Организация контроля качества продукции на предприятии
Управление качеством продукции — это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции [13, с. 316].
Государственная система управления качеством продукции в Республике Беларусь включает в себя:
1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции.
2. Государственную систему стандартизации.
3. Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники.
4. Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции.
5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.
Более подробно качество и сертификация продукции в РБ будет рассмотрена ниже.
Стандарты ИСО серии 9000 включают [13, с. 317]:
• ИСО 9000 «Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Руководство для выбора и применения»;
• ИСО 9001 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже (установке) и обслуживании»;
• ИСО 9002 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке)»;
• ИСО 9003 «Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытания готовой продукции»;
• ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления».
Три международных стандарта ИСО (9001,9002, 9003) содержат соответственно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.
Ранее разработанный международный стандарт ИСО 8402 «Словарь терминов» является базой для трех указанных стандартов, что создает основу взаимопонимания и исключает субъективизм при их толковании.
ИСО 9000 показывает особенности введения в действие системы управления между различными понятиями качества и определяет правила применения моделей обеспечения качества продукции.
ИСО 9004 содержит описание элементов систем качества, на которые есть ссылки в ИСО 9000 и других стандартах серии.
Значительная монополизация белорусской экономики и отсутствие действенных антимонопольных мер фактически исключает свободную конкуренцию на рынке, с другой стороны, предприятия промышленности не располагают средствами для совершенствования выпускаемой продукции. Эти обстоятельства и сохраняющиеся высокие темпы инфляции лишают в настоящее время товаропроизводителей РБ возможности повышения качества продукции, а у монополистов побудительных мотивов к внедрению новых, высокоэффективных изделий. Стандарты серии ИСО 9000 остаются часто невостребованными.
Эффективное управление качеством продукции предполагает развитый рынок, развитую систему прямой и обратной связи между производителями и потребителями продукции. Построение систем управления качеством базируется на определенных принципах. Наиболее распространенным является принцип Тейлора, который в условиях Республики Беларусь продолжает иметь всеобщий характер, будучи распространенным на уровень государственного управления качеством продукции.
Основой этого принципа является нормирование — установление требований к качеству продукции и контроль за выполнением установленных норм. Реализация принципа Тейлора на уровне предприятия основывается на установлении производственных норм руководством предприятия для его работников. В практике деятельности передовых фирм все большее распространение получает концепция японского специалиста, доктора К. Исикава. Основным положением этой концепции является переход от чисто допускового управления к управлению по отклонению от номинала [13, с. 317]. Реализуется это положение при помощи функции потери качества, позволяющей отклонение от номинала представлять в денежном эквиваленте. Функция потери качества чаще всего имеет квадратичную зависимость стоимостной оценки от величины отклонения показателя качества (принятого для оценки) от номинальной величины. На ее основе по результатам статистического контроля качества рассчитывается количественная оценка работы исполнителя. Директивные задания руководства при этом переходе заменяются гибкой связью между результатами деятельности с размером ожидаемого вознаграждения.
Другим важнейшим принципом управления качеством продукции является наличие собственной программы управления.
Такими программами выступают бизнес-планы предприятий в части проектирования новых либо модернизации выпускаемых изделий, задания государственных заказов в части, касающейся повышения качества продукции. Элементами программы по повышению качества продукции являются компоненты технической документации, стандарты, эталонные изделия.
Следующим принципом, учитываемым при построении систем управления качеством продукции, является необходимость учета неустойчивого характера объекта управления. Это вызывает необходимость сбора и обработки огромного массива информации от сферы фундаментальных и прикладных исследований до деятельности основных конкурентов в областях, связанных с качеством выпускаемой предприятием продукции, изучением эффективности использования продукции у потребителей и т. д.
Необходимо также стремиться к обеспечению постоянного сравнения состояния качества изделий как управляемого объекта с заданной программой на этапах проектирования, производства, эксплуатации путем проведения испытаний, сопоставления данных о фактическом и запланированном уровне качества.
Наблюдение за реализацией стратегии управления и в случае отклонений принятие мер для их предупреждения обеспечиваются использованием принципа обратной связи. При управлении качеством продукции этот принцип реализуется на основе изучения потребностей рынка, осуществления проверок продукции на соответствие нормативно-технической документации.
Рассматривая качество продукции в виде системы, следует отметить ее иерархическую структуру, каждый из элементов которой по ступеням иерархии является средством достижения цели элемента «подсистемы» более высокого уровня. Например, растет совокупность основных потребительских свойств продукции до уровня измеряемых, нормируемых и контролируемых показателей, что дает возможность воздействовать на отдельное свойство.
Признаком целостности качества продукции как системы является то, что качество продукции представляет собой совокупность целого ряда свойств, связанных между собой и с разных сторон характеризующих изделие. Сравниваемые свойства и их значимость для всех изделий определенной партии (серии) являются в каждый данный момент времени одним и тем же. Отсутствие у какого-либо экземпляра одного или нескольких свойств приводит к снижению его общей полезности.
Учет системного характера качества изделий и последовательное соблюдение принципов построения систем управления качеством промышленной продукции позволяют создать в практике хозяйствования соответствующие эффективные системы.
Такие системы могут иметь международный характер, создаваться на государственном и фирменном уровнях.
На предприятии контрольные операции выполняются различными службами, цехами и отделами.
Контроль за правильным использованием стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации в процессе подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля. Кроме того, качество технической документации контролируется непосредственными исполнителями и руководителями всех уровней. Контроль качества в процессе изготовления продукции осуществляет отдел технического контроля (ОТК), а также исполнители и руководители производственных подразделений.
Для обеспечения профилактического характера контроля, предотвращающего появление брака, проводится контроль стабильности технических процессов, входной контроль качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Контрольные операции являются частью производственного процесса. Они разрабатываются одновременно с технологическими процессами, соответствующими службами при участии отдела технического контроля либо по согласованию с ним.
В процессе контроля качества продукции она делится на годную и дефектную. Годная продукция удовлетворяет требованиям нормативно-технической документации, дефектная имеет явный или скрытый дефект. Дефект называется устранимым, если его ликвидация технически возможна и экономически целесообразна. В противном случае дефект неустраним. Если все дефекты устранимы, то брак является исправимым, если нет — он неисправим [13, с. 317].
Качество готовых изделий контролируется по результатам испытаний. Опытный образец (опытная партия) изготавливается и испытывается для проверки соответствия проектируемого изделия требованиям технического задания.
Готовность к серийному или массовому производству продукции определяется по результатам изготовления и испытания головной (контрольной) серии изделий.
В установившемся серийном или массовом производстве производят типовые, периодические и приемо-сдаточные испытания.
Типовые испытания проводят после внесения конструкторских или технологических изменений.
Периодические испытания устанавливают стабильность качества изделий и их соответствие стандартам и конструкторской документации. Приемо-сдаточное испытание изделия проводят при приемо-сдаточном контроле готовой продукции с целью обнаружения неисправностей.
При проведении контроля качества продукции чаще всего используют статистические методы контроля.
Одноступенчатый контроль позволяет делать заключение о качестве продукции по одной выборке. Двухступенчатый контроль предполагает принятие решений о качестве продукции по результатам не более двух выборок, причем отбор второй выборки зависит от результатов проверки первой выборки.
Последовательный контроль не определяет заранее количества изделий, по которым будет сделан вывод о качестве продукции. Среднее число проверяемых изделий с ростом числа ступеней убывает.
Статистический приемочный контроль используется в условиях устойчивых технологических процессов в массовом и крупносерийном производстве. По сравнению со сплошным контролем он сопровождает количество контролируемых объектов, однако трудоемкость каждой контрольной операции возрастает из-за использования измерительной аппаратуры, определяющей значение контролируемых параметров.
Методы статистического регулирования технологических процессов позволяют контролировать один из параметров качества одной из операций технологического процесса. Автоматизация контроля, применение ЭВМ для анализа контролируемых параметров технологических процессов позволяют перейти к автоматизированным системам управления технологическим процессом.
Совершенствование существующих и создание новых систем управления качеством технологических процессов идет по двум основным направлениям:
1. Разработка новых методов выполнения контрольных операций и автоматизация контроля.
2. Создание гибких автоматизированных систем обеспечения качества (АСОК) [13, с. 319].
Совершенствование системы управления качеством продукции должно создавать экономические и организационные условия, повышающие мотивационность труда как работников ОТК, так и всего коллектива предприятия в повышении качества выпускаемой продукции. Значительный опыт в этой области накоплен в развитых странах Запада, Японии, Дальнего Востока. Изучение этого опыта становится все более актуальным по мере движения Республики Беларусь к рынку.