Менеджмент как совокупность различных уровней аппарата управления.
Менеджмент
Конспект лекций
Примеры управленческих практик
Тестовые задания
Контрольные вопросы
Авторы:
Трифонова Наталья Викторовна к. э. н., доцент
Варданян Ирина Самвеловна к. э. н., доцент
Хутиева Елена Сергеевна к. т. н., доцент
Сараханова Наталья Сергеевна к. э. н., доцент
Мельникова Анастасия Александровна ассистент
Санкт-Петербург
Тема 1. Основные понятия и категории менеджмента организации
Авторская позиция: В современном мире резко возросло количество управленческих позиций, требующих знания теории менеджмента. В условиях жесткой конкуренции, постоянных перемен, неопределенности внешней среды профессиональный подход к управлению является ключевым фактором успеха организации. Единую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, не зависящая от отраслевой или функциональной специфики деятельности компании или предприятия. Непонимание сущности и значимости менеджмента нередко приводят не только к личностным неудачам, но и к крахам корпоративных империй. Деятельность менеджера – это огромный труд, философия, образ жизни.
Понятие «менеджмент»
Категория «менеджмент» возникла на рубеже ХIХ-XX вв. в американской бизнес-среде в связи с активным функционированием крупного машинного производства и формированием конкурентной среды. Уже в тот период в США была ясно осознана его значимость, менеджмент стал профессией, область знаний превратилась в самостоятельную научную дисциплину, а социальный слой управленцев — в весьма влиятельную общественную силу. Если рассматривать историю бизнеса и анализировать самые успешные компании, то станет ясно, что успех никогда не приходит случайно. Добиться долговременного успеха можно в рамках профессионального управления. С возникновением корпораций-гигантов, охвативших мир производственными и сбытовыми сетями, обладающих огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом, по мощи сопоставимым с государственным, — произошла так называемая «революция менеджеров». Само управление как вид деятельности в бизнесе носит название «менеджмент» и уже давно осуществляется в форме синтеза науки и искусства.
Менеджмент (management) в буквальном переводе с английского языка означает «руководство». Истоки термина можно найти в латыни (лат. manus - рука). Первоначально словом обозначили умение объезжать диких лошадей, затем его использовали применимо к умению владеть оружием и колесницами. Только в XX в. благодаря инженеру-изобретателю Ф. Тейлору это слово приобрело современное нам значение. Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно собственноручно руководить. Они вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляющих, предоставлять им самые широкие полномочия и самостоятельность.
Существует множество определений понятия «менеджмент»:
Менеджмент – реализация целей в определенной сфере при помощи имеющихся ресурсов. (Б. Нельсон).[1]
Менеджмент – эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов. (Р. Дафт).[2]
Менеджмент - система технических профессиональных знаний. Это прикладная наука, точно так же как инженерное дело и медицина. И она должна быть сферой компетенции отдельного класса специально обученных профессионалов. (Ф. Тейлор).[3]
Менеджмент - процесс объединения и координирования рабочей деятельности ведомых (исполнителей, специалистов, подчиненных) таким образом, чтобы она была эффективной и результативной. (С. П. Роббинз).[4]
Сегодня термин «менеджмент» используется применимо к управлению организацией, предприятием, хозяйственным объектом. Также под менеджментом понимается вид профессиональной деятельности направленной на достижение рационального использования ресурсов и максимальной эффективности. Рассмотрим некоторые значения термина «менеджмент» (Рис.1.1).
Рисунок 1.1 Сущность менеджмента
Менеджмент как наука и практика управления. Научные основы управления составляют систему знаний, которая является теоретической базой практики управления. Обобщая практические ситуации, обеспечивает научными рекомендациями. Одним из первых исследователей, кто отнес менеджмент к науке, т.е. системе знаний, подчиненных законам, правилам, принципам, был Ф. Тейлор.[5] Он сформулировал важный вывод о том, что «работа по управлению — это специальность». Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований, и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.
В традициях любого малого бизнеса выделяют неорганизованное управление, когда в компании функционирует до 20 человек. На данном этапе компании редко используют функциональное регламентирование, и компания управляется интуитивно и хаотично. Организованное управление, при численности персонала до 100 человек, подразумевает собой оформленную организационную структуру и систему правил и процедур в компании. Вероятность научно обоснованного организационного управления возрастает, когда в штате компании трудится больше 100 человек. На данном этапе уже применяются теоретические и практические разработки, все действия менеджмента имеют обоснованный характер.[6]
Организационная структура — логическое отражение связи между уровнями управления и функциональными областями, позволяющими организации максимально эффективно достигать своих целей.
Менеджмент как организация управления фирмой. Несмотря на то, что менеджмент может быть применим не только к предпринимательской организации, все-таки классическое понимание менеджмента было сформировано именно при рассмотрении организации, деятельность которой направлена на получение прибыли. Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности. Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов, к которым относятся капитал, материалы, технологии, информация, трудовые ресурсы, для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности — функций. Для их реализации применяются различные методы. Например, прогнозирование может быть осуществлено с помощью статистических и экспертных методов. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
Функции менеджмента являются универсальными для всех менеджеров, составляя суть деятельности менеджера. К функциональным зонам, как специфическим функциям организации, относятся маркетинг, финансы, логистика. В подразделениях, таких как отделы, службы, отделения, деятельность сотрудников сознательно направляется и координируется для достижения общей организационной цели. Таким образом, менеджмент фокусируется на управлении организацией.
Функция менеджмента — это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.[7]
Менеджмент как совокупность различных уровней аппарата управления.
Организация средней размерности обычно имеет в своем аппарате три уровня управления. Надо заметить, что деление на уровни достаточно условное и может варьироваться от размера организации, ее жизненного цикла, организационной структуры и культуры.
Менеджмент высшего звена: президент, директор, руководители функциональных подразделений определяют и решают стратегические задачи компании.
Менеджмент среднего звена: руководители подразделений, филиалов, цехов координируют и контролируют работу линейного менеджмента.
Менеджмент низшего звена: руководители участков, групп, отделов сосредоточены на решении оперативных задач.[8]
Менеджмент как искусство.Менеджмент – это сплав знаний о менеджменте, организационный опыт и интуиция. Профессионалу в управлении требуется умело комбинировать свои навыки и знания. В менеджменте не существует универсальных, готовых ответов, на протяжении своего существования компания сталкивается с большим разнообразием ситуаций. Факторы внешней и внутренней среды постоянно складываются в неповторимую комбинацию, и как раз их разрешение и будет настоящим искусством.
Термин «менеджмент» прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов.[9] Термин «менеджмент» является аналогом термина «управление». Синоним, однако не в полной мере. Менеджмент означает специфический тип управления. Термин «управление» толкуется шире, поскольку применяется к видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Особенности менеджмента раскрываются в его принципах и функциях, которые будут рассмотрены далее. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал компании, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по контракту. Менеджмент объединяет сотрудников различных профессий: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др.
Менеджмент чаще применим в рамках рыночных конкурентных условий. При командной экономике, вариативность принятия управленческих решений значительно ниже, а показатели экономической эффективности не являются приоритетными. Однако насколько применим, например, менеджмент в государственных учреждениях или в тех же общественных организациях. Обычно термин менеджмент употребляется только в значении «управление организацией», оперирующей в конкурентных обстоятельствах, а для других целей используются другие термины: государственное управление и администрирование и т.п.[10] В настоящее время ряд экспертов считает эту позицию немного устаревшей, так как государственные и общественные организации используют аналогичные принципы и инструменты менеджмента для достижения высокой эффективности своей деятельности.[11]
Таким образом, объектом менеджмента (то, на что направлено управление) является организация, т.е. группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.
Субъектом управления (тем, кто осуществляет управление) являются менеджеры, т.е. весь руководящий состав организации. Основной целью менеджмента является обеспечение прибыльности и доходности организации или достижения иных целей организации путем рациональной организации производственного процесса или функционирования, эффективного использования ресурсов и применения новых технологий. В процессе руководства менеджеры принимают управленческие решения, то есть акты мыслительной, аналитической деятельности управленческого аппарата, отражающие конечный результат по выбору или определению действий и поведения субъектов и объектов управления в данной или предполагаемой ситуации.
В целом система управления в рамках организации подразумевает собой совокупность организационных элементов, правил, способов, ограничений и ответственности, которые используются управляющими структурами.
На руководящие позиции нередко назначают хорошо зарекомендовавших себя функциональных специалистов, которые не всегда являются эффективными менеджерами. Например, ограничены в коммуникативных навыках, концептуальных представлениях об организационных процессах. И, в связи с чем, на новой должности чувствуют себя неуютно. Одни менеджеры постепенно на практике, через ошибки осваивают искусство управления, другие сохраняют ограниченный инструментарий, так и не реализуя успешный управленческий стиль. Знание теории менеджмента позволяет более полно реализовать управленческий потенциал и, все больше руководителей, как состоявшихся, так и начинающих, отдают предпочтение профессиональной подготовке в данной сфере. Программы переподготовки и специальные программа, как например, Мастер делового администрирования (Master of Business Administration, MBA), программы дополнительного управленческого образования возникли, когда фирмам потребовались специалисты, владеющие компетентным подходом к управлению. В условиях сильнейшего влияния внешних факторов компании отдают предпочтения руководителям не только с отраслевым и функциональным опытом, но и с профессиональной подготовкой.