Зарождение и основные этапы развития экономической теории.

Экономия [гр. oikonomia] - ойкос - дом, хозяйство и номос - правило, закон.

Термин политическая экономия ввел Монкретьен в работе «Трактат политэкономии» в 1615 году. Он рассматривал политэкономию как сосредоточение правил хозяйственной деятельности. Термин «экономикс» в 1890 году ввел А. Маршалл. Он предполагает анализ экономики на основе принципа функциональных взаимозависимостей.

Первая школа экономической теории - меркантилизм. Основные идеи меркантилистов сводились к тому, что главным богатством общества являются деньги, а источник богатства - сфера обращения.

Второй этап в развитии экономической теории - классическая политэкономия. Она делится на школу физиократов, школу А. Смита и школу Д. Рикардо. Физиократы считали источником богатства производство, но сводили его к одной отрасли - сельскому хозяйству. А. Смит и Д. Рикардо перенесли исследования в сферу производства вообще, а сельское хозяйство рассматривали как одну из отраслей. Они приняли классическое определение о том, что условием роста богатства общества является свободная и конкурентная рыночная экономика.

Определений предмета экономической теории достаточно много:

1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

2. Экономическая теория есть наука о богатстве;

3. Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства;

4. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земли, труда, товаров производственного назначения) для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.

5. Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом экономической теории?

2. Какова связь экономической теории с другими науками?

3. Что вы знаете о методологии?

4. Дайте характеристику основных методов экономического исследования.

5. Что вы понимаете под экономическими законами?

6. Как характеризуются экономические категории?

7. Что вы можете сказать о хозяйственной деятельности человека?

8. Что вы понимаете под экономической и социальной средой жизнедеятельности

человека?

Рекомендуемая литература:

1. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 1994, гл.2, с.24-44.

2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 1993, гл.1, с.12-33.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. М., «Дело ЛТД», 1993, гл.1, с.1-37.

4. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. – М., 1999, гл.1, с.43-54, гл. 2, с.55-66.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997. – гл.9, с.234-259.

6. Национальная экономика. Учебник / Под ред. Сидоровича А.В. Абишева А.А., А-

Экономика, 2009.

7. ЭКОНОМИКА. Учебник/ Под ред.А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова.- М.: «ПРОСПЕКТ», 1998, гл.3, с.57-91.

Экономическая теория: Практикум / Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, А.В.Бондарь и др.: Под ред. Н.И.Базылева, Л.Воробьевой. 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: БГЭУ 2000, с. 87, 89, 90.

Голиков А.Н.. Киселева Е.А., Стрелец И.А., Чепурин М.Н. Сборник задач по экономической теории. – Киров, 1994, с. 98.

Тема 2. Потребности и эффективность использования ресурсов,

Проблема экономического выбора

Цель лекции: изучить основные экономические понятия дисциплины- потребности, проблему экономического выбора.

Вопросы лекции:

Потребности и их классификация.

Факторы производства.

Характеристика производственных ресурсов. Ограниченность ресурсов.

Экономические блага и их классификация. Кругооборот благ и ресурсов.

Проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы.

Наши рекомендации