Анализ и выбор проектных решений

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ СТЕПЕНЬ БАКАЛАВРА

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

Направление 09.03.03 - Прикладная информатика

Методические рекомендации

Электронный ресурс

Владимир 2014

Составители: Галас В.П., Галкин А.А., Градусов А.Б.

Выпускная квалификационная работа на академическую степень бакалавра. Общие требования к содержанию и оформлению. Направление 230700 - Прикладная информатика. Методические рекомендации – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 40 с.

В данном методическом руководстве излагаются общие требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы бакалавра (направление 230700 - Прикладная информатика) по образовательной программе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Пособие рекомендуется студентам указанного направления подготовки бакалавров и руководителям выпускных квалификационных работ.

Рецензент

Зам. начальника отдела

ЗАО «Автоматика плюс» В.М. Дерябин

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

1.1. Общие положения и организация подготовки выпускной квалификационной работы

Областью профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Прикладная информатика» является системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов ИС; разработка требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов; технико-экономическое обоснование проектных решений; разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание ИС в прикладных областях; реализация проектных решений с использованием современных информационно- коммуникационных технологий и технологий программирования; внедрение проектов автоматизации решения прикладных задач и создания ИС; управление проектами информатизации предприятий и организаций; обучение и консалтинг по автоматизации решения прикладных задач; сопровождение и эксплуатация ИС; обеспечение качества автоматизации и информатизации решения прикладных задач и создания ИС [1].

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: данные, информация, знания; прикладные и информационные процессы; прикладные информационные системы.

Подготовка и защита квалификационной выпускной работы на академическую степень бакалавра (далее сокращенно - выпускная или бакалаврская работа) является завершающим этапом обучения студентов по образовательной программе базового высшего образования. Выпускная работа выполняется и защищается студентом в течение 8-го семестра.

Тема бакалаврской работы и руководитель назначаются студенту выпускающей кафедрой не позднее 2-й недели 8-го семестра. Тема может быть типовой (из разработанного кафедрой перечня тем) или индивидуальной (по предложению руководителя или студента). Выпускная работа должна быть основана на знаниях и навыках, полученных при изучении дисциплин за весь период обучения в вузе, и может частично базироваться на результатах курсового проектирования и материале, собранном студентом во время производственных практик. Выпускная работа, выполненная по типовой теме, может по согласованию с ведущими преподавателями рассматриваться как комплексный курсовой проект междисциплинарного характера. Для части студентов (группа не более трех человек) рекомендуется выдавать комплексные выпускные квалификационные работы.

На 4-й неделе 8-го семестра выпускается приказ ректора о допуске студентов к выполнению выпускной работы с указанием темы и руководителя. Не позднее, чем за 1 месяц до защиты бакалаврской работы выпускается распоряжение о назначении рецензентов бакалаврских работ (из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры или ведущих специалистов промышленных предприятий и организаций).

Разработка задания на выпускную работу осуществляется руководителем. Бланк задания типовой, используемый для выдачи заданий на курсовые проекты, работы и т. п. Для комплексных работ в техническом задании должен быть четко указан личный вклад студента в разработку. При этом допускается совпадение в содержании работ не более 30%.

Задание на выпускную работу может предусматривать выполнение исследовательских, проектных, расчетных, экспериментальных работ. При этом федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) рекомендовано решение следующих профессиональных задач [1]:

Проектная деятельность:

· проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки;

· моделирование прикладных и информационных процессов;

· формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов;

· технико- экономическое обоснование проектных решений, составление технических заданий на автоматизацию и информатизацию решения прикладных задач, техническое проектирование ИС в соответствии со спецификой профиля подготовки;

· программирование, тестирование и документирование приложений;

· аттестация и верификация ИС;

Производственно-технологическая деятельность:

· автоматизированное решение прикладных задач операционного и аналитического характера;

· информационное обеспечение прикладных процессов;

· внедрение, адаптация, настройка и интеграция проектных решений по созданию ИС;

· сопровождение и эксплуатация ИС.

Организационно-управленческая деятельность:

· участие в организации и управлении информационными процессами, ресурсами, системами, сервисами; использование функциональных и технологических стандартов;

· обучение и консультирование пользователей в процессе эксплуатации ИС;

· участие в переговорах с заказчиком; презентация проектов;

Аналитическая деятельность:

· анализ прикладных процессов, разработка вариантов автоматизированного решения прикладных задач;

· анализ и выбор методов и средств автоматизации и информатизации прикладных процессов на основе современных информационно-коммуникационных технологий;

· оценка затрат и надежности проектных решений;

Научно-исследовательская деятельность:

· применение системного подхода к автоматизации и информатизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий;

· подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно- исследовательской работе в области прикладной информатики.

Содержание выпускной работы могут составить любые из перечисленных задач, в том числе:

· Проектирование и разработка автоматизированных экономических информационных систем (ИС), обеспечивающих автоматизацию информационных процессов различных сфер экономики.

· Разработка ИС управления различными экономическими объектами или автоматизированных систем информационной поддержки принятия решения для менеджеров различного уровня.

· Разработка систем электронной обработки данных.

· Разработка систем электронной торговли.

· Разработка систем электронного документооборота.

· Разработка проекта внедрения ИС.

· Разработка системы информационной безопасности для ИС.

· Прикладная научная работа в области автоматизации информационных процессов и применении математических моделей и методов в управлении экономическими объектами.

При этом объем охвата ИС и ее компонентов в качестве объектов проектирования может быть от автоматизации отдельного бизнес-процесса до ИС масштаба подразделения организации или небольшой компании. В первом случае большее внимание уделяется алгоритмам и программированию, во втором – системному проектированию.

Тема дипломного проекта должна быть, прежде всего, актуальной, т. е. соответствовать потребностям и логике развития современной науки, техники и производства.

Требования к содержанию выпускной работы бакалавра

Выпускная работа должна содержать:

· титульный лист (форма приведена в приложении А);

· задание на проектирование (форма приведена в приложении Б);

· аннотацию;

· содержание;

· перечень условных обозначений, терминов и сокращений (при необходимости)

· введение;

· анализ предметной области;

· анализ и выбор проектных решений;

· проектная часть;

· оценка эффективности проекта;

· заключение;

· список литературы;

· приложения;

· лист самоаттестации студента (форма приведена в приложении В).

Аннотация

Аннотация содержит сведения об объеме работы (количество страниц, иллюстраций и таблиц, количестве используемых источников), перечень ключевых слов и текст. Текст аннотации должен отражать: объект исследования; цель работы; метод исследования и полученные результаты, их новизну; степень внедрения; степень апробации работы; область применения.

Рекомендуемый объем текста аннотации до 500 знаков. Аннотации пишется на русском и иностранном языках (на одной странице).

Перечень ключевых слов должен включать до 15 слов в именительном падеже, отпечатанных прописными буквами и расположенных в строку через запятые.

Введение

Во введении обязательно должны быть отражены следующие вопросы:

· актуальность выбранной темы;

· объект и предмет исследования;

· цель и задачи, решаемые в проекте;

· какие решения автора выносятся на защиту;

· используемые методики;

· практическую значимость полученных результатов.

Рекомендуется писать введение по завершении основных глав проекта, перед заключением. В этом случае исключена возможность несоответствия «желаемого» и «действительного».

Анализ предметной области

Целью раздела является рассмотрение существующего состояния предметной области, характеристик объекта и системы управления, выявление и анализ проблем предметной области, наличие компьютеризированных информационных технологий, состав средств компьютерной техники и программного обеспечения, оценка их достаточности и эффективности для решения задач информатизации (автоматизации).

В качестве предметной области (объекта автоматизации или информатизации) может выступать:

l организация (предприятие, учреждение, фирма, объединение и т. п.),

l ее подразделение,

l отдельный вид деятельности (бизнес-процесс).

Организационно-экономическая характеристика предметной области должна включать:

· наименование, организационная форма, юридический статус и миссию организации (необходимо выяснить миссию организации, оценить правильность ее формулировки и, если надо, дать свою формулировку),

· его организационную структуру (с указанием общей численности работающих);

· краткую характеристику технико-экономических аспектов подразделений.

При анализе проблем предметной области вначале выбирается и сжато формулируется одна (или несколько) из ключевых проблем достижения целей-желаний. При этом главная проблема не должна быть проблемой достижения высшей цели: необходимо найти на дереве целей наиболее проблемные подцели (достижение которых вызывает наибольшие трудности).

Следует сделать акцент на проблемах и недостатках, устранение которых предполагается осуществить в проекте, например:

· невозможность расчета показателей, необходимых для управления объектом из-за сложности вычислений или большого объема информации;

· высокая трудоемкость обработки информации (привести объемно-временные параметры);

· низкая оперативность, снижающая качество управления объектом;

· невысокая достоверность результатов решения задачи из-за дублирования потоков информации;

· несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации;

· несовершенство процессов сбора, передачи, обработки, хранения, защиты целостности и секретности информации и процессов выдачи результатов расчетов конечному пользователю и т. д.

При рассмотрении информационных технологий, состава средств компьютерной техники и программного обеспечения необходимо:

· идентифицировать существующие ИС и описать бизнес-процессы, которые они поддерживают;

· дать описание сетевой архитектуры, компьютерной техники и средств телекоммуникаций;

· указать используемое системное и прикладное программное обеспечение;

· описать работу ИТ-подразделений и служб.

Программную архитектуру целесообразно формировать исходя из существующих программных систем (программных продуктов), которые функционируют в рамках или параллельно с прочими обеспечивающими системами. В качестве основы работы программных продуктов целесообразно опираться на операционную систему, в которой они функционируют. Следует описать используемые операционные, антивирусные программы, браузеры и т. п., указать имеющиеся офисные программы, бухгалтерские, складские и другие информационные системы. Необходимо показать, для решения каких задач они используется.

В заключение (или в каждом подразделе) надо провести анализ и сделать выводы о достаточности и эффективности использования имеющихся программных средств и компьютерного оборудования.

Проектная часть

Раздел «Проектная часть» может иметь следующую структуру:

· Функциональная архитектура

· Технологическое обеспечение

· Информационное обеспечение

· Математическое и алгоритмическое обеспечения

· Программное обеспечение

· Аппаратное обеспечение

· Организационное обеспечение

· Обеспечение информационной безопасности

При этом в конкретном дипломном проекте должны быть только те разделы, в которых имеются материалы личной работы студента. При коллективной разработке должно быть четко указано авторское участие в создании разделов проекта.

Функциональная архитектура–архитектура автоматизируемых бизнес-процессов – определяет состав функциональных подсистем и комплексов задач (в виде набора операций, функций, задачобработки информации), обеспечивающих реализацию бизнес-процессов.

Технологическое обеспечение включает описание организации технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации.

Здесь описывается последовательность операций, начиная от способа сбора (получения) первичной информации (включающая данные, которые используются для корректировки нормативно-справочной информации, и оперативная информацию, используемая для расчетов), и заканчивая формированием результатной информации и способами ее передачи.

Информационное обеспечение ИС включает разработку информационной модели, предполагающей моделирование:

· взаимосвязей входных, промежуточных и результатных информационных потоков и функций предметной области (структурно-функциональной диаграмма или диаграмма потоков данных);

· данных информационной базы: диаграмма «сущность-связь» или диаграмма классов объектов (концептуальной модель); диаграмма связей между элементами данных (даталогическая модель), структура которой зависит от типа модели данных и выбранной СУБД.

Математическое и алгоритмическое обеспечениясодержат совокупность математических формул, методов и моделей для реализации целей и задач ИС. В случае проектирования новых процессов обработки информации следует представить соответствующие алгоритмы

При разработкепрограммного обеспеченияследует указать системное ПО, необходимое для функционирования предлагаемой ИС (включающее сетевое ПО и ПО рабочих станций). Далее описывается ПО, разработанное в рамках настоящего проекта.

Указываются использованные средства разработки (языки программирования, среды разработки) и кратко описывается разработанный программный комплекс.

Затем детально описываются автоматизируемые функции, показываются разработанные программные модули и их взаимосвязь, дерево вызова процедур и программ, схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов.

В подразделе аппаратное обеспечение необходимо отразить тип многопользовательской архитектуры: файл-сервер или клиент-сервер, тип локальных сетей и сетевых операционных систем, а также типы ЭВМ для клиентской и серверной части архитектуры. Если проектируемая информационная система строится на базе существующей аппаратно-программной платформе, то этот раздел отсутствует в пояснительной записке к выпускной работе.

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

В данном разделе следует отразить организационное обеспечение только стадии эксплуатации. Необходимо дать краткое описание работы спроектированной системы и отобразить структуру взаимосвязей рабочих мест конечных пользователей и ИТ-специалистов с серверами ИС.

В разделе обеспечения информационной безопасности в зависимости от задач проблемной области в области информационной информации и защиты информации могут рассматриваться следующие вопросы:

· основные угрозы информационной безопасности;

· мероприятия по физической безопасности

· мероприятия по безопасности программного обеспечения

· мероприятия по безопасности обрабатываемой информации

В разделе физической безопасности необходимо предложить и обосновать меры по защите от несанкционированного проникновения, разрушения или компрометации информации в результате механических манипуляций, обеспечения требуемого качества электропитания.

В области безопасности программного обеспеченияосвещаются проблемы:

· защиты от нарушения нормального функционирования программного обеспечения в результате преднамеренного или непреднамеренного воздействия тех или иных программных средств;

· управление доступом к информационной системе с помощью программных средств (процедуры авторизация и аутентификация);

· обеспечение целостности баз данных и файловых систем. И предлагаются решения этих проблем.

В разделе безопасности обрабатываемой информациирассматриваются варианты защиты информации методами архивирования, криптографии, стеганографии, проверки подлинности, электронно-цифровой подписи.

Раздел «Заключение»

Заключение рекомендуется оформить в виде краткого конспекта по разделам выпускной работы, отразив основные проектные решения, разработанные методики и модели.

Рекомендуется перечислить основные результаты работы, сделать выводы, определить пути внедрения результатов и направления дальнейшего совершенствования ИС.

Заключение составляется по следующей схеме:

· степень решения задач проектирования (например: работа выполнена полностью в соответствии с заданием);

· методы и средства решения этих задач (например: в работе использовались методы системного анализа, структурного, объектного и информационного моделирования, математической статистики, математического моделирования, идентификации и прогнозирования);

· полученный результат проектирования;

· возможность практической реализации проекта.

В заключении должна быть дана оценка, которая отражает степень выполнения поставленной задачи, и вытекает из темы выпускной работы и полученных в аналитическом и проектном разделах результатов. Оценка должна содержать данные о наличии в выпускной работе элементов исследования и о практической значимости проекта с точки зрения выпускника. Здесь же характеризуется степень личного его участия при разработке аналитического и проектного разделов.

Приводятся общие данные о технико-экономической эффективности и других преимуществах предложенных выпускником решений, по сравнению с существующим положением, а также показываются пути и методы внедрения проектных разработок. Объем заключения должен составлять 1­–2 страницы.

Приложения

В приложения к пояснительной записке работы бакалавра могут выноситься формы первичных документов как спроектированные автором, так и используемые на данном объекте, шапки форм выходных документов, экранные и печатные формы выходных документов, программы обработки информации, разработанные автором и т. д. В приложение включают вспомогательный материал, например: вводные и отчетные формы о деятельности анализируемого объекта исследования, математические выкладки и расчеты, таблицы вспомогательных цифр, методики, разработанные в процессе выполнения работы, о6язательно помещают описание алгоритмов и программ задач, решаемых с их помощью. Если результаты работы рассматривались на предприятии, заседании кафедры или Ученого совета, в приложении приводятся копии решения или акта о внедрении результатов в производство.

Графическая часть

Графическая часть работы должна содержать иллюстративный материал общим объемом не менее 3-х листов формата А1.

Набор иллюстративных материалов зависит от темы дипломного проекта и согласовывается с руководителем. В качестве иллюстративных материалов могут быть:

· Организационная структура предприятия.

· Функциональная модель объекта автоматизации.

· Деревья целей и проблем.

· Диаграмма потоков данных или документов.

· Архитектура ИС (программная и сетевая архитектуры)

· Функциональная модель объекта автоматизации.

· Диаграмма потоков данных или документов.

· Дерево автоматизируемых функций.

· Структура диалога.

· Дерево программных моделей.

· Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов.

· Проект компьютерной сети.

· Графическая иллюстрация показателей экономической эффективности от внедрения проекта.

Весь материал, выносимый в качестве иллюстративного материала, обязательно должен быть идентичен иллюстрациям, представленным в дипломном проекте.

Допускается оформление графического материала в электронном виде с представлением рисунков, схем и чертежей в основных графических форматах с разрешением не ниже 300 dpi.

По завершении работы студент заполняет бланк листа само-аттестации (образец приведен в приложении В), в котором оценивает проделанную работу путем выбора стандартных ответов тест-опросника.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Общие правила

2.1.1. Оформление квалификационной выпускной работы на академическую степень бакалавра должно соответствовать общим требованиям ГОСТ и действующего в университете стандарта [2,3].

2.1.2. Текст пояснительной записки выполняется на белой односортной бумаге формата А4 размером 210х297 мм на одной стороне листа (допускается представлять иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки на листах формата А3). Основной текст набирается шрифтом Times New Roman размером 14 пунктов, с автоматической расстановкой переносов и выравниванием по ширине, междустрочный интервал – 1.5. Объем расчетно-пояснительной записки должен составлять от 40 до 75 страниц текста на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ (с полями: левое – 30 мм, верхнее и нижнее - 25 мм, правое – 15 мм), не считая иллюстраций и приложений, содержащих вспомогательный материал.

2.1.3. Порядок листов пояснительной записки следующий: первой страницей является титульный лист (см. приложение А), второй и третьей – задание на выпускную работу (форма в приложении Б), четвертой – аннотация на двух языках, пятой – оглавление. На страницах 1–4 номера страниц не проставляются. Первой страницей, имеющей номер (номер "5") является «Оглавление». Далее идут разделы пояснительной записки, заключение, список использованных источников информации (Список литературы) и приложения.

2.1.4. Нумерация страниц пояснительной записки – сквозная, по порядку от первой до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавлений. Номера страниц проставляются арабскими цифрами (в правом углу нижнего поля) на уровне 15 мм от края листа. Если есть таблицы и иллюстрации, выполненные на отдельных листах, их включают в общую нумерацию. Зависимые приложения и список литературы также включаются в сквозную нумерацию.

2.1.5. Перед переплетом и последующим предъявлением проекта на кафедру нужно проверить: идентичность заголовков в содержании и в работе, а также их общую редакционную согласованность; правильность подкладки листов (их последовательность, размещение относительно корешка); наличие ссылок на рисунки, таблицы, приложения, литературу; правильность этих ссылок; правильность нумерации рисунков, таблиц, приложений; общую редакционную согласованность заголовков таблиц и надписей; наличие подписей на заполненных титульном листе и бланке задания; наличие сквозной нумерации страниц и соответствие ей содержания.

2.1.6. При необходимости, внесение изменений после переплета допускается применение забелки, заклейки ошибочного текста, но не более трех исправлений на одном листе. В случае небольших исправлений текст может быть аккуратно удален и вклеен новый.

Оформление заголовков разделов

2.2.1 Текст выпускной работы разбивается на разделы, которые нумеруются арабскими цифрами, начиная с 1, после цифры точка не ставится, пробел и собственно заголовок раздела с заглавной буквы (остальные: в заголовке первого уровня – прописные, а в заголовках других уровней – строчные). После названия заголовка точка или какие-либо иные знаки не ставятся. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.

2.2.2. Заголовки разделов первого уровня центрируются и набираются шрифтом со следующими параметрами: гарнитура Times New Roman, начертание полужирное, все прописные, размер 14 пунктов. Расстояние между заголовками различных уровней и основным текстом – три пробела с одинарным междустрочным интервалом. Заголовки различных уровней разделяют двумя пробелами с одинарным междустрочным интервалом.

2.2.3. Каждая новая глава выпускной работы должна начинаться с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям ра­боты: введению, заключению, списку литературы.

2.2.4. Разделы могут разбиваться на подразделы с соответствующими заголовками второго и последующих уровней. Нумерация заголовков второго уровня – двойная, арабскими цифрами, разделенными точкой. При этом первая цифра в такой нумерации соответствует номеру раздела, а вторая – порядковому номеру подраздела например 2.3 (третий подраздел второго раздела).

2.2.5. Заголовки разделов второго уровня начинаются с красной строки и набираются шрифтом со следующими параметрами: гарнитура Times New Roman, начертание полужирное строчное с заглавной буквой, размер 14 пунктов. В заголовках переносы слов не допускаются.

2.2.6. Заголовки разделов третьего уровня также начинаются с красной строки и набираются шрифтом со следующими параметрами: гарнитура Times New Roman, начертание полужирное курсив, размер 14 пунктов.

2.2.7. Заголовки разделов четвертого уровня начинаются с красной строки и набираются шрифтом со следующими параметрами: гарнитура Times New Roman, начертание курсив, размер 14 пунктов. Последующие заголовки набираются шрифтом основного текста.

2.2.8. Заголовки, как первого, так и последующего уровней могут занимать две и более строк. При этом для заголовков первого уровня в каждой из строк соответствующая часть заголовка центрируется, в подзаголовках последующих уровней – вторая и последующие строки начинаются точно под текстом первой строки. Подчеркивания наименований разделов не допускаются.

Аннотация

Аннотация оформляется на русском и иностранном языках. При оформлении аннотации в правом верхнем углу листа записывается универсальный десятичный код (УДК), который выбирается по классификатору. Далее с абзаца помещают текст аннотации средним рекомендуемым объемом 500 печ. знаков.

В конце аннотации указывают количество страниц, рисунков, таблиц и объем библиографии.

Оглавление

2.4.1. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в пояснительной записке, с указанием номеров страниц.

2.4.2. Слово "Оглавление" записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

2.4.3. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

2.4.4. В нижней части листа оглавления помещается основная надпись (специальный штамп по форме 2 для текстовых документов). В графе 1 основной надписи помещается сокращенная запись темы выпускной работы и текст «Пояснительная записка» без точек и кавычек. В графе 2 приводится обозначение документа (децимальный номер) в виде буквенно-цифровой последовательности ВлГУ.230700.ХХ.Y.00 ПЗ, где ВлГУ – наименование вуза, 230700 – шифр специальности, ХХ – порядковый номер выпускника по приказу, Y – код вида работы (причем для выпускной работы бакалавра это цифра 4), 00 – порядковый регистрационный номер для пояснительной записки, код которой имеет запись ПЗ.

2.4.5 Заполнение перечисленных и остальных граф основной надписи выполняется чертежным шрифтом по ГОСТ 2.104-68, который устанавливает формы, размеры, порядок заполнения основных надписей и дополнительных граф к ним.

Текст пояснительной записки

2.5.1. Текст основной части пояснительной записки делят на разделы, подразделы и пункты в соответствии с ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 2.106-96. Наименования разделов и подразделов должны быть краткими.

2.5.2. Следует обратить внимание на некоторые моменты, связанные с разделителями и знаками препинания: не ставится пробел после открывающих скобок и кавычек, так же как не ставится пробел и перед закрывающими скобками и кавычками; также не ставится пробел перед знаками препинания (. , : ; ! ?), но ставится после.

2.5.3. Отступ красной строки в любом абзаце составляет 1,27 сантиметра. Никаких интервалов ни после, ни перед абзацами не устанавливается. Сокращения в тексте, таблицах и рисунках не допускаются за исключением общепринятых сокращений (т. е., т. к., т. п., т. д., др.) и сокращений, для которых в тексте была приведена полная расшифровка.

2.5.4. При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Количественные числительные в тексте пишутся без падежных окончаний. Если в тексте необходимо привести ряд величин одной и той же размерности, то единица измерения указывается только после последнего числа. Между значением и единицей измерения необходимо вставлять пробел. Математические знаки, такие как «+», «–», «=», «>», «<» и так далее используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше».

2.5.5. Иллюстрации (таблицы, эскизы, диаграммы, схемы, графики) должны быть выполнены в виде черно-белых (не цветных) распечаток на белой непрозрачной бумаге формата А4 (или А3).

2.5.6. При ссылке в тексте пояснительной записки на источники информации указывают их порядковые номера соответственно списку литературы и выделяют прямоугольными скобками. Источники в списке необходимо располагать в порядке ссылок на них. При ссылке на стандарты и технические условия допускается указывать только обозначения документа без указания его наименования, например: ГОСТ 2.105-95.

2.5.7. Содержащиеся в тексте пункта или подпункта перечисления требований, указаний, пожеланий нумеруют арабскими цифрами со скобкой.

Оформление списков

2.7.1. При необходимости можно использовать в тексте перечисления типа списков, с обязательным использованием соответствующего раздела в меню «Формат» текстового редактора MS Word. При этом наиболее предпочтительным видом списков является маркированный список с маркировкой кружочком: «·».

2.7.2. Знак маркировки должен находиться в положении начала красной строки. Расстояние от маркировки до текста в списке должно составлять 0,63 сантиметра (что обычно соответствует стандартным настройкам MS Word). Если текст в пункте списка переходит на следующую строку, то он должен быть выровнен как по левому, так и по правому краям, если текст не переходит на следующую строку, то он выравнивается по левому краю. При этом текст в списке должен начинаться с маленькой (строчной) буквы, а заканчиваться – точкой с запятой (за исключением, конечно, последнего пункта в списке, заканчивающегося точкой).

2.7.3. Если по каким-либо причинам авторам необходимо использовать нумерованный список, то основные характеристики формата такого списка (положение нумератора, расположение и выравнивание текста) эквивалентны маркированному списку. При этом в качестве нумератора наиболее предпочтительной является цифровая нумерация со скобкой.

Иллюстрации

2.8.1. Все иллюстрации (чертежи, схемы, графики, фотографии и т.д.) обозначают словом «Рисунок». Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (после ссылки на них в тексте), так и в конце его или в приложении (в случае громоздкости).

2.8.2. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается подрисуночной надписью "Рисунок 1- Схема устройства …", выполненной гарнитурой текста - на единицу меньше основного текста.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например - Рисунок А.3- Текст.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например - Рисунок 1.1- Текст.

2.8.3. Рисунки при необходимости могут иметь наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Наименование помещают над рисунком, поясняющие данные - под ним. Номер рисунка помещают ниже поясняющих данных.

2.8.4. После подрисуночной подписи оставляется одна пустая строка и продолжается печать текста.

Таблицы

2.9.1. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Обозначение таблицы состоит из номера и названия, располагаемых над таблицей по левому краю и печатаемых шрифтом 14 пунктов.

2.9.2 Текст внутри таблицы, включая заголовки столбцов и строк, печатается шрифтом 12 пунктов через один интервал. Заголовки столбцов центрируются по ширине столбца, а заголовки строк выравниваются по левому краю.

2.9.3 Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Например, Таблица 3.5 – Основные характеристики …. Допускается не указывать название таблицы. Текст пояснительной записки должен содержать ссылки на все таблицы. Если в тексте одна таблица, то ее не нумеруют и слово «таблица» не пишут.

2.9.4. Заголовки граф таблицы начинают с прописной буквы, а подзаголовки - со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают непосредственно перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте пояснительной записки допускается нумерация граф.

2.9.5. Таблицу с большим количеством строк допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы или переносить на другой лист. При переносе таблицы на другую страницу слева пиш

Наши рекомендации