Зарождение и развитие экономической теории. Основные школы, этапы и направления развития экономической мысли.

Тема 1. Введение в экономику

План

1. Зарождение и развитие экономической теории. Основные школы, этапы и направления развития экономической мысли.

2. Систематизация экономических наук и их структура. Место и роль экономической теории в системе других учебных дисциплин.

3. Предмет, методы и функции экономической теории. Экономическая политика и экономическая стратегия.

4. Экономические категории и законы.

Данная тема занимает особое место в курсе экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует экономическая теория, какие методы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества. В данной теме будут показаны основные научные школы и этапы развития экономической мысли, рассмотрены важнейшие категории, характеризующие общие проблемы предмета и методов экономической теории.

Зарождение и развитие экономической теории. Основные школы, этапы и направления развития экономической мысли.

"Экономика" - слово древнегреческого происхождения, впервые встречается у греческого мыслителя Ксенофонта. Первым, кто подверг анализу экономические явления ещё в 1V веке до н.э., был греческий учёный и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он ввёл в оборот название науки - "экономия". Этот термин был образован от двух греческих слов "ойкос" - хозяйство, и "номос" - закон. Экономика по Аристотелю означает - "законы ведения домашнего хозяйства". Аристотель ввёл также термин "хремастика", означающий науку об обогащении, получении прибыли. При этом он не отождествлял экономику и хремастику.

Мыслители древности, естественно, не могли создать систематизированного учения об экономике. Экономическая теория как наука в систематизированном виде возникла в 17-18 веках в период становления капитализма. Она развивалась постоянно, развивается она и сегодня.

Можно выделить целый ряд направлений или школ развития экономической теории.

1.Меркантилизм (ХУ1-ХУ111 в.в.). Представители этой школы Томас Мен, Антуан де Монкретьен считали, что:

· главное богатство общества - это деньги (золото и серебро);

· источник богатства - сфера обращения (торговля и денежный оборот);

· богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.

2. Учение физиократов (18век). Представители этой школы Франсуа Кенэ, Анн Тюрго, Виктор Мирабо считали, что

· истинным богатством общества является продукт, произведённый в сельском хозяйстве;

· прирост богатства проистекает из процесса производства, а не обращения.

3. Классическая капиталистическая экономия (17-19 век). Представители Адам Смит, Давид Рикардо, Уильям Петти установили, что

· богатство общества создаётся в сфере материального производства во всех его отраслях, а не в сфере обращения;

· главный источник богатства - труд;

· труд есть основа и мера ценности всех товаров.

4.Марксизм (с середины Х1Х века). К.Маркс

· завершил создание теории стоимости и создал теорию прибавочной стоимости;

· открыл закон стоимости;

· разработал теорию воспроизводства и экономических кризисов;

· открыл экономические законы капиталистического производства.

5. Неоклассическое направление (с конца Х1Х века). Альфред Маршалл утверждал, что

· рыночная система способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия;

· государство создаёт благоприятные условия для функционирования рынка.

6. Кейнсианство (с 30-х годов ХХ века). Джон Кейнс считал, что

· государство должно активно регулировать экономику;

· государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, обеспечивать высокую занятость и рост производства.

7. Монетаризм (с 70-х годов ХХ века). Милтон Фридмен.

· Главный способ воздействия на экономику - это государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки и таможенные тарифы.

8. Институционализм (Х1Х-ХХ века). Торстейн Веблен и др.

· Основное внимание уделяет роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений. Институты (семьи, партии, профсоюзы, государственные структуры).

Наши рекомендации