Б) Деление контрактов на явные и неявные

Явным (эксплицитным) контрактом называется контракт, заключение которого происходит в явном виде в устной или письменной форме. Оба контрагента так или иначе выражают свою готовность к сотрудничеству.

Неявный (имплицитный) контракт – это молчаливое понимание и признание сторонами обязанностей, которое не подкреплено юридической или внешней защитой.

Неявные контракты делятся в свою очередь на социальные и конвенциальные. Первый тип контрактов предполагает знание традиций, обычаев определенного общества, правил делового этикета.

Конвенциальные имплицитные контракты имеют, как правило, основанием некий первоначальный договор, заключаемый в явном виде. Далее по мере развития отношений тесного сотрудничества, стороны в меньшей степени ориентируются на формализованную часть соглашения.

Тема 6. Теории фирмы

Неоклассическая теория фирмы. Объяснение причин возникновения фирмы и границ фирмы в новой институциональной теории (Найт, Коуз, Алчиан и Демсец, Уильямсон, Харт). Контрактный и иерархический подходы к объяснению фирмы.

Сравнительный анализ форм экономических организаций. Частнопредпринимательская фирма, товарищества, открытая корпорация; регулируемое предприятие, государственные фирмы, некоммерческие организации и фирмы с рабочим самоуправлением.

Проблема принципал-агент и способы ее решения в пределах фирм.

Сущность фирмы

Основной формой организации предпринимательской деятель­ности являются фирмы, или деловые предприятия. Первоначаль­но слово «фирма» (от итал. firma – подпись) означало торговое имя коммерсанта. В настоящее время фирма – элемент любой ры­ночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая следующими типами независимости (самостоятельности):

- юридическая: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих органах страны;

- производственная: фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;

- финансовая: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;

- организационная: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.

Фирма – это производственная единица, не потребляющая и не использующая всю свою продукцию, экономически жизнеспособная благодаря выигрышу, извлекаемому из специализации в производительности. Фирма – это совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели. Фирма – сетьимплицитных контрактов между отдельными лицами с целью эффективной организации производства, минимизации трансакционных издержек.

Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Фирма проходит длительный этап формирования внутренних организационных структур и внешних взаимосвязей. В тоже время многогранной и многозначной представляется эволюция теоретических концепций, объясняющих существование фирмы, ее роль в экономической системе. Изучение различных взглядов на природу фирмы, существовавших и существующих в западной экономической науке, помогает выявить те методы исследования фирмы, которые можно использовать для оценки поведения российских предприятий.

Фирма получила свой правовой статус на основе теории А. Сми­та о том, что свобода каждого человека действовать в своих эко­номических интересах обеспечивает благодаря «невидимой руке рынка» максимальный экономический выигрыш для всего обще­ства.

Фирма концентрирует и через свою деятельность реализует прак­тически все экономические интересы, возникающие в националь­ном хозяйстве. Фирмы являются местом приложения труда, капи­тала, предпринимательской способности. Фирмы пытаются удовлетворить безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально использовать ограниченные факторы производства.

Фирма – это организация, в которой на систематической основе органически соединяются три процесса: производство продукции, ее реализация, воспроизводство израсходованных ресурсов.

Само по себе создания фирмы не является залогом коммерческого успеха. Для этого фирма должна суметь решить несколько очень сложных задач:

1. найти товар, на который существует рыночный спрос или суметь создать такой спрос;

2. организовать производство товара таким образом, чтобы его качество отвечало требованиям покупателей, а затраты были меньше, чем его рыночная цена;

3. суметь наладить продажу своего товара, чтобы он не потерялся на
фоне продукции конкурирующих фирм, а затраты на сбыт не оказались бы слишком большими.

Типология фирм

Наши рекомендации