Требования к выполнению контрольной работы
Основные положения
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Маркетинг» предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 080105.65 (060400) «Финансы и кредит», 080109.65 (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
Основная цель написания контрольной работы студентом – закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе изучения дисциплины «Маркетинг», углубленное изучение отдельных тем или вопросов, самостоятельная проработка ситуационного задания. При выполнении работы студент должен продемонстрировать творческий подход, способность грамотно подбирать, анализировать и изучать литературные источники, делать выводы.
Цель дисциплины «Маркетинг» заключается в том, чтобы:
− показать роль маркетинга в процессе управления деятельностью предприятия;
− изучить основной инструментарий маркетинга;
− знать и уметь анализировать маркетинговую информацию для принятия управленческих решений;
− научить студентов получать маркетинговую информацию, которая позволит определить, куда выгоднее вложить капитал, где основать новое производство, каким образом его профилировать;
− уметь выявлять потребности потребителей, определять какую цену они готовы заплатить за товар, в каких регионах испытывают наибольший спрос на этот товар.
По завершению изучения курса студент должен знать:
− особенности товарной и распределительной (сбытовой) деятельности фирмы;
− особенности ценообразования на продукцию и услуги;
− коммуникационную политику фирмы;
− особенности организации маркетинга на предприятии.
Студент должен уметь:
− оценить рыночную ситуацию;
− определять возможности фирмы и уметь их адаптировать к требованиям и потребностям рынка;
− определять конкурентоспособность предприятия и повышать ее;
− вырабатывать маркетинговую стратегию предприятия, реализуемую в финансовом планировании.
Источниками получения информации для написания контрольной работы могут быть:
– учебники, учебные пособия по дисциплине «Маркетинг»;
– периодические издания;
– методические материалы;
– нормативная документация;
– вэб-ресурсы.
Далее приводится примерный календарный план дисциплины «Маркетинг» для специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит » и «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Вид занятия | Количество часов |
1. | Понятие и сущность маркетинга | Лекция | |
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. | Понятие маркетинга: подходы к изучению маркетинга; рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга: эволюция содержания и форм маркетинга; маркетинг как определенная теоретическая концепция, философия бизнеса, специфическая форма хозяйствования, маркетинг как рыночная ассортиментная и сбытовая политика удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей; маркетинг как рыночная концепция управления. Современные концепции маркетинга. Цели, принципы и основные элементы маркетинга (комплекс маркетинга), виды и объекты маркетинга. Функции маркетинга: аналитическая, производственная, сбытовая, управления и контроля. | Практ. | |
2. | Исходные понятия маркетинга. Типы и виды маркетинга | Лекция | |
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. | Исходные понятия маркетинга: нужды, потребности и мотивации, спрос, товар и рынок. Содержательные идеи мотивации (Теории человеческих потребностей). Классификация маркетинга в зависимости от вида товара: маркетинг потребительских товаров; маркетинг товаров производственно-технического назначения; маркетинг услуг. Классификация в зависимости от спроса и предложения. | Практ. | |
3. | Информационное обеспечение маркетинга на базе мировых информационных ресурсов | Лекция | |
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. | Информация как основа для принятия маркетинговых решений. Виды информации (первичная и вторичная). Методы сбора информации: полевые и кабинетные исследования. Основные принципы построения информационной маркетинговой системы. | Практ. Лаб. раб. | |
4. | Стратегия и система маркетинга, их особенности в России | Лекция | |
4.1. 4.1.1. 4.1.2. 4.1.3. 4.2. | Стратегия целевого маркетинга. Сегментация (сегментирование) рынка: понятие сегмента; признаки сегментации (географические, демографические, социологические, материальные, психографические, поведенческие); дерево сегментации и выбор мишени. Выбор целевого сегмента: критерии оценки сегмента; выбор стратегии охвата (покрытия) рынка; недифференцированный, дифференцированный, концентрированный маркетинг. Позиционирование товара: понятие, основания для позиционирования, карты позиционирования. Система маркетинга: маркетинговое исследование рынка и маркетинговое исследование предприятия как элементы системного исследования; определение компетенции предприятия. | Практ. Лаб. раб. | |
5. | Исследования рынка | Лекция | |
5.1. | Маркетинговая среда предприятия: внешняя и внутренняя. | ||
5.1.1. 5.2. 5.3. 5.4. | Внешняя макро- и микросреда и ее составляющие; факторы внешней среды и их характеристика (демографические, экономические, природные, научно-технические, политико-правовые, социально-культурные). Анализ рынка: исследование товарных рынков; изучение товарной структуры рынка; оценка конъюнктуры рынка; анализ конкуренции и конкурентов. Изучение потребителей, покупательского поведения: экономический подход к формированию модели покупательского поведения; факторы культурного уровня, социального порядка. Матрица потребностей и ее применение в маркетинге. Ситуационный анализ внутренней среды предприятия. Выявление сильных и слабых сторон. | Лаб. раб. Практ. | |
6. | Товар и товарная политика в системе маркетинга | Лекция | |
6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. | Товар в системе маркетинга: понятие товара и качества товара с точки зрения производителя и потребителя; требования потребителя к товару; особенности позиционирования товаров разных групп; конкурентоспособность товара; методические подходы к оценке конкурентоспособности товара, фирмы, факторы, их определяющие; модель расширенного соперничества Портера. Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ): Понятие ЖЦТ; стратегия маркетинга на разных этапах ЖЦТ; способы продления ЖЦТ. Особые случаи ЖЦТ. Новый товар: понятие, разработка и реализация концепций нового товара; этапы разработки нового товара; причины провала. Товарный ассортимент: понятие и характеристика; формирование, технология планирования ассортимента. Рыночная атрибутика товара: товарно-знаковая символика; товарный знак; фирменное имя товара; упаковка и маркировка; понятие фирменного стиля. | Практ. (контр. точка) Лаб. раб. | |
7. | Особенности ценообразования в маркетинге | Лекция | |
7.1. 7.2. | Формирование цены продажи: цена как категория рыночного ценообразования; назначение цены в маркетинге; система цен и их классификация; информация, необходимая для принятия решения по ценам; классификация подходов к ценообразованию; соотношение цена/качество. Стратегии ценообразования: теоретические основы рыночного ценообразования; основные стратегии ценообразования (стратегия высоких цен, стратегия низких цен, стратегия ценового лидера, стратегия рыночных цен), условия их применения; изменение цен на разных этапах ЖЦТ; ценовая и неценовая конкуренция; реакция на изменение цен конкурентов; стратегия инициативного изменения цен. | Лаб. раб. | |
8. | Продвижение продукции | Лекция | |
8.1. 8.2. 8.3. | Каналы распределения и товародвижения; методы реализации изделий (экстенсивное, исключительное, выборочное распределение); роль системы распределения в комплексе маркетинга; каналы распределения и товародвижения в условиях постоянно меняющегося рынка; функции, числа, уровни и типы организации каналов; вертикальная маркетинговая система. Посредники в канале распределения: виды посредников и их характеристика (дилеры, дистрибьюторы и т.д.); оптовая и розничная торговля; роль посредников в доведении товаров до потребителей; критерии выбора торговых посредников; стимулирование сбыта и продаж, посредников и конечных потребителей; формы, методы, стратегии стимулирования. Современные методы продвижения товаров; преимущества и недостатки основных методов продвижения; телефонный маркетинг; телевизионный маркетинг; совместный сбыт, франчайзинг; прямой маркетинг, личные продажи, торговый персонал; целевая аудитория и направленность продвижения товаров. | Практ. Лаб. раб. | |
9. | Маркетинговые коммуникации. Реклама | Лекция | |
9.1. 9.2. 9.3. | Система маркетинговых коммуникаций (реклама, паблик рилейшнз, ярмарки и выставки); принципы и методы рекламной деятельности; основные задачи рекламы; правовое регулирование рекламной деятельности. Организационные формы осуществления рекламы: внутрифирменная; общественная, товарная, имиджевая реклама; товарный знак и его использование в рекламе. Медиапланирование и оценка эффективности рекламы. | Лаб. раб. | |
10. | Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия | Лекция | |
10.1. 10.2. 10.2.1. 10.2.2. | Организация службы маркетинга на предприятии: изучение и выбор вариантов; положение о службе маркетинга, ее структуре, статусе и месте в иерархии управления маркетингом (функциональная, товарно-функциональная, товарно-рыночная, управление по проекту, матричная), преимущества, недостатки. Планирование в системе маркетинга. Концепция планирования маркетинга: определение целей маркетинговой деятельности в выборе стратегии; ранжирование стратегических задач; этапы маркетингового планирования; стратегическое и оперативное планирование. Маркетинг и его место в системе планов предприятия: бюджет маркетинга; маркетинговый контроль, маркетинг в системе контролинга. | Практ. | |
11. | Международный маркетинг | Лекция | |
11.1. | Особенности международного маркетинга: особенности международного маркетинга с позицией поэтапной интернационализации; его цели; методика проведения маркетингового исследования и инструменты международного маркетинга (особенности международной сегментации рынка и разработка товара экспортного ассортимента); специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках. | Практ. |
Требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Маркетинг» выполняется студентами заочной формы обучения с целью закрепления теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения специальной литературы и практических материалов.
Контрольная работа состоит из наиболее важных для усвоения данной дисциплины вопросов. Контрольная работа включает три вопроса и одно контрольное задание.
При написании работы желательно приводить цитаты, статистические данные, графики и диаграммы, которые должны иметь ссылки на информационный источник (фамилия, инициалы автора, название цитируемого источника, издательство, год, страница).
При выполнении контрольной работы следует творчески подходить к имеющейся информации, уметь выразить свое мнение по исследуемому вопросу. Не зачитывается контрольная работа, в которой содержание вопроса дословно переписано из прослушанных студентом лекций, прочитанных учебника или монографии.
Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, иметь нумерацию страниц и список использованных литературных источников. В списке литературы указываются все использованные студентом источники, расположенные в алфавитном порядке и пронумерованные.
Объем работы – 20-25 страниц рукописного текста или 15-20 печатных страниц (1,5 интервала в программе Word, кегель 14).
Если содержание работы отвечает предъявленным требованиям, то она зачитывается. При неудовлетворительном выполнении контрольной работы она возвращается студенту на доработку.
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. Основные понятия маркетинга.
2. Сегментирование рынка.
3. Каналы распределения товаров и услуг.
4. Укажите признаки сегментирования потребителей таких товаров, как:
- стиральная машина;
- галстук;
- велосипед.
Вариант 2.
1. Концепции маркетинга.
2. Выбор целевых рынков.
3. Основные виды классификации товаров.
4. Предприятие средних размеров специализируется на продаже детской одежды и имеет несколько специализированных отделов по видам детской одежды. Какая структура отдела маркетинга будет целесообразна для данного торгового предприятия.
Вариант 3.
1. Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса.
2. Позиционирование товара.
3. Концепция жизненного цикла товара.
4. Какие факторы макросреды будут оказывать наиболее существенное влияние в ближайшем будущем на туристическую фирму?
Вариант 4.
1. Маркетинговая среда. Характеристика факторов макросреды.
2. Маркетинговая информационная система.
3. Товарный ассортимент и товарная номенклатура.
4. Каким образом субъекты микросреды оказывают влияние на деятельность коммерческого банка?
Вариант 5.
1. Маркетинговая среда. Характеристика субъектов микросреды.
2. Разработка новых товаров.
3. Методы ценообразования.
4. Определите параметры позиционирования таких товаров, как:
- шоколадный батончик;
- продукты быстрого приготовления;
- персональный компьютер.
Вариант 6.
1. Поведение потребителей, факторы, оказывающие влияние на потребителей.
2. Комплекс маркетинга.
3. Организационные структуры управления маркетинговой деятельностью.
4. Выберите марочный товар и рассмотрите маркетинговую деятельность производителя в отношении этого товара. Объясните, в чем заключается отличие между марочным и немарочным товаром.
Вариант 7.
1. Стратегии маркетинга на разных этапах жизненного цикла товара.
2. Тактика ценообразования.
3. Типы вертикальных маркетинговых систем.
4. Предложите варианты решений по организации сервиса, которые нужно принять:
- владельцу магазина женской одежды;
- управляющему банка;
- владельцу фирмы по продаже компьютеров.
Вариант 8.
1. Методы сбора первичных данных.
2. Процесс принятия решения о покупке.
3. Стимулирование сбыта.
4. Выберите любого производителя или торговую организацию, опишите номенклатуру и ассортимент товаров, предлагаемые данным субъектом, укажите их характеристики.
Вариант 9.
1. Виды розничных торговых предприятий.
2. Основные средства распространения рекламы.
3. Бюджет маркетинга.
4. Приведите примеры товаров, для которых очевидна целесообразность подхода к установлению цены на основе воспринимаемой ценности.
Вариант 10.
1. Цели, последовательность и задачи ценообразования в маркетинге.
2. Оптовая торговля.
3. Маркетинговые коммуникации.
4. Сформулируйте стратегию изменения цены по стадиям жизненного цикла товара, если:
Базисный уровень цены товара – 1000 усл. ед.
Объем продаж на этапах жизненного цикла товара:
- внедрение – 4000 шт.
- роста и зрелости – 5000 шт.
- спада – 1000 шт.
Вариант 11.
1. Ценовая и неценовая конкуренция.
2. Упаковка и маркировка товара.
3. Среда международного маркетинга.
4. Сформулируйте текущие информационные потребности по наблюдению за внешней средой для предприятия, занимающегося выпуском бытовых водонагревательных приборов.
Вариант 12.
1. Марка и марочная политика.
2. Формирование решений по товародвижению.
3. Маркетинговый контроль.
4. Какие решения относительно распределения товаров вы можете предложить производителю:
- писчей бумаги;
- прохладительных напитков;
- экономической литературы.
Какова длина и широта предложенных вами каналов сбыта? Каких посредников вы рекомендуете привлекать для распределения вышеназванных товаров? По каким критериям вы осуществляли отбор посредников?
Вариант 13.
1. Оценка конкурентоспособности товара.
2. Планирование в системе маркетинга.
3. Прямой маркетинг.
4. Приведите примеры компаний, ориентированных на совершенствование производства, совершенствование товара, сбыт, удовлетворение нужд и потребностей целевых потребителей и общества в целом.
Вариант 14.
1. Характеристика качественных методов опроса.
2. Оценка конкурентоспособности предприятия.
3. Методы выхода на внешний рынок.
4. Разработайте параметры для оценки конкурентоспособности таких товаров, как:
- бытовой фен;
- женский журнал;
- детские игрушки.
Вариант 15.
1. Определение метода и объема выборки.
2. Виды цен и особенности их применения.
3. Организация маркетинга на предприятии.
4. Какие факторы маркетинговой среды необходимо учесть российской фирме при выходе на западноевропейский рынок продуктов питания. Охарактеризуйте поэтапный процесс выхода на западноевропейский рынок данной фирмы.
Закрепление варианта контрольной работы
Закрепление варианта контрольной работы необходимо сделать по следующей схеме:
Первая буква фамилии студента | Вариант контрольной работы | Первая буква фамилии | Вариант контрольной работы |
А | О | ||
Б | П | ||
В | Р | ||
Г | С | ||
Д | Т | ||
Е | У | ||
Ё | Ф | ||
Ж | Х | ||
З | Ц | ||
И | Ч | ||
Й | Ш | ||
К | Щ | ||
Л | Э | ||
М | Ю | ||
Н | Я |
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг.- М.: «Экономика», 1999.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга \ пер. с англ. Б.Б. Боброва. Общ. ред. Е.М. Пеньковский.- Спб.: АО «Корунд», АОЗТ «Литература плюс», 1994.
3. Маркетинг: Учебник \ под ред. Романова А.Н.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
4. Маркетинг. Учебник-Практикум \ под ред. проф. Ващекина Н.П. - М.: «Инфром-Знание», 1999.
Дополнительная:
5. Айзенберг М. Менеджмент рекламы.- М.: ТОО «Интел ТЕХ», 1993.
6. Академия рынка. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
7. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. - М.: издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1997.
8. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. - Тольятти, Изд.Дом «Довгань», 1995.
9. Брышева В.В. Маркетинг: путь к успеху на рынке. - Ставрополь, Развитие, 1994.
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М.: Финпресс, 1998.
11. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. - М.: Дело, 1995.
12. Дайан А. и др. Академия рынка. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
13. Дайан А., Троадек А., Троадек Л. Стимулирование сбыта и рекламы на месте продажи. - М.: АО «Прогресс», «Универс», 1994.
14. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.
15. Жих Е.М. и др. Маркетинг: как завоевать рынок? - М.: 1991.
16. Завьялов П.С., Демидов В.Б. Формула успеха: маркетинг. Сто вопросов, сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке. - М.: Международные отношения, 1991.
17. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
18. Крылов Г.Д., Соколова М.И. Практикум по маркетингу; ситуационные задачи и тест-контроль: Учебное пособие./ под общ. ред. акад. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
19. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива./ пер. с франц. - Сиб.: Наука, 1996.
20. Ноздрева Р.Б., Цигичко Л.И. Как побеждать на рынке. Маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1991.
21. Реклама в бизнесе: Учебное пособие. / Сост. Т.К. Сергина, Л.М. Титкова. Под. Общ. ред. Л.П. Дашкова. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996.
22. Современный маркетинг./под. ред. В.Е. Хруцкого. - М.: Финансы и статистика, 1991.
23. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-ство ЭКМОС, 1997.
24. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: «АКАЛИС», 1996.
25. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1990.
Периодические издания
«Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинговые исследования в России», «Практический маркетинг», «Маркетолог», «Рекламный мир».
© Астраханский государственный технический университет, 2006