Раздел 3. Основы управления качеством продукции
Тема 3.1 Роль технического нормирования и стандартизации в обеспечении качества продукции
Стандартизация как наука, ее роль в управлении качеством продукции. Жизненный цикл продукции. Роль стандартов на каждой стадии жизненного цикла продукции.
Политика государства в области качества. Программа «Качество», ее цели и задачи, пути ее реализации.
Методические указания
Стандартизация является инструментом для обеспечения качества продукции она играет решающую роль в управлении качеством. Запомните, что жизненный цикл продукции состоит из следующих этапов: маркетинг, проектирование, производство, контроль, упаковка, хранение, реализация, эксплуатация и утилизация.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение качества продукции.
2. Назовите основные задачи в области повышения качества продукции.
3. Каково назначение программы «Качество»?
4. Назовите этапы жизненного цикла продукции.
5. Объясните роль стандартизации на каждом этапе жизненного цикла продукции.
Тема 3.2 Оценка уровня качества продукции
Уровень качества продукции.
Классификация показателей качества продукции. Промышленные и потребительские показатели качества продукции, их характеристика.
Оценка уровня качества.
Методы оценки уровня качества – дифференциальный, комплексный, смешанный.
Наивысший, удовлетворительный и оптимальный уровни качества продукции.
Методические указания
Показатели качества применяют для оценки качества продукции. Они могут выражаться как в абсолютных и в относительных единицах, с помощью последних можно сравнивать качество различной продукции. Показатели могут быть единичными (долговечность, экономичность и т.д.) и комплексные (средневзвешенный, интегральный). Необходимо уяснить, что удовлетворительный уровень качества является основой для стандартного уровня. Необходимо разобраться с сущностью понятия «управление качеством», а также ознакомиться со стандартами серии ИСО 9000.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите классификацию показателей качества.
2. Что такое «базовый показатель»?
3. Каким свойством обладает интегральный показатель?
4. Что такое стандартный уровень качества продукции и как он реализуется?
5. Каково назначение стандартов серии ИСО 9000?
Тема 3.3 Формы подтверждения соответствия: сертификация и декларирование соответствия
Сущность сертификации.
История возникновения и развития сертификации.
Назначение документов «Сертификат соответствия», «Сертификат компетентности», «Декларация о соответствии».
Оценка соответствия. Объекты оценки соответствия.
Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Виды деятельности по подтверждению соответствия. Формы подтверждения соответствия: обязательная и добровольная сертификация, декларирование соответствия. Порядок проведения подтверждения соответствия в Республике Беларусь.
Основные документы по подтверждению соответствия.
Методические указания
В Республике Беларусь действует Национальная Система подтверждения соответствия, которая проводит сертификацию продукции, услуг и систем управления качеством; декларирование соответствия продукции; инспекционный контроль за сертификацией. К документам об оценке соответствия относятся аттестат аккредитации, сертификат соответствия, декларация о соответствии, сертификат компетентности. Сертификация может быть добровольной и обязательной. Положительные результаты подтверждения соответствия удостоверяются сертификатом и знаком соответствия. Сертификация проводится по схемам, принятым в Международной организации по стандартизации ИСО. Схема сертификации выбирается в зависимости от особенностей, поставки и использования продукции – 2, 3а, 6а, 7, 8, 9. Необходимо ознакомиться с содержанием и применением схем сертификации.
Вопросы для самопроверки
1. Разъясните структуру Национальной Системы подтверждения соответствия РБ.
2. Какова цель системы подтверждения соответствия РБ?
3. Кто является участником подтверждения соответствия?
4. С какой целью сертифицируют продукцию?
5. Какой документ выдается по результатам сертификации?