Потребности и блага. Ограниченность ресурсов и
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Студента
ФИО___________________________________________________________
Факультет____________________________________________________
Группа__________________________________________________________
Учебный год _____________________________________________________
Краснодар
Т е м а 1
Введение в экономическую теорию
1.Сформулируйте предметные различия основных направлений исследования политической экономии и экономикса
_______________________________________________
2.Дайте определения следующим понятиям.
а) микроэкономика – _____________________________________
______________________________________________________
б) макроэкономика – _____________________________________
______________________________________________________
в) мезоэкономика – ______________________________________
______________________________________________________
г) мегаэкономика – ______________________________________
______________________________________________________
3.Сформулируйте следующие понятия:
а) позитивная экономика__________________________________
______________________________________________________
а) нормативная экономика – _______________________________
________________________________________________________
4.Определите, верны или неверны утверждения (да/нет):
а) экономическая теория изучает производство и распределение продуктов.
б) экономическая теория не изучает хозяйственное поведение людей.
в) для современной экономической теории предметом изучения является извлечение прибыли.
5.Какие возможности дают экономисту следующие методы?
Эмпирический метод | Статистический метод | Метод научных абстракций | |||
| | | | | | |||
Наблюдение за количественной стороной экономических процессов | |||||
Причинно-следственный метод | Функциональный метод | Эконометрические методы | |||
| | | | | | |||
6. Подумайте, почему экономическая теория служит экономической основой для других экономических наук.
_______________________________________________
7. Заполните графы в приведенной далее таблице.
Персоналии | Произведения | Основные научные достижения |
Ж. Б. Сэй | ||
Т.Р. Мальтус | ||
А. Смит | ||
К. Маркс | ||
А. Маршалл | ||
М. Фридмен | ||
А. де Монкретьен | ||
Н.Д. Кондратьев | ||
Ф. Кенэ | ||
Дж.М. Кейнс | ||
Й. Шумпетер | ||
Т. Веблен |
8.Раскройте каждую функцию экономической теории.
Функция | Содержание |
Познавательная | |
Методологическая | |
Практическая | |
Идеологическая | |
Мировоззренческая | |
Критическая | |
Прогностическая |
9.Раскройте содержание основных методов экономических исследований.
№ п/п | Название метода | Содержание |
1. | Сочетание исторического и логического подходов | |
2. | Метод научной абстракции | |
3. | Анализ | |
4. | Синтез | |
5. | Индукция | |
6. | Дедукция | |
7. | Сравнение | |
8. | Аналогия | |
9. | Допущение «при прочих равных условиях» | |
10. | Экономико-математическое моделирование |
Тесты
Тест | Обоснование |
1. Экономическая теория – это наука: а) о том, как улучшить личное экономическое положение; б) о регулировании государством национальной экономики; в) о средствах удовлетворения человеческих потребностей; г) о том, как общество решает вопросы «что, как и для кого» производить; д) о законах функционирования рыночной экономики. | |
2. Фундаментальную проблему экономической теории отражает следующая пара понятий: а) спрос и предложение; б) эффективность и справедливость; в) предпринимательство и прибыль; г) ограниченность и выбор; д) производство и потребление. | |
3. Понятие «экономика» можно рассматривать в двух основных смыслах: как науку и как хозяйство. Экономику как «хозяйство» характеризует позиция: а) изучение последствий мирового кризиса для финансового рынка б) прогнозирование долгосрочного развития автомобильной отрасли в) расчет последствий вступления в ВТО для внутреннего рынка страны г) увеличение спроса на услуги косметических спа-салонов | |
4. Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: а) макроэкономический; б) нормативный; в) описательный; г) микроэкономический; д) позитивный. | |
5. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: а) как обществу достигнуть полной занятости; б) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов; в) проблемы ускорения экономического роста; г) вопросы экономической безопасности; д) организацию деятельности отдельных фирм. | |
6. Экономическая модель призвана решать все перечисленные ниже проблемы, кроме: а) объяснения законов функционирования реальной экономики; б) демонстрации обобщенного представления о том или ином фрагменте экономической деятельности; в) содержания сведений о свойствах изображаемой модели; г) отражения всех деталей экономического развития общества; д) подтверждения или опровержения выдвигаемых гипотез. | |
7.Понятие метода науки включает: а) набор фактических данных; б) структуру предмета; в) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств; г) мировоззренческие установки ученого. | |
8. Какое из утверждений ложно применительно к модели: a) модель строится на основе абстракции; б) на основе модели возможно дать представление будущего; г) модель описывает реальность во всей ее фактической сложности; д) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются прямому измерению. | |
9. Какую проблему из перечисленных не решает экономическая модель: а) делать вывод о свойствах изображаемой модели; б) отражать все реальности экономического развития общества; в) подтверждать или опровергать выдвигаемые гипотезы; г) давать обобщенное представление о том или ином фрагменте экономической деятельности; д) объяснять законы функционирования реальной экономики. | |
10.Экономист систематизировал и обобщил факты и на их основе выявил некую закономерность, этот метод является: а) гипотетическим; б) эмпирическим; в) дедуктивным; г) описательным; д) индуктивным. |
Т е м а 2
Потребности и блага. Ограниченность ресурсов и