Сроки введения и ставки НДС в странах ОЭСР

Страна Срок введения НДС, годы Первоначальная стандартная ставка, % Стандартная ставка в 1996 г., %
Австрия
Бельгия
Канада
Дания
Финляндия 11,1
Франция 20,6
Германия
Греция
Исландия 24,5
Ирландия 16,4
Италия
Япония
Люксембург
Мексика
Голландия 17,5
Новая Зеландия 12,5
Норвегия
Португалия
Испания
Швеция 11,1
Швейцария 6,5 6,5
Турция
Великобритания 17,5

Кроме стандартной ставки, применяемой к преобладающему большинству товаров и постепенно повышаемой с момента введения НДС, почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары — продовольствие, медика­менты и т.п.

Кроме сниженных ставок по НДС в странах ЕС используются два других вида льгот по этому налогу — освобождение и использование так называемой нулевой ставки При освобождении от НДС произ­водитель продает продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретенные для использования в производстве данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но одновре­менно производитель оплачивает НДС на приобретенные и затрачен­ные на производство продукции сырье и материалы.

При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с продаваемой продукции и соответственно не платит его государству и одновре­менно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства.

В странах ЕС широко распространены льготы по НДС в виде сни­женной ставки, освобождения и «нулевой ставки», которая исполь­зуется в Великобритании, Италии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Ирландии.

Акцизы и таможенные пошлины

Особую группу косвенных налогов составляют акцизы. По своей природе они близки к налогам на потребление, особенно к налогу с продаж, однако имеются и некоторые различия НДС и налог с продаж нацелены, как правило, на обложение всего или преобладающей части конечного потребления при относительно умеренных ставках для раз­личных товарных групп и с возможными заниженными ставками для социально значимых товаров.

Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определенных частей. При этом они выпол­няют не только усиленно-фискальную, но и иную функцию. Напри­мер, базовыми товарами, которые обязательно облагаются акцизами во всех развитых странах, являются алкогольная и табачная продукция в пределах государственной монополии на ее производство и распре­деление. Подобное обложение обосновывается не только необходи­мостью получения высоких налоговых поступлений от потребителей подобной продукции, что и определяет высокие акцизные ставки, но и стремлением несколько ограничить с помощью повышенных цен потребление этой вредной для здоровья продукции. Акцизы также используются для обложения некоторых других товаров, причем, как правило, с чисто фискальными целями.

Хотя в разных странах нет единства в отборе подакцизных товаров, к тому же этот отбор может отличаться для тех или иных периодов, все же можно выделить два основных признака, по которым они от­бираются: это либо товары массового потребления с низкой эластич­ностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ог­раниченного спроса, например ювелирные изделия.

Так, в США акцизы собираются на всех трех бюджетных уровнях, но особенно в штатах. В прошлом список подакцизных товаров был достаточно широк. Теперь, при сокращении этого списка, в нем на­ряду с алкогольной и табачной продукцией остаются пиво, бензин, телефонные услуги, услуги авиакомпаний и некоторые другие товары и услуги. В странах ЕС рекомендуют ограничивать список подакциз­ных товаров, кроме алкогольной и табачной продукции, бензином и другими нефтепродуктами.

Акцизные ставки устанавливаются в двух принципиально отлич­ных видах: либо как отношение, обычно высокое, к стоимости по­дакцизного товара, выраженное в процентах (иногда как доля цены, также выраженная в процентах), либо в абсолютном стоимостном вы­ражении на определенную единицу измерения (например, в США на 1 пинту алкогольной продукции, на 1 галлон бензина и т.п.).

Выбор между двумя видами акцизных ставок связан прежде всего с инфляцией. При первом виде ставок налоговые органы получают акцизные сборы, меняющиеся в связи с изменением масштаба ин­фляции, но одновременно они автоматически способствуют ее уси­лению. При ставках акцизов в абсолютных стоимостных единицах налоговые органы могут понести потери в случае усиления инфляции, зато ставки не содействуют этому. Антиинфляционные настроения последних десятилетий приводят к тому, что предпочтение в развитых странах отдается второму виду ставок.

Особую группу косвенных налогов составляют таможенные пош­лины. В принципе их установление определяется теми же целями, что и налогообложение в целом, хотя и в весьма специфических формах. Применительно к таможенным пошлинам можно выделить две цели: фискальную и производственно-стимулирующую. В прошлом при ус­тановлении пошлин во всех развитых странах преобладала первая цель, в результате чего доля таможенных пошлин в налоговых по­ступлениях была достаточно весомой. Теперь в этих странах тамо­женные пошлины в решении фискальных проблем играют второсте­пенную роль. Это отчетливо проявилось в том, что, во-первых, в общих налоговых поступлениях пошлины составляют незначитель­ную величину и, во-вторых, они относятся, как правило, к импор­тируемым товарам.

Главная цель их установления — защита отечественного произво­дителя от чрезмерной конкуренции аналогичных импортных товаров или в сочетании с другими мерами — стимулирование импортера к тому, чтобы он предпочел вместо импорта продукции в определенную страну создавать на ее территории предприятия по производству этой же продукции.

Особой разновидностью импортных пошлин являются так назы­ваемые антидемпинговые пошлины, в несколько раз превышающие обычные пошлины. Они накладываются обычно на импортные то­вары, которые продаются по ценам ниже мировых (либо ниже внут­ренних цен страны-импортера) или по которым обнаруживаются дру­гие факты демпинга (например, субсидирование экспорта).

Важную роль в уменьшении значения таможенных пошлин в раз­витых странах сыграло долголетнее действие Генерального соглаше­ния по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), основной целью кото­рого было уменьшение таможенных и других барьеров во внешней торговле. В результате действия ГАТТ средняя величина таможенных пошлин в развитых странах с 1945-1947 гг. до конца 80-х гг. снизилась с 40-60% до 3-5%.

Однако снижение таможенных пошлин в развитых странах не сви­детельствует о столь же значительном уменьшении протекционист­ских тенденций на мировом рынке и во внешней торговле этих стран. Там, где протекционизм соответствует государственным интересам, они без стеснения используют весьма действенные меры — так на­зываемые нетарифные барьеры, против которых ограничения ГАТТ и заменившей его Всемирной торговой организации (ВТО) оказыва­ются малоэффективными или бессильными.

Число мер, относящихся к нетарифным барьерам, весьма велико. Многие из них вообще не поддаются какому-либо контролю. Наи­более известны количественные ограничения (квотирование) импор­та или экспорта и часто связанное с ними лицензирование (разре­шение на импорт или экспорт определенного товара узкой группе фирм и организаций). В протекционистских целях часто использу­ются другие налоги — либо уже существующие (НДС, акцизы и др.), либо специально вводимые взамен не разрешаемых ВТО таможенных пошлин.

Снижение роли таможенных пошлин в развитых странах особенно очевидно при сопоставлении их с развивающимися странами, в ко­торых таможенные пошлины сохраняют значение важного налогового дохода. Так, если в 1986—1992 гг. импортные пошлины во всех нало­говых поступлениях на центральный (федеральный) уровень развитых стран составляли 2,5%, а экспортные пошлины — 0,01%, то в тот же период эти соотношения были. в странах Африки — 27,5 и 9,7%; в странах Ближнего Востока — 26,6 и 0,2%; в азиатских странах, не вхо­дящих в ОЭСР, — 23,5 и 2,9%, в странах Латинской Америки, за ис­ключением Мексики, — 21,5 и 2,5%.

Подводя итоги сказанному о реформировании косвенных нало­гов, необходимо отметить следующее.

В современный период в большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС—от 15 до 50% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5—1/2 всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран. Только в трех из них — в США, Японии и Канаде — роль косвенного налогообложения заметно ниже. Это вы­звано устойчиво негативным отношением общественного мнения этих стран к косвенным налогам из-за инфляционного их влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков.

22.4. Взносы работодателей на социальное обеспечение

Назначение взносов

От 20 до 40% налоговых поступлений приходится на взносы пред­принимателей и занятых на социальное страхование. Взносы пред­принимателей составляют большую часть (в ряде стран до 2/3) их общей величины.

К различным фондам социального обеспечения в развитых стра­нах относятся пенсионный фонд, фонд страхования от болезней, фонд занятости (помощь по безработице) и некоторые другие. Число фондов в разных странах бывает различным, но перечень финанси­руемых ими целей примерно одинаков.

Источниками финансирования фондов в преобладающем боль­шинстве развитых стран являются взносы предпринимателей на со­циальное обеспечение и взносы наемных работников, а также лиц свободных профессий на те же цели. Взносы физических лиц в от­личие от взносов предпринимателей являются прямыми налогами.

Есть своеобразные исключения из этого общего порядка уплаты взносов. В Дании предприниматели полностью освобождены от взно­сов на социальное обеспечение, а в Швеции, наоборот, они стали основным источником финансирования фондов социального обес­печения с некоторым добавлением государственных средств. Наем­ные же работники в этой стране от взносов на социальное обеспечение освобождены, и платят их только лица свободных профессий.

Ставки взносов

Ставки взносов предпринимателей на социальное обеспечение определяются как доли (в %) либо от всего фонда заработной платы, либо от фонда заработной платы с некоторой корректировкой. Она предусматривает установление некоего минимального пограничного уровня заработной платы, ниже которого взносы на социальное обес­печение не взимаются, и соответственно весь объем заработной платы ниже этого уровня вычитается из расчетов ставок. Ставки обычно различаются в зависимости от фондов. Например, в Германии для взносов предпринимателей в пенсионный фонд установлена ставка 9,3%, в фонд страхования от болезней — 6,9, в фонд занятости — 3,25%. Чаще всего эти ставки являются едиными, но иногда, напри­мер во Франции, они носят прогрессивный характер, т.е. устанавли­вается несколько ставок с увеличением их в зависимости от фонда заработной платы на облагаемых предприятиях.

В целом общий размер ставок взносов предпринимателей на со­циальное обеспечение колеблется по странам от 15-20% к фонду за­работной платы (в США и Германии) до 40-50% (во Франции и Ита­лии).

По общему объему и соответственно по отношению к другим на­логам взносы предпринимателей на социальное обеспечение заметно различаются по отдельным странам. В одних странах (наиболее яркий пример — Франция, Италия) взносы составляют около 1/4 налоговых поступлений, что является результатом мощного давления рабочего движения, профсоюзов, их требования переложить бремя основно­го финансирования этих социальных расходов на предпринимателей. В других странах, в которых ставится цель достижения относитель­ного равенства в покрытии подобных расходов предпринимателями и наемными работниками, эта доля заметно ниже (например, от 10% в Великобритании и Канаде до 15% в США, Германии и Японии).

Выводы

1. Сложившаяся в странах с развитой рыночной экономикой система налогообложения обеспечивает стабильное наполнение доходной части гос­бюджета на всех его уровнях и тем самым укрепляет финансовую основу устойчивого экономического роста.

2. Последние два десятилетия характеризуются важными процессами ре­формирования системы налогообложения в развитых странах. Наиболее важ­ным звеном этих реформ являлась перестройка основных прямых налогов с целью усиления налогового стимулирования производства. Налогообложе­ние прибыли было ограничено такими количественными стандартами, ко­торые не могли подорвать ее производственно-стимулирующую функцию. Была заметно уменьшена система льгот по налогу на прибыль при сохране­нии тех из них, которые в наибольшей мере стимулируют научно-техничес­кий прогресс и производство. Произошло также общее снижение индиви­дуального подоходного налога и сглаживание его прогрессивности с целью увеличения сбережений населения как финансовой базы производственных инвестиций.

3. Ведущими направлениями реформирования системы косвенного налогообложения было широкое распространение налога на добавленную сто­имость (НДС) за счет вытеснения налога с оборота и уменьшения налога с продаж. НДС в большей мере соответствует особенностям структуры рыноч­ной экономики и поэтому имеет большие возможности влияния на все эко­номические сектора.

4. Акцизное обложение сконцентрировалось на таких товарах, как ал­когольная и табачная продукция, а также некоторых других товарах массо­вого или ограниченного спроса. Заметно снижена роль таможенных пошлин, особенно на экспортные товары, с заметной компенсацией за счет нетариф­ных барьеров.

5. Во всех странах важную роль играет система целевого налогообложе­ния для социального обеспечения и в виде прямого социального налога на занятых и в еще большей мере — за счет косвенного обложения предприни­мателей взносами на социальное обеспечение.

Наши рекомендации