Б) Деление контрактов на явные и неявные
Явным (эксплицитным) контрактом называется контракт, заключение которого происходит в явном виде в устной или письменной форме. Оба контрагента так или иначе выражают свою готовность к сотрудничеству.
Неявный (имплицитный) контракт – это молчаливое понимание и признание сторонами обязанностей, которое не подкреплено юридической или внешней защитой.
Неявные контракты делятся в свою очередь на социальные и конвенциальные. Первый тип контрактов предполагает знание традиций, обычаев определенного общества, правил делового этикета.
Конвенциальные имплицитные контракты имеют, как правило, основанием некий первоначальный договор, заключаемый в явном виде. Далее по мере развития отношений тесного сотрудничества, стороны в меньшей степени ориентируются на формализованную часть соглашения.
Тема 6. Теории фирмы
Неоклассическая теория фирмы. Объяснение причин возникновения фирмы и границ фирмы в новой институциональной теории (Найт, Коуз, Алчиан и Демсец, Уильямсон, Харт). Контрактный и иерархический подходы к объяснению фирмы.
Сравнительный анализ форм экономических организаций. Частнопредпринимательская фирма, товарищества, открытая корпорация; регулируемое предприятие, государственные фирмы, некоммерческие организации и фирмы с рабочим самоуправлением.
Проблема принципал-агент и способы ее решения в пределах фирм.
Сущность фирмы
Основной формой организации предпринимательской деятельности являются фирмы, или деловые предприятия. Первоначально слово «фирма» (от итал. firma – подпись) означало торговое имя коммерсанта. В настоящее время фирма – элемент любой рыночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая следующими типами независимости (самостоятельности):
- юридическая: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих органах страны;
- производственная: фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;
- финансовая: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;
- организационная: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.
Фирма – это производственная единица, не потребляющая и не использующая всю свою продукцию, экономически жизнеспособная благодаря выигрышу, извлекаемому из специализации в производительности. Фирма – это совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели. Фирма – сетьимплицитных контрактов между отдельными лицами с целью эффективной организации производства, минимизации трансакционных издержек.
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Фирма проходит длительный этап формирования внутренних организационных структур и внешних взаимосвязей. В тоже время многогранной и многозначной представляется эволюция теоретических концепций, объясняющих существование фирмы, ее роль в экономической системе. Изучение различных взглядов на природу фирмы, существовавших и существующих в западной экономической науке, помогает выявить те методы исследования фирмы, которые можно использовать для оценки поведения российских предприятий.
Фирма получила свой правовой статус на основе теории А. Смита о том, что свобода каждого человека действовать в своих экономических интересах обеспечивает благодаря «невидимой руке рынка» максимальный экономический выигрыш для всего общества.
Фирма концентрирует и через свою деятельность реализует практически все экономические интересы, возникающие в национальном хозяйстве. Фирмы являются местом приложения труда, капитала, предпринимательской способности. Фирмы пытаются удовлетворить безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально использовать ограниченные факторы производства.
Фирма – это организация, в которой на систематической основе органически соединяются три процесса: производство продукции, ее реализация, воспроизводство израсходованных ресурсов.
Само по себе создания фирмы не является залогом коммерческого успеха. Для этого фирма должна суметь решить несколько очень сложных задач:
1. найти товар, на который существует рыночный спрос или суметь создать такой спрос;
2. организовать производство товара таким образом, чтобы его качество отвечало требованиям покупателей, а затраты были меньше, чем его рыночная цена;
3. суметь наладить продажу своего товара, чтобы он не потерялся на
фоне продукции конкурирующих фирм, а затраты на сбыт не оказались бы слишком большими.
Типология фирм