
Раздел 1. ПРЕДМЕТ: РЕСУРСЫ И ПОТРЕБНОСТИ
ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ
Любой человек (независимо от того, хочет он этого или не хочет) постоянно сталкивается с широким кругом экономических проблем. Глубинный источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности (редкости) имеющихся в распоряжении человека (и государства) ресурсов, с одной стороны, и неограниченности постоянно возникающих потребностей, с другой. Данное противоречие носит универсальный характер и присуще любой экономической системе (будь то отдельный потребитель, семья, фирма или государство).
Действительно, потребитель, именно в силу ограниченности своего дохода, не может обладать всеми желанными для него товарами и услугами. Фирма вынуждена определять приоритетные направления развития своей деятельности, и отказываться от всех других проектов) Государство в силу тех же причин ограничивает сферу своей социальной политики строго определенными направлениями, поскольку не может финансировать одновременно и долги по заработной плате, и долги по ГКО.
Другими словами, любой человек, семья, фирма или государство независимо от уровня своего развития ограничены в своих возможностях в силу недостаточности имеющихся ресурсов (экономисты называют это бюджетным ограничением). И хотя за многовековую историю человечество существенно расширило рамки этих ограничений, однако полностью снять их невозможно.
Противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих желаний и потребностей лежит в основе всех экономических проблем и предопределяет предмет микроэкономики как науки.Микроэкономика может быть определена как общественная наука, изучающая поведение отдельных экономических субъектов (отдельных потребителей, отдельных фирм, государства) в процессе
РЕСУРСЫ
Ресурсы - это совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.
Условно ресурсы подразделяются на два класса:
1) свободные (т.е. находящиеся в неограниченном количестве и в силу этого имеющие на рынке цены, равные нулю, Р=0), например, атмосферный воздух, солнечная энергия и т.д);
2) экономические (количество которых относительно ограничено, а рыночная цена отлична от нуля, Р≠0).
Деление ресурсов на экономические и свободные не носит постоянного характера. Практика показывает, что некогда свободные ресурсы (например, чистая питьевая вода) могут со временем стать редкими и превратиться в экономические.
Ограниченность экономических ресурсов носит не абсолютный, а относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества.
Ограниченность ресурсов не зависит от их абсолютного объема и наличия. Богатейшее в ресурсном отношении общество и бедное островное государство, мелкий предприниматель и крупная транснациональная корпорация, новый русский и привокзальный бродяга одинаково ограничены в своих возможностях, хотя естественно можно говорить о степени этой ограниченности. Ограниченность ресурсов относительна в сопоставлении с нашими потребностями.
Очевидно, что если бы все ресурсы были свободными, то не возникало бы и задачи их оптимального распределения и использования, а следовательно, отпала бы необходимость в экономических исследованиях и в экономической теории как науке.
Экономические ресурсы (их также называют еще факторами производства) включают в себя четыре группы:
• природные ресурсы, или земля;
• инвестиционные ресурсы, или капитал;
• трудовые ресурсы, или труд;
• предпринимательский талант (или предпринимательская способность).
Земля охватывает не только сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные для промышленной или жилищной застройки, но и другие естественные блага, получаемые от природы - полезные ископаемые, водные ресурсы и т.д.)
Инвестиционные ресурсы, или так называемыйреальный капитал, включают в себя все здания, сооружения, станки, машины, оборудование, используемые для производства и транспортировки товаров и услуг потребителю. Следует отметить, что финансовый капитал, а именно; акции, облигации, банковские депозиты, деньги к экономическим ресурсам не относится, т.к. не связан с реальным производством.
Труд представляет собой совокупность всех физических и умственных способностей людей, используемых в процессе производства товаров и услуг)
В силу особой специфической роли предпринимательского таланта в рыночной экономике отдельно выделяют такой ресурс как,предпринимательская способность, которая включает в себя умение:
•организовать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
•принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
•рисковать своими денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность в условиях рынка связана с большой неопределенностью, а прибыль не гарантирована;
•быть новатором, т.е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
В условиях рыночной экономики экономические ресурсы свободно покупаются и продаются на рынке и приносят своим владельцам особый доход в виде: ренты (земля), процента (капитал).
ПОТРЕБНОСТИ
Приобретая товары и услуги, люди стремятся удовлетворить свои материальные и нематериальные потребности.
Потребности можно определить как объективную нужду человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.п.
В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел. Так, например, потребность в удалении зуба ограничивается количеством зубов, а потребность в завтраке - нашим аппетитом, однако потребности в медицинских услугах и в продуктах питания в целом безграничны.
В экономической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к классификации человеческих потребностей. Так, известный английский экономист АльфредМаршалл (1842-1924), автор одного из первых учебников по экономической теории "Принципы экономической теории", учитель другого не менее известного английского экономиста Кейнса делил потребности на:
• первичные (например, потребность в еде) и вторичные (например, в чтение),
• абсолютные ,или безусловные (например, потребность в одежде) и относительные, обусловленные абсолютными потребностями (например, в машинах для изготовления одежды),
• высшие (в духовном развитие) и низшие (физиологические),
• положительные и отрицательные (например, потребность в наркотиках),
• неотложные и могущие быть отложенными,
• общие (еда, одежда и т.д.) и особенные, возникшие под влиянием сложившихся в обществе традиций и обычаев (специфическая национальная кухня, национальные костюмы и т.д.),
• обычные и чрезвычайные, обусловленные, например, природными катаклизмами (потребность в лодках при наводнении и т.д.),
• индивидуальные и коллективные (потребность в постановке самодеятельного спектакля),
• частные и государственные (потребность в обороне) и т.д.
Широкую известность получилатеория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:
1. Физиологические (голод, жажда, секс ...);
2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);
3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.
При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов).
Раздел 2. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА. ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
ОГРАНИЧЕННОСТЬ И ВЫБОР
Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность человеческих желаний порождают фундаментальную экономическуюпроблему выбора - выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями.
В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:
· ЧТО производить? (т.е. какие товары и услуги и в каком количестве),
· КАК производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии),
· ДЛЯ КОГО производить? (как распределять производственные блага между членами общества)