Виды прогнозов и прогноз. док-тов использ. в соц.-эк. пр

Роль государственного прогнозирования и планирования в управлении соц.-эк. процессами.

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое Пр. – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и соц. явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами: - наличием не одного, а множества вариантов возможного развития; - действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы; - неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность инф-ции.

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка эк. прогн-я. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.

Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть – экономическая прогностика.

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.

Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить переспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

Одна из главных функций социальной институции экспертов лежит в прогнозировании, без которого невозможно представить жизнь современного промышленного развитого общества. Отсутствие прогнозов означает подходить к разглядыванию ближайшего и далекого будущего вслепую и принимать важные решения безотносительно к будущим последствиям, благоприятным и неблагоприятным.

В основу прогнозов можно положить два методологических принципа. Во-первых, ускорение темпов экономического и социального развития. Один год нашего столетия можно сравнить с десятилетием 19 века. Во-вторых, границы роста выводятся из простой экстраполяции, нарастания кол-ва показателей. Но диалектика показывает, что любые колич. изменения обязательно переходят в качественные. Выход при желании всегда найдется, например, в новых безотходных технологиях, в экономии энергии, минеральных ресурсов.

Больше того, человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала - охота и собирание, потом - переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого способа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Все эти качественные рывки в развитии цивилизации - примеры решения возникающих противоречий.

Таким образом, установлена необходимость прогнозов для решения глобальных проблем человечества. Уже существуют и проверены на практике выделенные методы построения прогнозов.

Виды прогнозов и прогноз. док-тов использ. в соц.-эк. Пр.

Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и/или об альтернативных путях и сроках их достижения. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериев и признаков.

Содержание прогноза: Поисковый- прогноз содержанием, которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем

Нормативный - опр-е путей и сроков достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных)

Комплексный- прогноз, содержащий элементы поискового и нормативного элементов

Характер отражаемых свойств: Количественный- прогноз базируется на на количественных показателях

Качественный - на качественных показателях

Системный - системном представлении объекта прогнозирования

Дискретность представлениярезультата: Интервальный - прогноз, результат которого представлен в виде:

- доверительного интервала хар-ки объекта пр. для заданной вероятности осуществления прогноза

Точечный - единственного значения хар-ки объекта пр. без указания доверительного интервала

Период упреждения: Оперативный- прогноз с периодом упреждения для объектов пр. до 1 месяца

Краткосрочный - от 1 месяца до 1 года

Среднесрочный - от 1 года до 5 лет

Долгосрочный - от 5 лет до 15

Дальнесрочный - свыше 15 лет

Количество прогнозируемых характеристик: Одномерный - прогноз содержит одну качественную или количественную характеристику объекта прогнозирования

Многомерный - несколько качественных или количественных характеристик объекта пргнозирования

Ареал государства (государств): Локальный- прогноз, относящийся к части данного государства

Региональный - региону данного государства

Межрегиональный - нескольким регионам данного государства

Общегосударственный - государству в целом

Межгосударственный- нескольким государствам

Глобальный - Земле и Человечеству в целом

Структура народного хозяйства: Отраслевой- прогноз, относящийся к какой-либо отрасли

Межотраслевой - нескольким отраслям

Территориально-производственный - территориально - производственным образованиям.

3. Правовая база государственного прогнозирования в Российской Федерации.

Законодательно-норматив. основа социально-экономического прогнозирования в РФ базируется, прежде всего, на положениях Федерального Закона “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” от 20.07.1995, № 115-ФЗ, а также постановлениях Правительства РФ.

Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Он включает следующие статьи.

Статья 1. Основные понятия

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Далее приводим названия статей. Текст Федерального Закона “О гос. Пр. и программах соц.-эк. развития РФ” от 20.07.1995, № 115-ФЗ дается в приложении № 1.

Статья 2. Система государственных прогнозов соц.-эк. развития РФ.

Статья 3. Государственное прогнозирование соц.-эк.развития РФ на долгосрочную перспективу.

Статья 4. Гос. прогнозирование и программа соц.-эк. развития РФ на среднесроч. перспективу.

Статья 5. Государственное ПиП соц.-эк. развития РФ на краткосроч. перспективу.

Статья 6. Заключительные положения.

В Постановлении Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 22 июля 2009 г. N 596 определен порядок разработки прогноза социально-экономического развития РФ. Постановление подписано В.В. Путиным. В нем выделены след. разделы.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки прогноза соц.-эк. развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – прогноз).

2. Разработка прогноза осуществляется в 3 этапа:

а) на первом этапе Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка РФ разрабатывает сценарные условия функционирования экономики РФ (далее – сценарные условия) и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период (далее – основные параметры прогноза);

б) на втором этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов РФ, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка РФ на основе вариантов прогноза развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и социально-экономического развития субъектов РФ, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов прогноза, подготовленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, разрабатывает прогноз и представляет его в Правительство РФ;

в) на третьем этапе Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации.

II. Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза. III. Разработка прогноза. IV. Уточнение прогноза.

Данное постановление Правительства дано в приложении № 2.

Ранее в РФ были приняты два постановления, оба за подписью В. Черномырдина:

1. Постановление Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 15 апреля 1995 г. № 331.

Суть постановления – «Министерству экономики РФ представить до 1 декабря 1995 г. в Правительство РФ уточненный прогноз социально-экономического развития РФ на 1996 год».

2. Постановление Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 15 июня 1993 г. № 553.

Суть постановления – «Министерству финансов РФ и Министерству экономики РФ с участием Министерства внешних экономических связей РФ разработать и представить до 25 сентября 1993 г. в Совет Министров – Правительство РФ прогноз платежного баланса РФ на 1994 год».

4. Орг-ция Пр. и разр-ки программ СЭР в свете з-на "О гос. Пр. и разр-ке программ СЭР РФ".

Гос. пр. соц.-эк. развития РФ - система научно обоснованных представлений о напр-ях соц.-эк. развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты гос. пр. соц. – эк. развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области соц.-эк. политики гос-ва.

Концепция соц.-эк. развития РФ - система представлений о стратегических целях и приоритетах соц.-эк. политики гос-ва, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Программа соц.-эк. развития РФ – комплекс. система целевых ориентиров соц.- эк. развития РФ и планируемых гос-вом эффективных путей и ср-в достижения указанных ориентиров.

1. Прав-во РФ обесп-ет разраб-ку гос. прогнозов соц.-эк. развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

2. Прогнозы соц.-эк. развития разраб-ся исходя из комплекс. анализа демографич. ситуации, научно – технич. потенциала, накопленного нац. богатства, соц. стр-ры, внеш. полож-я РФ, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

3. Прогнозы соц.-эк. разв-я разраб- в целом по РФ, по народнохоз. комплексам и отраслям эк-ки, по регионам. Отдельно выдел-ся прогноз разв-я гос. сектора экономики.

Прогнозы СЭР осн. на системе демографич., экологич., научно-технич., внешнеэк., соц., а также отраслевых, регионал. и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деят-ти.

4. Прогнозы СЭР разраб-ся в неск-ких вар-тах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

5. Прогнозы СЭР вкл. колич. пок-ли и качеств. хар-ки развития макроэк. ситуации, эк. стр-ры, научно – технич. разв-я, внешнеэк. деят-ти, динамики произ-ва и потребления, ур-ня и кач-ва жизни, экологич. обстановки, соц. стр-ры, а также систем образов-я, здравоохр-я и соц. обесп-я нас-я.

Долгоср. прогноз: Разраб. раз в 5 лет на 10-лет. пер-д. На его осн. разраб. концепция СЭР на долгоср. перспективу, в кот. конкретизир. вар-ты СЭР и опр-ся возмож. цели СЭР, пути и ср-ва их достиж-я. Порядок разр-ки П. и К. опр-ся Прав-вом. П. и К. подлежат опубликов-ю. В целях обесп-я преемственности соц.-эк. политики гос-ва данные П. и К. исп-ся при разр-ке П. и программ СЭР на среднеср. перспективу.

Среднесроч. П.: Разраб. на пер-д от 3 до 5 лет и ежегодно корректир-ся. Порядок разр-ки П. и программы СЭР опр-ся Прав-вом. П. подлежит опублик-ю. Первое после вступл-я в должность През-та послание Фед. Собр-ю содер. спец. раздел, посвящ. К. СЭР на среднеср, в кот. характ-ся сост-е эк-ки РФ, обосн-ся стратег. цели и приоритеты, напр-я реализ-ии целей, важн. задачи, приводятся макроэк. пок-ли, характ. СЭР на среднеср. перспективу. Прав-во разраб. программу СЭР на среднеср.перспективу исходя из положений послания през-та. В программе СЭР на среднеср. перспективу должны быть отражены: оценка итогов СЭР за предыд. пер-д и хар-ка сост-я эк-ки РФ; концепция программы на среднеср. персп.; макроэк. политика; институционал. преобраз-я; инвестиц. и структур. политика; аграр., экологич., соц., регионал- и внешнеэкономическая политики. Программа СЭР РФ на среднеср. перспективу офиц-но представляется Прав-вом РФ в Совет Фед. и ГосДуму.

Краткоср. П.: Разраб. ежегодно. Ежегод. послание през-та Федсобр-ю содержит спец. раздел, посвящ.анализу выполн-я программы СЭР на среднеср. перспективу и уточнение указ. программы с выдел-ем задач на буд. год. Прав-во одновр-но с представлением проекта федбюджета представляет ГосДуме след. док-ты и материалы: итоги СЭР РФ за прошедший пер-д тек. года; прогноз СЭР на предстоящий год; проект сводного финансового баланса по тер-рии РФ; перечень осн. соц.-эк. проблем (задач), на реш-е кот. направлена политика Прав-ва в предстоящем году; перечень ФЦП, намеч. к финансир-ю за счет средств федбюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для фед. гос. нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития гос. сектора эк-ки. Прав-во представл. при необх-ти проекты фед. з-нов, предусм. меры по реализ-ии задач соц.-эк. разв-я в предстоящем году. В перечне фед. цел. программ указ-ся: краткая хар-ка каждой из принятых к реализации ФЦП, включая указание целей, осн. этапов и сроков их выполн-я; рез-ты выполн-я осн. этапов для переходящих ФЦП; требуемые объемы финансир-я каждой из принятых к реализации ФЦП в целом и по годам с указанием источников финансир-я; объемы финансир-я ФЦП за счет ср-в федбюджета в предстоящем году; гос. заказчики программ. Намечаемые проектировки разв-я гос. сектора эк-ки включают показатели его функционир-я и разв-я, получения и использования доходов от распоряжения гос. имуществом. Намечаемые проектировки развития гос. сектора эк- содержат оценку эф-ти использования федсобственности и пакетов акций, а также программу повышения эф-ти использ-я федсобственности. Порядок рассмотр-я представленных док-тов и материалов опр-ся ГосДумой при обсуждении проекта федбюджета на предстоящий год. Итоги СЭР за предыдущий год представляются Прав-вом в Совет Фед-ии и ГосДуму не позднее февраля тек. года и подлежат опублик-ю. Прав-во и ЦБ обеспечивают ежемесячный мониторинг сост-я эк-ки РФ и публикуют информационно - статистич. данные о соц.-эк. положении РФ.

5. Основные методологич. подходы (эмпирич. и конструктивист.) к измерению соц.-эк. явл-ий.

Измерение – это процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители соотв. отношений, отображаются в некот. математическую систему с соотв. отношениями между элементами. Это процедура приписывания чисел значениям изучаемого признака, целью которого является получение числовой модели исследования.

Измерение есть определение количественных характеристик объекта.

В ПиП выделяют 2 подхода к измерению: эмпирический и конструктивистский.

В эмпирич. подходе измерение рождается в ходе опыта и рассматривается как количественное соотношение между объектами, в т.ч. между объектами и эталоном. Т.е. происходит приписывание чисел объектам. Объекты же рассматриваются как некие элементы математической системы и числа исходно приписаны объектам.

В конструктив. подходе измерение рассматривается как приписывание чисел объектам, но непроизвольное. Осуществляется на основании свойств, научных законов и устойчивых соглашений. Присваивание чисел осуществляется для представления имеющихся качеств объекта.

Наши рекомендации