Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Салимова Т.А. Управление качеством
Литература
Основная литература:
1. Салимова Т.А. Управление качеством. Учебник 2-е издание – М.: Высшая школа менеджмента, Изд-во «Омега-Л», 2008*.
Дополнительная литература:
1. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. Учебное пособие 5-е издание – М.: Высшая школа менеджмента, Изд-во «Омега-Л», 2008*.
2. Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менеджмента. 3-е издание – М-СПб-Киев.: «Вильямс», 2008.
3. Мишин В.М. Управление качеством. Учебник 2-е издание – М.: ЮНИТИ, 2008*.
4. Окрепилов В.В. «Менеджмент качества». – СПб.: Наука, 2006*.
Управление качеством / Под ред. С.Д. Ильенковой – М.: ЮНИТИ, 2006*.
5. ГОСТ Р ИСО 9000:2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Стандартинформ, 2008.
6. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Стандартинформ, 2008.
7. ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента. ИПК Издательство стандартов, 2004.
Методическое и информационное обеспечение дисциплины
В качестве методического и информационного обеспечения учебной дисциплины используются:
- глоссарий (по материалам курса), приведенный в приложении 1;
- конспект лекций студента;
- электронные презентации, содержащие материалы лекций и практические примеры для проведения разбора и анализа проблемных вопросов, изучаемы в рамках учебного курса;
- электронные методические документы, содержащие рекомендации по использованию нормативных документов в области менеджмента качества;
- педагогические контрольные материалы (тесты, контрольные задания);
- ссылки на интернет-ресурсы (сайты, порталы и другие сетевые ресурсы), а также рекомендации по использованию информационных технологий.
Ссылки на интернет-ресурсы:
http://www.aup.ru/books/m93/ электронное пособие: Ю.И. Ребрин Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог, 2004.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
В процессе проведения лекционных и семинарских занятий применяются технические средства обучения, а именно мультимедийное оборудование, включающее в себя компьютер (ноутбук) и мультимедиа проектор, проецирующий изображение (слайды) на экран.
Кроме технических средств используется и прикладное программное обеспечение (Microsoft Word и PowerPoint версии не ниже 2003 года), позволяющее демонстрировать лекционные материалы (слайды) и задания к семинарам.
Аудитории для проведения занятий должны быть оборудованы доской и инструментом (мел или маркер) для нанесения рисунков, схем и текста на доску.
Для проведения аудиторной контрольной работы (АКР) может быть использован компьютерный класс. На терминалах студентов будут отображаться контрольные задания, а ответы будут оформляться студентами письменно в специально подготовленных формах (бланках), что позволит существенно сократить материальные ресурсы (бумагу, картриджи) для проведения АКР.
На лекционных и семинарских занятиях студентам рекомендуется отключать звук мобильных устройств (телефонов, смартфонов, КПК, коммуникаторов и т.п.), чтобы не мешать преподавателю вести занятия и не отвлекать от учебного процесса других студентов. Студенты, не выполняющие указанных рекомендаций преподавателя, будут удалены из аудитории, в которой проводится занятие.
Студентам рекомендуется на семинарские занятия приносить с собой мобильные (съемные) носители данных (USB флэш-карты, внешние HDD, CD или DVD диски) для копирования практических заданий, тестов, материалов лекций и дополнительных (электронных) источников информации по изучаемой дисциплине.
Приложения
Приложение 1. Глоссарий учебной дисциплины «Управление качеством».
Приложение 2. Задание повышенной сложности для проведения ситуационного анализа.
Приложение 1
ГЛОССАРИЙ
учебной дисциплины «Управление качеством»
(основные термины, понятия и определения)
Приложение 2
Задание повышенной сложности для проведения ситуационного анализа[1]
(покажи силу интеллекта – получи бонус!)
Исходные данные:
Сведения об организации:Фирма ЗАО «COM-IT», на рынке информационных технологий работает 3 года, основная продукция (услуги) включают: сборку и поставку компьютерной техники, периферийных устройств (принтеры, сканеры и т.д.), проектирование и монтаж информационных кабельных сетей и систем, установку программного обеспечения и т.п. Имеет сертификат системы менеджмента качества по стандарту[A1] ИСО 9001:2000. Численность сотрудников фирмы составляет 17 человек (все штатные).
Действующие лица:
Максим (Макс) – менеджер отдела продаж по персональным компьютерам, работает на фирме 2 года, возраст 27 лет, зарплата 35 т.р. чистыми;
Денис (Дэн) – менеджер отдела продаж по периферийному оборудованию, работает на фирме 1,5 года, возраст 24 года, зарплата 30 т.р. чистыми;
Иван Михайлович – начальник отдела продаж, старый воин (работает на фирме с момента ее основания), возраст 35 лет, зарплата хорошая;
Клиент (заказчик) – потенциальный покупатель;
Вы (студент) – аудитор-консультант по системам менеджмента качества.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:
Часть 1.
11.00 – утро рабочего дня. Вы сидите в отделе продаж и изучаете документы отдела, связанные с поставкой продукции потребителю. Напротив Вас за ноутбуком сидит менеджер по компьютерам Максим. Начальник отдела вышел за документами, которые Вы дополнительно попросили принести.
11.30 – Звонит телефон. Максим снимает трубку (громкость звука приличная и Максим отрывает трубку от уха, чтобы не оглохнуть – Вам становится слышен в деталях весь разговор)…
Максим: Алло!
Клиент: Это фирма «COM-IT»?!
Максим: Да! Что вы хотели?
Клиент: Я представляю небольшую коммерческую организацию. Мы бы хотели приобрести надежный и недорогой лазерный принтер с высокой скоростью печати и большим ресурсом картриджа. Может быть, заодно, еще и цветной принтер, так как иногда нам приходится печатать картинки в текстах, диаграммы и т.д. В настоящий момент у нас уже есть два принтера, подключенных к двум компьютерам наших сотрудников, но один постоянно затягивает бумагу пачками (приходится вставлять бумагу по одному листу, что крайне неудобно), второй струйный дорого обходится из-за быстрого расхода цветных чернил, причем не полностью, а одного или двух цветов, что тоже нерационально, так как менять приходится весь картридж. Было бы неплохо, если бы оба принтера включить в локальную сеть, а то сотрудники, у которых подключены принтеры, не всегда бывают на месте, доступ в систему защищен паролем, поэтому приходится каждый раз как то выкручиваться. У нас есть небольшая локальная сеть из трех компьютеров, остальные полностью автономны.
Максим: А компьютеры хорошие и мощные вам, случайно не нужны? Раз уж меняете принтеры, то и компьютеры заодно, а то они у вас, наверное, старые и с низкой производительностью. Опять же могут возникнуть проблемы при соединении в локальную сеть. Мы бы вам помогли.
Клиент: Кстати, как Вас зовут?
Максим: Максим.
Клиент: Нет спасибо, Максим. Компьютеры мы закупили оптом для всех сотрудников полгода назад. Они новые хорошие на 2-х ядерной технологии. А то старые машины постоянно зависали и медленно работали. Вот только про принтеры как-то не подумали, понадеялись на эти, а они через полгода, как сговорились, стали сбоить, бумагу засасывать пачками и т.д.
Максим: Жаль… А то у нас хороший выбор компьютеров на любой вкус: недорогих и продвинутых – кто покупал довольны. По поводу принтеров: наш менеджер по периферии еще не приехал на работу, должен в течение часа подъехать. Перезвоните через часок – он вам все популярно расскажет. Только учтите, у нас обед с 13.00 до 14.00, поэтому лучше позвонить до обеда или после двух.
Клиент: Хорошо, спасибо. Я попробую позвонить позже.
Максим: До свидания.
Кладет трубку, недовольно вертит головой: «Чуть не оглох от этого телефона!» говорит он, видимо, себе, а может Вам, чтобы вызвать сочувствие или «развести» на разговор. Но Ваше монументальное молчание вынуждает его снова уткнуться в свой ноутбук.
Часть 2.
Действующие лица те же.
11.45 – в комнату «влетает» запыхавшийся молодой человек. Почему-то сразу понимаешь – это Денис.
Денис:Здрасьте всем. Привет, Макс.
Максим: Привет Дэн – опаздываешь!!! Я тут за тебя рублюсь, клиентов твоих обслуживаю.
Денис: Да не говори, пробки в Москве страшные – ужас какой-то, думал и к обеду не доберусь на фирму. А что за клиент, ты говоришь?
Максим:Да «перец» какой-то звонил. Все уши мне прожужжал – чуть не оглох с нашим телефоном. Принтеры «лазерник» и «струйник» ему нужны были для сетевого варианта подключения. Пытался «раскрутить» его на «компы» – не удалось.
Денис:А что конкретно хотел, говорил? Ну, там какие примерно модели, требуемые характеристики и т.д. Кстати, телефон свой не оставил?
Максим:Да что-то орал мне в ухо, как ненормальный, про картриджи, про жевание бумаги – я так толком и не понял. У них, вроде, два «принта» есть каких-то доисторических, которые вот-вот умрут. Вот они и хотят апгрейд сделать, да еще и «локалку» бросить от «компов» к «принтам». Телефон свой не оставил – обещал через час-два перезвонить.
Денис:Ладно, подождем.
Оба утыкаются в свои ноутбуки. Тишина.
Часть 3 (финальная).
Действующие лица те же.
12.00 – в комнату входит начальник отдела – несет Вам необходимые документы.
И.М.: А, «нарисовался» – привет, Денис!
Денис:Здрасьте, Иван Михалыч! Да пробки эти уже достали. Скоро, чувствую, на метро буду ездить на работу. А то тут клиенты трубки обрывают, Макс говорит.
И.М.:А кто звонил?
Денис: Макс сказал кто-то насчет двух принтеров («лазерника» и «струйника») звонил, хотел у нас проконсультироваться и купить. Да еще и в сеть их воткнуть. Сеть, я так понял, они тоже хотели у нас заказать заодно уж. Обещали перезвонить позже.
И.М.: Вот, говорил тебе Денис – приезжай вовремя на работу. Как тебя нет на рабочем месте, так сразу звонки идут с заказами.
Денис:Михалыч, так я же уезжаю с работы не раньше 19-20, поэтому часы свои отрабатываю на все 100.
И.М.:Я не о часах сейчас. У меня к тебе претензий по рабочему дню нет. Просто клиенты, почему-то звонят с утра, когда тебя нет, а не вечером когда ты в офисе…
Денис: Клиент несознательный какой-то пошел нынче. Ладно, начальник будем исправляться. Я сейчас пару-тройку вариантиков коммерческих предложений набросаю, ну чтобы если позвонят, то было с чего начинать.
И.М.:О'кей! Тут еще комиссия по инспекции системы менеджмента качества (СМК) должна нагрянуть, поэтому шеф поставил задачу подготовиться. Сидим вот с консультантом мучаемся, изучаем наши документы – ищем, какие улучшения наших процессов СМК мы сможем показать комиссии органа по сертификации. В нашем-то отделе процессов СМК хоть отбавляй: «Взаимодействие с потребителем», «Поставка продукции», «Оценка удовлетворенности потребителей». Ладно, что-нибудь сообща придумаем.
Вы поработали, встали и пошли домой готовиться к завтрашней встрече с генеральным директором фирмы, на которой Вы должны будете изложить свои мысли, предложения, рекомендации по улучшению системы менеджмента качества.
Занавес.
Задание Вам (студенту) – аудитору-консультанту.
Ниже приводятся вопросы, на которые Вам необходимо ответить для подготовки к разговору с директором. Ваша задача – внимательно изучить изложенную выше ситуацию, ответить на поставленные вопросы и указать, при необходимости, аргументы, выводы, рекомендации и т.д., которые будут, на Ваш взгляд, уместными.
Вопрос №1. Считаете ли Вы, что в действиях персонала отдела сбыта были какие-либо недостатки, нарушения, ошибки и т.д.? Если да, то укажите, какие (с кратким пояснением). Если нет, пропустите этот вопрос.
Вопрос №2.Что Вам понравилось в описанной ситуации? Кратко поясните позитивность моментов.
Вопрос №3.Какие рекомендации по улучшению деятельности (процессов) Вы бы могли дать фирме?
Вопрос №4.На какие важные мелочи Вы обратили бы внимание руководства фирмы в описанной ситуации? Кратко обоснуйте важность мелочей.
Свои ответы Вам необходимо оформить письменно (в ученической тетради рукописно или на листах формата А4 печатным способом) с указанием номера вопроса и своего ответа. На титульном листе своей работы укажите номер группы, Вашу фамилию, имя и отчество (полностью).
УСПЕХОВ!!!
* №№ семестров, объемы часов, формы текущего и итогового контроля указываются в соответствии с утвержденными базовыми учебными планами по специальностям
* Издания с грифом Министерства образования и науки России и УМО
[1] Данное задание не является обязательным, однако, в случае его выполнения, надлежащего оформления и представления преподавателю в срок не позднее 10 дней до начала контрольной работы студент освобождается от АКР (при условии успешного выполнения задания) с выставлением оценки «зачтено».
[A1]О