Экономические основы деятельности некоммерческих организаций
ст. 2 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года, в котором сказано, что «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками»
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации не делают извлечение прибыли целью своей деятельности и не в праве распределять полученную прибыль между учредителями.
Различают несколько форм некоммерческих организаций: Потребительский кооператив. Общественная или религиозная организация.Некоммерческое партнерство.Фонд.Учреждение. Государственная корпорация.Объединение юридических лиц ( ассоциации или союз).
Перечень форм некоммерческих организаций не является закрытым и может дополняться Федеральными Законами.
Современная социология условно делит социальные группы гражданского общества на три сектора: публичный, коммерческий и некоммерческий. Некоммерческие организации по умолчанию не входят в состав коммерческого сектора, в то время как причисление конкретной некоммерческой организации к публичному или некоммерческому сектору определяется совокупностью факторов и, как правило, носит субъективный характер.
Существует мнение, что некоммерческие организации более эффективно выполняют социальные функции, чем государство. В этом смысле некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления, но при этом не прибегающие к помощи органов государственной власти и местного самоуправления, называются неправительственными.
Характеристика | Государственный (публичный) сектор | Коммерческий (частный) сектор | Некоммерческий сектор |
Сектор | первый | второй | третий |
Состав сектора | органы публичной власти всех уровней государственные некоммерческие организации; | коммерческие организации | некоммерческие организации |
Правовая форма организации | для органов власти — государственное учреждение или учреждение местного самоуправления; для государственных организаций — некоммерческая[1] | коммерческая | некоммерческая |
Учредители | государство | любые лица | любые лица[2] |
Человеческие ресурсы | штатные | штатные и привлеченные (оплачиваемые) | штатные и привлеченные (оплачиваемые и неоплачиваемые) |
Оплата человеческих ресурсов | заработная плата | штатных — заработная плата, привлеченных — по договору оказания услуг | штатных — заработная плата; коммерческие услуги привлеченных — по договору оказания услуг; услугиволонтёров (добровольцев) не оплачиваются |
Основные цели деятельности | Управление обществом и оказание публичных услуг | Извлечение прибыли | Как правило, но не обязательно, общественно значимые, включая благотворительные(филантропические), просветительские, религиозные, политические, социально-экономические и проч. |
Источники финансирования | |||
государственный бюджет | да | только для предприятий с участием государства | возможен |
заёмный капитал | да | да | да |
эмиссия ценных бумаг | да | да | нет |
капитал собственников | нет | да | нет |
выручка от коммерческой деятельности | да | да | да |
инвестиции | да | да | да[3] |
пожертвования | нет | нет | да |
гранты, включая государственные | нет | да | да |
Независимость
Для многих некоммерческих организаций обеспечение их независимости от учредителей и спонсоров, является залогом приобретения, сохранения и укрепления доверия со стороны как спонсоров организации, так и лиц, которым некоммерческая организация оказывает услуги. К примеру, некоммерческая организация, являющаяся средством массовой информации, заинтересована в том, чтобы распространяемая ей информация была объективной и непредвзятой; в противном случае организация рискует потерять доверие своей аудитории, а ее сотрудники — уважение коллег. Религиозная некоммерческая организация, занимающаяся благотворительностью, заинтересована в том, чтобы ее деятельность не сопровождалась пропагандой религиозных воззрений ее учредителей и спонсоров; в противном случае организация рискует лишиться спонсоров, не поддерживающих данные религиозные воззрения, и/или вызвать подозрения у субъектов благотворительности в попытке навязывания им религии. Для ограждения от нежелательного влияния заинтересованных лиц, некоммерческие организации могут задействовать комплекс мер, включающий нормативные средства, организационные меры и процедуры независимого надзора и контроля. В частности, учредительные документы, уставы и регламенты организации могут включать нормативные положения, обеспечивающие недопущение конфликта интересов, независимость членов попечительских советов и исполнительных органов, соблюдение особых требований к кандидатам на должности и позиции в организации, прозрачность финансов организации и проч.