Экономические основы деятельности некоммерческих организаций

ст. 2 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года, в котором сказано, что «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками»

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации не делают извлечение прибыли целью своей деятельности и не в праве распределять полученную прибыль между учредителями.
Различают несколько форм некоммерческих организаций: Потребительский кооператив. Общественная или религиозная организация.Некоммерческое партнерство.Фонд.Учреждение. Государственная корпорация.Объединение юридических лиц ( ассоциации или союз).

Перечень форм некоммерческих организаций не является закрытым и может дополняться Федеральными Законами.

Современная социология условно делит социальные группы гражданского общества на три сектора: публичный, коммерческий и некоммерческий. Некоммерческие организации по умолчанию не входят в состав коммерческого сектора, в то время как причисление конкретной некоммерческой организации к публичному или некоммерческому сектору определяется совокупностью факторов и, как правило, носит субъективный характер.

Существует мнение, что некоммерческие организации более эффективно выполняют социальные функции, чем государство. В этом смысле некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления, но при этом не прибегающие к помощи органов государственной власти и местного самоуправления, называются неправительственными.

Характеристика Государственный (публичный) сектор Коммерческий (частный) сектор Некоммерческий сектор
Сектор первый второй третий
Состав сектора органы публичной власти всех уровней государственные некоммерческие организации; коммерческие организации некоммерческие организации
Правовая форма организации для органов власти — государственное учреждение или учреждение местного самоуправления; для государственных организаций — некоммерческая[1] коммерческая некоммерческая
Учредители государство любые лица любые лица[2]
Человеческие ресурсы штатные штатные и привлеченные (оплачиваемые) штатные и привлеченные (оплачиваемые и неоплачиваемые)
Оплата человеческих ресурсов заработная плата штатных — заработная плата, привлеченных — по договору оказания услуг штатных — заработная плата; коммерческие услуги привлеченных — по договору оказания услуг; услугиволонтёров (добровольцев) не оплачиваются
Основные цели деятельности Управление обществом и оказание публичных услуг Извлечение прибыли Как правило, но не обязательно, общественно значимые, включая благотворительные(филантропические), просветительские, религиозные, политические, социально-экономические и проч.
Источники финансирования
государственный бюджет да только для предприятий с участием государства возможен
заёмный капитал да да да
эмиссия ценных бумаг да да нет
капитал собственников нет да нет
выручка от коммерческой деятельности да да да
инвестиции да да да[3]
пожертвования нет нет да
гранты, включая государственные нет да да

Независимость

Для многих некоммерческих организаций обеспечение их независимости от учредителей и спонсоров, является залогом приобретения, сохранения и укрепления доверия со стороны как спонсоров организации, так и лиц, которым некоммерческая организация оказывает услуги. К примеру, некоммерческая организация, являющаяся средством массовой информации, заинтересована в том, чтобы распространяемая ей информация была объективной и непредвзятой; в противном случае организация рискует потерять доверие своей аудитории, а ее сотрудники — уважение коллег. Религиозная некоммерческая организация, занимающаяся благотворительностью, заинтересована в том, чтобы ее деятельность не сопровождалась пропагандой религиозных воззрений ее учредителей и спонсоров; в противном случае организация рискует лишиться спонсоров, не поддерживающих данные религиозные воззрения, и/или вызвать подозрения у субъектов благотворительности в попытке навязывания им религии. Для ограждения от нежелательного влияния заинтересованных лиц, некоммерческие организации могут задействовать комплекс мер, включающий нормативные средства, организационные меры и процедуры независимого надзора и контроля. В частности, учредительные документы, уставы и регламенты организации могут включать нормативные положения, обеспечивающие недопущение конфликта интересов, независимость членов попечительских советов и исполнительных органов, соблюдение особых требований к кандидатам на должности и позиции в организации, прозрачность финансов организации и проч.

Наши рекомендации