Выполнение курсовой работы

Курсовая работа — это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя — научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.

Студентам предоставляется возможность выбора темы. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафедры.

Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения.

Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук и исследовательских методов научная работа в любой области — ёстественно-научной, гуманитарной или технической — имеет много общего. Так, общими являются два главных направления исследования, которые взаимодополняя друг друга, позволяют получать серь­езные научные результаты, а именно:

- изучение научной литературы по данной проблеме, т. е. знакомство с тем, что уже сделано предшественниками;

- собственная экспериментально-практическая работа иссле­дователя.

В русле этих двух направлений выполняется и студенческая научная работа. По мере ее выполнения расширяется научный кругозор студента, он все глубже овладевает теоретическими и практическими методами исследования, вырабатывает самосто­ятельность мышления, обретает собственные научные взгляды.

Проделанная самостоятельная научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите.

Защита курсовой работы может рассматриваться как самостоятельная организационная форма научной работы, имеющая определенные.процедурные особенности. Это означает, что защита курсовых работ проходит в установленном порядке и включает ряд обязательных составляющих, этапов, действий.

На защите помимо защищающихся и преподавателя-руководителя работы могут присутствовать другие студенты и преподаватели.

Каждый студент, защищающий курсовую работу, делает небольшой доклад (на 10—15 минут) по своей теме, в котором он должен отразить наиболее существенные положения работы: сформулировать ее цель, показать теоретическую, т. е. результаты изучения литературы по проблеме, и экспериментальную базу исследования, сделать выводы.

Рецензент, или сам студент на защите зачитывает отзыв, после чего студент отвечает на замечания, высказанные в рецензии, а также на вопросы, которые может задать каждый из присутствующих. При этом студент должен продемонстрировать умение формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, аргументирование, т. е. с приведением убедительных доводов, ее доказывать.

За несколько дней до защиты курсовая работа передается назначенному кафедрой рецензенту — преподавателю или научному сотруднику, который прочитывает работу и дает на нее рецензию, т. е. критический отзыв, содержащий оценку работы, раскрывающий ее досто­инства и недостатки. Такое мнение специалиста всегда полезно для исследователя, поскольку оно дает ему возможность в ходе дальнейшей работы устранить недочеты, иногда помогает осоз­нать новые аспекты проблемы и пути ее решения.

После того, как выступит каждый из защищающихся, выставляет оценки, которые тут же объявляются и заносятся в ведомости.

Поскольку на каждую защиту в целом уходит по 30—40 минут, одновременно может защищаться не больше 4—5 человек.

Темы курсовых работ

1 Система показателей социально-экономической статистики.

2 Организация статистики в Российской Федерации.

3 Определение численности и состава занятых лиц.

4 Понятие трудовых ресурсов. Методы расчета. Задачистатистики трудовыхресурсов.

5 Система показателей статистики трудовых ресурсов.

6 Понятие экономически активного населения. Статистическое изучение занятости и безработицы.

7 Понятие и задачи статистики населения.

8 Показатели естественного движения населения.

9 Показатели миграции населения.

10. Методы расчета перспективной численности населения.

11 Понятие и состав национального богатства.

12 Определение экономических активов в СНС.

13 Система показателей статистики национального богатства.

14 Понятие о системе национальных счетов. Категории и определения СНС.

15 Группировки и классификация СНС.

16 Показатели результатов экономической деятельности в СНС.

17 Общая характеристика ВВП.

18 Методы расчета ВВП.

19 Определения показателей ВВП в постоянных ценах.

20 Понятие и задачи изучения уровня жизни населения.

21 Система показателей статистики уровня жизни населения.

22 Социальные нормативы и потребности.

23 Статистика доходов населения.

24 Методы изучения дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности.

25 Статистика потребления населением продуктов и услуг.

26 Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг: объём, структура,

27 Потребительский бюджет и потребительская корзина

28 Динамика потребления населения и потребительских цен.

29 Понятие эффективности функционирования предприятия.

30 Показатели эффективности функционирования предприятия.

Организация контроля

В обучении контроль является важнейшей составной частью, поскольку он помогает и преподавателю и самому студенту определить качество пройденного материала, выявить успехи и проблемы в обучении. По итогам изучения дисциплины «Статистика» проводится итоговый контроль в форме экзамена.

К экзамену допускаются студенты полностью прошедшие курс обучения в объёме предусмотренным учебным планом, выполнившим и оформившим должным образом самостоятельную работу. Самостоятельная работа, оформленная в специальной тетради, должна быть представлена на проверку преподавателю до начала экзамена.

Экзамен проводится по билетам, каждый из которых содержит два теоретических вопроса иодно практическое задание.

Вопросы в экзаменационных билетах составляются таким образом, чтобы максимально охватить изученный курс, действующей программы.

На экзамене в аудитории одновременно может находится не более 6 студентов. Для подготовки к ответу даётся 15-20 минут.

Экзамен проводится в устной форме в учебной аудитории. Для ответа студенту отводится 15 минут.

Знания студентов оцениваются по пятибалльной системе. Результат экзамена выставляется в экзаменационную ведомость, зачётную книжку студента и журнал группы. Против фамилии студента не явившегося на экзамен в экзаменационной ведомости ставится отметка «не явился».

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Статистика»

1.Зарождение и формирование статистической науки. Предмет статистической науки. Задачи статистики на современном этапе развития.

2 Метод статистики. Совершенствование статистической методологии в условиях рыночных отношений.

3 Основные статистические категории.

4 Основные этапы экономико-статистического исследования.

5 Организационные формы статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения.

6 Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения.

7 Статистическая сводка материалов наблюдения, ее значение и задачи в экономико-статистическом исследовании. Этапы сводки.

8 Метод статистической группировки при изучении социально-экономических явлений. Задачи, решаемые методом группировок.

9 Понятие об абсолютных и относительных величинах.

10 Методика расчета относительных величин.

11 Статистические показатели вариации признаков социально-экономических явлений.

12 Виды дисперсии, методика их расчета и условия применения в экономико-статистическом анализе.

13 Понятие о выборочном методе исследования. Этапы выборочного исследования.

14 Обобщающие характеристики генеральной и выборочной совокупности.

15 Ошибки выборочного наблюдения.

16 Определение необходимой численности выборки.

17 Основные способы формирования выборочной совокупности.

18 Понятие о рядах динамики, их значение и задачи в изучении развития рыночных отношений.

19 Статистические показатели рядов динамики.

20 Средняя хронологическая в статистике, способы ее вычисления.

21 Основные причины, вызывающие несопоставимость статистических данных.

22 Методы приведения статистических данных к сопоставимому виду.

23 Понятие о статистических индексах, их значение и задачи в изучении социально-экономических явлениях.

24 Методика расчета индивидуальных и общих индексов. Способы определения сумм экономического эффекта от изменения цен и количества проданных товаров.

25 Индексный метод измерения динамики среднего уровня явления.

26 Индексный метод анализа факторов динамики явления.

27 Задачи и значение средних величин.

28 Виды и формы средних величин. Правила их выбора.

29 Правило сложения дисперсии.

30 Понятие причинности, регрессии, корреляции. Основные задачи и предпосылки применения корреляционно-регрессионного анализа.

31 Парная регрессия на основе метода наименьших квадратов и метода группировок.

32 Оценка существенности связи. Принятия решений на основе уравнения регрессии.

33 Понятие о социально- экономической статистике, её предмет и метод.

34 Задачи социально-экономической статистики и области применения её данных.

35 Система показателей социально-экономической статистики.

36 Организация статистики в Российской Федерации.

37 Определение численности и состава занятых лиц.

38 Понятие трудовых ресурсов. Методы расчета. Задачистатистики трудовыхресурсов.

39 Система показателей статистики трудовых ресурсов.

40 Понятие экономически активного населения. Статистическое изучение занятости и безработицы.

41 Понятие и задачи статистики населения.

42 Показатели естественного движения населения.

43 Показатели миграции населения.

44 Методы расчета перспективной численности населения.

45 Понятие и состав национального богатства.

46 Определение экономических активов в СНС.

46 Система показателей статистики национального богатства.

47 Понятие о системе национальных счетов. Категории и определения СНС.

48 Группировки и классификация СНС.

49 Показатели результатов экономической деятельности в СНС.

50 Общая характеристика ВВП.

51 Методы расчета ВВП.

52 Определения показателей ВВП в постоянных ценах.

53 Понятие и задачи изучения уровня жизни населения.

54 Система показателей статистики уровня жизни населения.

55 Социальные нормативы и потребности.

56 Статистика доходов населения.

57 Методы изучения дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности.

58 Статистика потребления населением продуктов и услуг.

59 Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг: объём, структура, дифференциация, эластичность.

60 Потребительский бюджет и потребительская корзина

61 Динамика потребления населения и потребительских цен.

62 Понятие эффективности функционирования предприятия.

63 Показатели эффективности функционирования предприятия.

64 Предмет, метод и задачи статистики финансов.

Задачи

1 При измерении диаметра деталей получены следующие размеры (мм):

40,4 40,1 40,8 40,6 40,4 40,5 40,7

40,3 40,4 40,5 40,7 40,6 40,6 40,1

40,2 40,8 40,6 40,5 40,5 40.4 40,2

40,4 40,7 40,2 40,6 40,6 40,5 40,2

40.4 40,5 40,8 41,,140,3 40,4 40,1

40.5 40,3 40,5 40,6 40,7 40,1 40,0

Постройте дискретный ряд распределения результатов измерения диаметра изделий и изобразите его графически.

2. При выборочном обследовании (измерении) вес? деталей, получены следующие данные (кг):

18,8 19,6 21,3 22,0 20,8 19,6 21,0

19,1 19,3 21,0 19,4 22,0 19,8 20,0

19,0 19,1 21,8 20,4 18,6 18,9 20,8

20,1 21,2 20,4 19,8 19,3 19,6 20,7

18,5 20,4 20,9 20,0 20,1 19,5 21,7

20,5 20,9 20,3 19,4 19,7 20,7 20,0

19,5 20,1 20,2 19,3 20,1 18,4 21,8

3. Имеются следующие данные о научном стаже работников НИИ:

5,1,7,2,1,5,8,10,0,7,2,3,5,1,4,8,3,1,0,6,

2,10,10,4,4,12,13,8,7,2,3,3,5,6,15,20,21,6,

8,10,13,7,0,9,9,12,0,24,25,17,18,11,13,5,6,

8,14,15,20,22,7,8,9,10,12,25,21,19,18.26,2,4,

7,6,9,10,11,22,28,20.

Постройте интервальный ряд распределения, выделив группы с равными интервалами по 5 лет, сделайте выводы.

4. Имеются следующие данные о процентной ставке ряда коммерческих банков (в %).

20,4 18,1 13,2 11,0 18,5 17,3 19,6 23,6 14,6 17,5 22,4 26,0 13,9 12,3 14,1 16,4 16,7 15,0

21,1 18,0 13,5 13,9 17,6 24,3 14,9 18,9 21,7 25,9 14,7 16,5 17,4 18,8

Представьте данные в виде интервального ряда, объединив их в 5 групп. Постройте два графика: по не сгруппированным данным и по интервальному ряду. Какие типы графиков используются а каждом случае.

5. Имеется ряд распределения предприятий по числу персонала с интервалом, равным 20. Используя эти данные, постройте ряд распределения с интервалом, равным 50:

Группы предприятий с числом персонала Процент предприятий с соответствующим числом персонала
до 50 51—70 71—90 91—110 111—130 131—150 151—170 171—190 191—210 211—230 231—250 251—270 271—290 290 и выше
Всего

6. имеются данные выборочного обследования весенней торговли фруктами на продовольственных рынках:

Фрукты Цена за кг., руб. Продано, кг.
март апрель март апрель
Яблоки
Мандарины
Лимоны
груши

Определите:

1) индивидуальные индексы цен, физического объёма товарооборота и стоимости реализованных фруктов;

2) общие индексы цен- агрегатный и средний гармонический;

3) общие индексы физического объёма товарооборота – агрегатный и средний арифметический;

4) общий индекс стоимости реализованных фруктов;

5)абсолютное изменение стоимости реализованных фруктов;

6) абсолютную величину экономии и перерасхода денежных средств покупателей от изменения цен;

7) абсолютное изменение стоимости реализованных фруктов за счёт изменения физического объёма товарооборота.

7. определите, как изменился товарооборот в отчётном периоде по сравнению с базисным, если объём реализованной продукции вырос на 25 %, а цены увеличились на 5%.

8 На предприятии объём выпускаемой продукции увеличился на 15 %, в то же время численность рабочих сократилась на 2%. как изменилась средняя выработка одного рабочего?

9. Физический объём продукции снизился на 20 %, а производственные затраты увеличились на 5%. определите, как изменилась себестоимость единицы продукции?

10. Имеются следующие данные:

  Изделие Общие затраты на производство, тыс. руб. Изменение себестоимости в отчётном периоде по сравнению с базисным, %
  Базисный период   Отчётный период
+5,0
+4,0
-1,0

Определите:

1) общий индекс физического объёма продукции;

2) общий индекс затрат на производство;

3) общий индекс себестоимости продукции.

11. Имеются следующие данные о посевных площадях зерновых культур:

Наименование культур Базисный период Отчётный период
Посевные площади, га. Урожайность, ц/га. Посевные площади, га. Урожайность, ц/га.
11,0 14,0
6,5 7,5
9,5 9,5

Определите:

1) индекс урожайности переменного состава;

2) индекс урожайности фиксированного состава;

3) индекс структурных сдвигов;

4) динамику урожайности по каждой культуре.

Объясните содержание полученных результатов.

12. На предприятии за I, II, III декады июня производство продукции характеризуется следующими данными:

Вид продукции I декада II декада III декада
Цена за 1 шт., тыс. руб. Выпущено, тыс. шт. Цена за 1 шт., тыс. руб. Выпущено, тыс. шт. Цена за 1 шт., тыс. руб. Выпущено, тыс. шт.
А 0,7 0,5 0,1
Б 2,7 2,2 1,7

Вычислите индивидуальные базисные индексы цены продукции: индивидуальные цепные индексы физического объёма продукции; общие цепные индексы указанных видов продукции; общие базисные индексы физического объёма продукции. Покажите взаимосвязь базисных и цепных общих индексов.

13. Имеются следующие данные о выпуске специалистов высшими учебными заведениями:

 
Число специалистов, тыс. чел.            

Рассчитайте показатели динамики цепным и базисным способами. Определите:

а) среднегодовой абсолютный прирост за 1997-2001 гг.

б) среднегодовые темпы роста и прироста за 1997-2001 гг.

14. Заполните таблицу недостающими показателями

Годы   Ввод в действие Жилых домов (тыс. м2. общей площади)   По сравнению с 1997 г.  
абсолютный прирост, тыс. м2.   коэффициент роста   темпы прироста, %   абсолютное значение 1% прироста, тыс.м2  
         
10,32       0,102
  +0,35      
    1,06    
      +8  

15. имеются следующие данные о выпуске продукции по месяцам 2007 года.

Месяц
Млн. руб. 10,7 11,5 11,6 11,3 13,3 12,3 13,6 13,5 14,6 15,0 13,4 14,2

Для изучения общей тенденции изменения выпуска продукции проведите выравнивание ряда методом укрупнения интервалов.

16. Имеются следующие данные по региону об урожайности зерновых культур:

 
Урожайность, ц/га 15,0 15,1 15,3 15,4 15,0 14,9 15,2 15,9 16,4 17,0 17,3 18,2

Для изучения общей тенденции изменения урожайности зерновых культур по региону проведите сглаживание ряда методом скользящей средней.

17. Имеются следующие данные о реализации мяса и мясных продуктов в

продовольственных магазинах, тыс. т:

  Квартал годы
I 39.4 42.3 46.8 48.1 48.2 49.7
II 39.7 45.0 48.5 48.8 50.3 51.3
III 44.9 45.4 50.0 47.5 50.4 52.0
IV 45.0 47.0 49.2 48.9 51.0 51.0

Для изучения общей тенденции реализации мяса и мясных продуктов проведите сглаживание квартальных уровней методом скользящей средней:

а) по 3 членам;

б) по 4 членам;

в) по 12 членам.

18. Имеются следующие данные о производстве тканей, тыс. м2:

77,0 78,1 81,6 78,9 87,0 87,9 84,3 87,9 89,3

Проведите аналитическое выравнивание ряда по прямой. Изобразите эмпирический ряд и выравненный ряд графически. На основе выравнивания проведите экстраполяцию ряда до 2008 года.

19. Имеются следующие данные о производстве холодильников по годам, тыс. шт.

Проведите аналитическое выравнивание ряда. Для уравнения тренда используйте несколько функций и на альтернативной основе выберите наилучшую. Постройте график.

20. реализация картофеля на продовольственных рынках города характеризуется следующими данными, т.

  месяцы
 

Для анализа внутригодовой динамики определите индексы сезонности. Изобразите графически сезонную волну развития изучаемого явления по месяцам года.

21. Следующие данные характеризуютвозрастную структуру сотрудников предприятия:

Возраст, лет   Численность сотрудников (в % к итогу)
Отдел № 1 Отдел № 2
До 25 25-30 30-35 35-40 40-45 45-50 50-55 55 и более 12,2 18,3 30,7 11,5 10,8 8,6 5,8 2,1 4,0 10,4 20,6 21,9 22,3 10,3 6,3 4,2
Итого 100,0 100,0

Определите средний возраст сотрудников отдела. Сравните рассчитанные показатели.

22. Имеются следующие данные о заработной плате и численности рабочих по двум предприятиям отрасли

Номер предприятия Базисный период Отчётный период
Среднесписочная численность рабочих, чел. Средняя месячная заработная плата, руб. Фонд заработной платы, руб. Средняя месячная заработная плата, руб.

Определите среднюю заработную плату рабочих по двум предприятиям в базисном и отчетном периодах. Сравните данные. Укажите, какие виды средних необходимо применить в каждом случае.

23. Имеются следующие данные по трем предприятиям, выпускающим одноименную продукцию:

Номер предприятия   Базисный период Отчётный период
Себестоимость единицы продукции, руб. Затраты на выпуск продукции, тыс. руб. Себестоимость единицы продукции, руб. Выработано продукции, тыс. шт.
20,0 19,8
18,0 18,0
22,0 21,6

Определите среднюю себестоимость единицы продукции по группе предприятии: 1) в базисном периоде; 2) в отчетном периоде. Укажите, какие виды средних необходимо применить в каждом случае. Сравните полученные показатели. Сделайте выводы. Объясните, какие факторы оказали влияние на изменение средней себестоимости.

24. Имеются следующие данные о затратах времени за смену на обработку одинаковых деталей тридцатью рабочими цеха:

Затраты времени на обработку одной детали Численность рабочих  
итого

Определите среднее количество времени, затрачиваемое на обработку одной детали.

25.. Имеются следующие данные по трем предприятиям, выпускающим одноименную продукцию.

Номер предприятия Фактический выпуск продукции, тыс.руб.   Изменение объема продукции по сравнению с базисным периодом, % Удельный вес новой продукции, %  
2440,0 -4,5
2520,0 +3,6
2610,0 +5,2

Определите по трем предприятиям в целом:

1) средний процент изменения объема продукции по сравнению с базисным периодом;

2) средний удельный вес новой продукции в фактическом выпуске.

26. Установите соответствие между видами относительных величин в следующем порядке:

1) относительная величина координации;

2) относительная величина интенсивности;

3) относительная величина структуры;

4) относительная величина уровня экономического развития;

а) потребление продуктов питания в расчёте на душу населения;

б) доля безработных в общей численности экономически активного населения;

в) число родившихся на 1000 человек населения;

г) соотношение численности мужчин и женщин в регионе.

27. Объединение выполнило план производства на 104%. По сравнению с прошлым годом прирост выпуска продукции по объединению составил 7%. Определите, какой прирост продукции по сравнению с прошлым годом был предусмотрен планом по объединению.

28. По цеху ширпотреба предприятия в текущем году предусматривалось планом увеличение выпуска изделий:

- Детских велосипедов - на 9%;

- Санок - на 8%;

- Садового инвентаря - на 6%.

Фактически в текущем году по сравнению с базисным годом было выпущено велосипедов в 2,1 раза больше, санок – на 5% меньше, а садового инвентаря – в 1,5 раза больше. Определите, какова степень выполнения плана в отчетном году по выпуску изделий каждого вида.

29. В отчетном периоде планировалось снизить себестоимость единицы изделия на 1020 руб., при уровне базисного – 6025 руб. фактически в текущем году себестоимость единицы изделия составила 4900 руб. Определите процент выполнения плана по снижению себестоимости.

30. Плановый прирост выпуска продукции в текущем году по отрасли должен был составить 6,7%. Определите степень выполнения плана отраслью по данному виду продукции в отчетном году, если фактический прирост выпуска продукции по сравнению с базисным годом составил 9,2%.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономических дисциплин

(протокол _______________от___________________________)

Рекомендовано Методическим советом института

(протокол _______________от___________________________)

Наши рекомендации