Основные средства и методы государственного регулирования экономики
Основная цель государства в экономике - достижение экономической и социальной стабильности в обществе.
Для ее осуществления нужно определиться в функциях государства в экономике:
1. Законодательная регламентация экономической жизни
2. Охрана прав собственности
3. Создание условий для поддержания конкуренции
4. Поддержание и защита национального предпринимательства
5. Поддержание социальной стабильности
6. Защита нетрудоспособных
Для того, чтобы осуществить эти функции, их нужно материализовать – государственное программирование (регулирование) экономики.
С точки зрения срока разрешения программы бывают: краткосрочная, среднесрочная (ежегодное корректирование объекта), долгосрочное.
С точки зрения объектов регулирования, государственные регулируемые программы бывают:
- отраслевые
- региональные
- общегосударственные
- программы развития предприятий.
Разработка государственных программ включает в себя 4 основных этапа:
1. Формирование целевой функции (вступают в действие политические решения, посредством которых определяется очередность целей и их необходимые уровни)
2. Формируются пакеты вариантов экономической политики, которая должна обеспечить эффективное достижение целей государственных программ
3. Прогнозируется ресурсное покрытие всех вариантов программ. Для этого разрабатывается бюджет средств, необходимых для ее осуществления, определения системы управления и контроля над реализацией программы
4. Выявляется критерий, который позволяет оптимизировать выбор одного из вариантов программы
Методы государственного регулирования экономики.
Государственная собственность
Экономическое воздействие государства, которое включает:
- бюджетно-налоговая политика
- денежно-кредитная политика
- государственные расходы
- ценовая политика и т.д.
Административное воздействие государства, которое включает в себя ограничения, налагаемые административно или законодательно, но не касающиеся стоимостных факторов
Экономико-административное воздействие – контроль государства над экономическими субъектами, ценами и др.
Информационное воздействие
Государственное хозяйственное законодательство и инспекция
Средства гос. регулирования.
Право государства быть законодателем и инспектором
Гос. финансы (гос.бюджет, перераспределенный в нац.доход)
Сбор и переработка хозяйственной информации
Гос.сектор в экономике (гос.ЦБ, кредиты, запасы, страхование)
Субъектами гос.регулирования экономики явл-ся все гос.(министерства, ведомства, органы юстиции) и полугосударственные (региональные и местного ругилирования) органы.
Объектами гос.регулирования явл-ся цены, инфляция, отрасли, доходы, безработица и т.д.
Пределы гос.регулированияопределяются эффективностью рыночной экономики, обычно сводятся к след. действиям государства:
Выработка экономической политики
Управление предприятиями и олрганизациями, которые сотавл. гос. собственность
Установление правовых основ рынка и ценовой политики
Регулирование внешних эконом. Отношений
Методы гос.регулирования
Проактивная модель включает комплекс мер, которые направлены на улучшение экономического положения населения (влияют прямо и косвенно)
Реактивная модель включает систему поддержки и защиты наиболее уязвимых социальных групп и слоев населения в процессе их адаптации к изменяющимся условиям рынка
К прямым методам гос.воздействия на экономику относятся: административные методы – гос.дотации, субвенции, субсидии ;гос. программы – финансирование соц.сферы, введение обязательных норм и нормативов (санитарные, экологические), гос.заказы и антимонопольные законы (штрафные санкции, контроль над ценами, доходами и качеством продукции, регистрация предприятий).
Косвенное воздействие: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная политика.
Кейнс и мировая экономика
Хотя Кейнс рассматривал в основном проблемы замкнутой национальной экономики, он разрабатывал и проблемы открытой экономики, равно как и мировой экономики в целом. В качестве важного примера можно отметить идею Кейнса 1943 года о принципах организации международной финансовой системы, предшествующей созданию Международного валютного фонда и мировой Бреттон-Вудской финансовой системы в 1944 г. Предложенный им механизм выравнивания платежных балансов стран с фиксированным обменным курсом содержит три основные идеи:
1. Создание между государствами клирингового союза, который должен «обеспечить, чтобы деньги, полученные от продажи товаров одной страны, могли быть направлены на закупку товаров любой другой стране».
2. Создание «банкора», или международной квазивалюты. Для того, чтобы члены клирингового союза могли покрывать внешний дефицит, не прибегая к ограничительной политике, Кейнс предложил открывать счета всем центральным банкам, на которых они могут иметь краткосрочные ссуды. Каждое государство – член союза имеет квоту, пропорциональную его внешней торговле и составляющую предел, сверх которого оно не могло бы иметь долгов по отношению к клиринговому союзу. В зависимости от своей квоты каждое государство получает определенное количество банкора. Банкор не должен конвертироваться в золото, доллар или другую мировую валюту, поэтому дебетовые сальдо не могут изыматься их владельцами в качестве самостоятельной денежной ценности.
3. Для выравнивания дисбалансов Кейнс полагал, что страна, дебетовое (отрицательное) сальдо которой превышает четверть ее квоты, должна провести девальвацию (примерно на 5%). Если дебетовое сальдо превышает половину квоты, клиринговый союз может потребовать от страны выплаты золотом (или долларами), а также более значительной девальвации ее валюты. Напротив, если положительное сальдо превышает определенный предел и определенную длительность, то соответствующая страна облагается налогом с отрицательным процентом (штрафом).
Создание Международного валютного фонда пошло по несколько иному пути, использовав вместо банкора доллар и золото. Это сделало неизбежными периодические валютные спекуляции против слабых валют и последующие резкие корректировки национальных обменных курсов, которые можно было бы избежать использованием предложенного Кейнсом механизма постепенного выравнивания курсов. План Кейнса, не принятый полностью в 1944 г., может оказаться полезным спустя полвека для стран с переходной рыночной экономикой.