Расшифровка кодов органов по сертификации, проставленные на знаке соответствия трех конкретных наименований пищевых продуктов
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США в 30-е годы, а первое практическое использование такого кода датируется 60-ми годами: железнодорожники США с помощью штрих-кода проводили идентификацию железнодорожных вагонов. Широкое использование штрихового кодирования товаров стало возможным в 70-е годы благодаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая в настоящее время применяется и за пределами Европы.
Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами — сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.
В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации экономически эффективна, когда не менее 85% товаров кодируется, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.
Наиболее широко применяются два кода EAN: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов (рис. 1). 13-разрядный код состоит из кода страны ("флаг страны"), кода предприятия (фирмы)-изгото-вителя, кода самого товара и контрольного числа. Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов. Например, Франция получила диапазон 30-37 для обозначения своей страны, Италия — 80—87. Для некоторых стран коды трехзначны: 520 — Греция, 789 — Бразилия, Россия — 460, Эстония — 474, Венгрия — 599 (табл. 1)[5, c. 399].
Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом. Он включает пять цифр, следующих за кодом страны.
Код товара составляет непосредственно изготовитель (пять цифр). Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию.
Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN.
Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя — регистрационный номер продукта).
Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных.
Таблица 1
Коды EAN некоторых стран для штрихового кодирования товаров
Код | Страна | Код | Страна | Код | Страна |
страны | страны | страны | |||
Австралия | Ирландия | Словения | |||
90-91 | Австрия | Исландия | 00-09 | США | |
Аргентина | Испания | и Канада | |||
Бельгия | 80-83 | Италия | Турция | ||
и Люксембург | Кипр | Финляндия | |||
Болгария | Китай | 30-37 | Франция | ||
Бразилия | Куба | Чехия | |||
Великобритания | Мексика | Чили | |||
Венгрия | Нидерланды | Швеция | |||
Венесуэла | Новая Зеландия | Швейцария | |||
400-440 | Германия | Норвегия | Югославия | ||
Гонконг | Польша | Южная | |||
Греция | Португалия | Корея | |||
Дания | 460-469 | Россия | 45-49 | Япония | |
Израиль | Сингапур |
Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).
В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешэкономиче-ская ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой — оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН представляет интересы России и СНГ в EAN, она имеет право разрабатывать цифровые коды российских предприятий в системе EAN и вносить их в свой банк данных.
Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации "Автоматическая идентификация", а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета — стандартизация в области автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия — "Интерштрихкод" (с Великобританией), "Дата-скан" и "Датасис" (с Данией).
Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важна стандартизация кодирования с учетом международных нормативных документов.
Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона "О защите прав потребителей" — права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность[5, c. 403]:
• облегчить освоение автоматизированных систем управления,
• повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования, сбыта,
• вести анализ потребляемых ресурсов,
• сократить объем документооборота,
• наладить систематический сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта,
• оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля. Понимание важности штрихового кодирования для повышения степени цивилизованности рынка показало московское правительство, принявшее Положение "О внедрении штрихового кодирования продукции (товаров), реализуемой на потребительском рынке г. Москвы". В нем изложены требования к изготовителям товаров, оптовым и розничным торговым организациям, касающиеся обязательного наличия штриховых кодов на внутренней и внешней упаковке товаров. В связи с этим каждый из названных участников товародвижения обязан придерживаться правил, содержащихся в Положении.
Так, производственное предприятие может применять штриховой код только после его регистрации в ЮНИСКАН во избежание фальсификации или заимствования чужого кода. Оптовое торговое предприятие обязано включать требование о наличии зарегистрированного штрихового кода в договор о поставке. Оптовики не имеют права поставлять в розничную торговую сеть или реализовать продукцию, не снабженную штриховым кодом. Розничные торговые предприятия не имеют права принимать на реализацию товары без штриховых кодов. В этой связи им предписано дополнить свои расчетно-кассовые аппараты устройствами для считывания штриховых кодов.
Сроки введения отдельных статей Положения различны, так что общее время реализации Положения рассчитано до середины 1998 г. Контроль за исполнением Положения возложен на Ростест- Москва и органы административного управления города.
Рассмотренный пример позволяет надеяться на более широкое распространение в России принятого всеми цивилизованными странами штрихового кодирования товаров.
Однако потребитель нуждается в более полной информации о покупаемо товаре, а не только стране-изготовителе. Эта проблема также может быть разрешена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить перечень обязательных требований стандартов, которые подтверждаются путем сертификации. Пока единственным аспектом обязательной сертификации является безопасно продукта, потребитель не имеет возможности получить гарантию пригодности купаемого товара для его использования по назначению.
Расширить информацию о товаре для потребителя можно посредством которой диверсификации аспектов обязательной сертификации при разработке вил и порядка самой процедуры для конкретных групп товаров или отдельных видов продукции. Например, при сертификации детского питания проверяется только безопасность, но и пищевая ценность продукта.
Возможно, следует более углубленно продумывать номенклатуру параметров качества при разработке стандарта для обязательной сертификации конкретного товара (группы продукции).
Список используемой литературы
1. Лившиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров. - М.: ТОО Люкс-арт. 2004.
2. Круглова Н.Ю. Система качества продукции: новые подходы (вопросы и ответы).Справочное пособие. - М: Легпромбытиздат. 2001.
3. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: "Изд-во стандартов", 2002.
4. Харрингтон Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях. - М.: "Экономика", 2000.
5. Кардашевский В.Р., Грудберг Д.М. Управление качеством продукции в химической промышленности. - М.: Химия, 2003.
6. Исикава Коору. Японские методы управления качеством. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 2002.
7. Журнал "Стандарты и качество".
8. Законы РФ "О защите прав потребителя", "О сертификации продукции".
9. Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.
10. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: «Экономика», 2003.
11. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; Под ред. О.П. Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999.