Анализ существующей системы и выработка новых проектных решений
Цели системы - это желательные состояния или результаты поведения системы. Для них характерны следующие черты и свойства: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с ресурсами; адресность и контролируемость.
Предназначение организации образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.
Определение целей функционирования является одним из наиболее важных этапов проектирования системы управления. От того, насколько правильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит весь успех организационно-административной деятельности. Неправильное или нечеткое формулирование цели функционирования приведет к тому, что система управления, даже если она должным образом устроена, работает неэффективно, так как усилия аппарата управления не целенаправлены. В реальных организациях, как правило, приходится иметь дело с множеством целей. Задача руководителя организации любого уровня состоит в умении учесть всё многообразие факторов, влияющих на функционирование организации, правильно оценить ситуацию и выработать оптимальные решения.
В ряде случаев для характеристики целей функционирования употребляется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по которым можно судить о степени достижения цели. Если нет критериев выбора или оценки степени достижения целей функционирования, то нет самих целей функционирования.
Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать множество текущих и оперативных. Кроме экономических задач, организации часто должны выполнять социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами менеджеры должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Один из возможных вариантов классификации целей представлен в таблице 4.
Таблица 4. Классификация целей
Критерии классификации | Группы целей |
Период установления | Стратегические Тактические Оперативные |
Содержание | Экономические Организационные Научные Социальные Технические Политические |
Функциональная структура | Маркетинговые Инновационные Кадровые Производственные Финансовые Административные |
Среда | Внутренние Внешние |
Приоритетность | Особо приоритетные Прочие |
Измеримость | Количественные Качественные |
Повторяемость | Постоянные (повторяющиеся) Разовые |
Иерархия | Организации Подразделений |
Стадии жизненного цикла | Проектирование и создание объекта Рост объекта Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
На каждом уровне организации возникают частные цели, причем только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость структуризации целей и построения дерева целей.
Итак, в теории организации понятие цели является одним из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношений целей, средств их достижения, оценки эффективности путей достижения целей нельзя решать проблему проектирования организации. Это означает, что без четкого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением организации, с планированием их деятельности, оценкой эффективности. Таким образом, проектирование целей организации является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления.
Проектирование целей организации производится в несколько этапов (рис. 2.).
Рисунок 2 – Этапы исследования и проектирования целей организации
Рассмотрим эти этапы подробнее:
1. Исследуется предназначение организации, общая цель системы, определяемая ее назначением. При анализе важно не смешивать понятия целевого назначения системы и критерия эффективности. В отличие от цели организации, определения направления и смысла функционирования системы, основной ее задачи, критерий эффективности является показателем, определяющим степень достижения этой цели.
2. Формируются качественные цели организации, осуществляемые в две стадии. Вначале формируются качественные цели функционирования организации, вытекающие из Положения организации, регламентирующего ее деятельность, а затем выбираются качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и указываться в повелительном наклонении.
Например:
Цель 1. Максимально содействовать учебному процессу.
Цель 2. Обучить студентов методам анализа систем управления.
Цель 3. Обучить студентов методам формализованного представления результатов обследования систем управления
3. Производится ранжирование целей функционирования организации, осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальные организации - многоуровневые, ранжирование целей должно осуществляться на всех выбранных уровнях управления. Ранжированные цели не возникают сами по себе. Они вытекают из глобальных целей функционирования, которые, в свою очередь, регламентируются решениями вышестоящих организаций, постановлениями, положением об организации.
Проблема ранжирования целей функционирования имеет принципиальное значение для решения проблем проектирования организационных систем по многим причинам: во-первых, по своей природе все реальные организации - многоцелевые; во-вторых, период действия целей функционирования различен, следовательно, проектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования организации (в противном случае процесс проектирования становится непрерывным); в-третьих, проектирование организаций под все цели функционирования слишком трудоемко, поэтому число целей должно быть по возможности ограниченным.
Проблема ранжирования целей функционирования в силу важности ее для организационного проектирования должна быть решена достаточно корректно и требует применения наиболее объективных методов, например, метода экспертных оценок. В этом случае реализация метода экспертных оценок проводится в два этапа. Напервом, подготовительном этапе, осуществляется формирование экспертных групп на выбранных уровнях управления, и готовится вся документация, необходимая для проведения экспертизы целей. Выбор группы экспертов производится с учетом их компетенции отдельно для каждого уровня. Именно в таком случае можно говорить о предпосылках достоверности экспертизы и минимальных затрат на ее проведение. На втором, организационном этапе, осуществляется обработка результатов экспертизы. На этом этапе выполняются все необходимые расчеты для сопоставления качественных целей на каждом уровне управления с целями, выбранными по мнению экспертов с точки зрения их важности (приоритетности). Процесс обсуждения выбранных целей происходит до тех пор, пока не совпадут мнения большинства экспертов.
Сформулируем требования, которым должна удовлетворять методика оценки целей функционирования с помощью экспертов:
1. Оценка целей функционирования должна проводиться в благоприятной психологической обстановке.
2. Трудоемкость опроса должна быть в допустимых пределах.
3. Экспертная документация не должна допускать двоякого понимания вопросов.
4. Экспертная документация должна быть, по возможности, однородной и полной.
5. Выбранная система шкал экспертной оценки должна быть обоснована самими экспертами.
6. Цели проведения экспертизы должны быть известны всем экспертам.
7. Наиболее приемлемым с практической точки зрения методов работы экспертов является анкетирование.
Наследующем этапе осуществляется построение дерева целей. Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного на практике инструмента исследования целей можно использовать древовидный граф (рис.3).
Рисунок 3 - Фрагмент дерева целей
Построение дерева целей осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева целей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
1. Общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата.
2. При развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того условия, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня.
3. При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения.
4. Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга.
5. Фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Исследование и формирование количественных целей выполняется на пятом этапе и является наиболее важным для управления организацией, так как количественные цели определяют выбор методов управления организацией, применение компьютерной техники в управлении. Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и годовых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей и конкретизируют выбранные качественные цели.
Оценка степени достижения целей производится на шестом этапе. Выбирается «эталон» управления, которое необходимо расценивать как практическое и при котором необходимо срочно принимать управленческие решения, чтобы приблизить организацию к достижению выбранных целей. Количество таких решений зависит от типа и класса сложности организации.
Цель данного этапа заключается в установлении полной картины использования ручных процедур. Необходимо составить перечень выявленных недостатков и определить их истинные причины. Такой анализ имеет важное и принципиальное значение, поскольку следствием устранения выявленных недостатков могут стать организационные изменения и даже постановка вопроса о самом существовании системы. Критический анализ должен осуществляться исследовательским коллективом совместно с руководителями подразделений организации. Выводы, получаемые из критического анализа существующей системы, должны главным образом содержать результаты обобщения выявленных недостатков и основные причины плохого функционирования существующей системы. Эти выводы служат исходными данными для выработки новых проектных решений, поскольку они должны вскрыть самые существенные ошибки, которых не следует повторять в режиме автоматизации.
В процессе выработки новых проектных решений выделяются следующие промежуточные шаги:
- определение основных целей новых проектных решений;
- поиск возможных проектных решений;
- исследование средств реализации намеченных проектных решений.
На шаге определения основных целей новых проектных решений необходимо определить основные средне- и долгосрочные цели проектных решений, подлежащих дальнейшей разработке. Эти цели должны быть самым непосредственным образом увязаны с политикой в области совершенствования управления, принятой в организации. Нередко трудно выяснить цели политики совершенствования управления в организации. Часто это связано с отсутствием у руководства организации таковых целей. В этом случае разработчик должен подсказать руководству, каким образом лучше определить эти цели. В формулировке основных целей должны также учитываться ограничения по времени и затратам.
Возможное проектное решение в общем случае может быть:
- модификацией ручных процедур с реорганизацией структуры самих процедур;
- автоматизацией без изменения организации;
- автоматизацией с реорганизацией структур и процедур.
Во время поиска возможных проектных решений необходимо рассматривать намеченные варианты с такой степенью детализации, которая позволила бы оценить их достоинства и недостатки. Для этого иногда должен быть проведен функциональный анализ некоторых решений (даже на этапе обоснования целесообразности автоматизации). Подобные исследования требуют времени, но дают хорошие исходные данные для сравнения намеченных вариантов.
При выборе проектных решений должны учитываться следующие факторы:
- определенные ранее цели и в особенности сроки реализации и финансовые средства, которые организация в состоянии выделить на разработку задач;
- технические средства обработки информации, которыми организация может располагать;
- мнения, которые могут подвести к выбору определенных проектных решений.
С целью исследования средств реализации намеченных проектных решений для каждого намеченного проектного решения необходимо изучить следующие компоненты системы:
- персонал, необходимый для его реализации: пользователи, участники разработки; пользователи, не входящие в коллектив разработчиков; разработчики-исследователи; разработчики-постановщики задач; программисты; операторы первичного ввода.
- материальные средства: материальные средства для обеспечения помещения коллектива разработчиков; технические и вычисли тельные средства реализации автоматизированных задач; сопутствующие материалы.
- сроки реализации;
- затраты на реализацию.
В качестве примера ниже рассматривается процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту). В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.
Подсистема «Маркетинг» направляет свою деятельность на формирование спроса. Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую на данный момент и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация как на уже освоенных предприятием рынках, так и на новых. Поэтому работу должны проводить специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую большого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфрастуктуры, которые уже начали формироваться в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.
Подсистема «Производство» охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание. При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей. Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавливаются в виде системы показателей, отражающих объем, ассортимент продукции, качество, производительность, затраты и т.д.
Подсистема, связанная с исследованиями и разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность - это поиск новых видов продукции и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.
Подсистема «Персонал» направлена на работу с трудовым коллективом и формулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.
Подсистема «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам).
Подсистема «Менеджмент» имеет в качестве своей ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов. В соответствии с этой задачей подсистема устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации, по контролю за движением и использованием всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации, и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации.