Стратегия и современная модель управления в сфере денежно- кредитных отношений
1.Понятие и общая характеристика стратегии управления
в сфере денежно-кредитных отношений.
Под стратегией управления денежно-кредитными отношениями понимают реализацию комплекса мероприятий в сфере денежно-кредитного регулирования, направленных на достижение перспективной задачи обеспечения стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Реализация отмеченных мероприятий предполагает от 3 до 6 лет и более в зависимости от состояния социально – экономического развития страны ( либо группы стран ), ее места в международном разделении труда, состояния мировой экономики.
Стратегия управления в сфере денежно – кредитных отношений реализуется посредством проведения текущей денежно - кредитной политики.
Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более краткосрочные периоды времени (1 – 3 года ) и достижимые цели в ближайшей временной перспективе, чем глобальная стратегическая задача. Например, поэтапное снижение уровня инфляции.
В свою очередь, эти краткосрочные, цели включают в себя промежуточные цели , регулирующие значения отдельных параметров ( например, уровень инфляции) в экономической системе на годичных ( и более этого) временных интервалах и тактические цели , достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций Центральных банков на открытом рынке ценных бумаг ,что влияет на объем денежной массы в обращении.
Стратегические задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задач более высокого порядка.
Для реализации стратегии управления денежно-кредитными отношениями, достижения промежуточных и тактических целей, особое значение имеет выбор модели этого управления в наибольшей мере соответствующей современному состоянию экономики, поскольку реализация отмеченной стратегической задачи обеспечения стабильности цен, полной занятости и роста реального объема производства является комплексной проблемой, предполагающей учет достаточно большого многообразия факторов влияющих на состояние денежного обращения.
Составление стратегических и тактических программ денежно-кредитной политики должны включать:
1)анализ развития экономики и денежно-кредитной политики;
2)формирование принципов и денежно-кредитной политики на перспективу;
3)цели и направления развития экономики страны и денежно-кредитной политики и мероприятия по ее реализации, цели и инструменты достижения поставленных экономических результатов, т.е. определение модели денежно-кредитного регулирования.
2.Деньги и финансовые рынки в кругообороте доходов и продуктов.
Функционирование экономики в условиях товарно-денежных отношений и определяется ролью денег. По своему
экономическому содержанию, деньги представляют собой средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости. Если рассматривать роль денег в экономике более подробно, то можно выделить их микроэкономическую и макроэкономическую роль.
Микроэкономика — это отрасль экономической науки, изучающая деятельность малых экономических единиц, таких как семейные хозяйства, деловые фирмы и предприятия, а также государственные и муниципальные учреждения и организации.
Макроэкономика - это отрасль экономической теории, изучающую более масштабные экономические явления , такие, как инфляция, безработица и экономический рост. Состояние денежной системы является предпосылкой создания условий стабильности цен, при которой становятся возможными полная занятость и устойчивый рост экономической системы, В современных рыночных экономических системах ответственность за проведение денежно-кредитной политики возлагается на центральные эмиссионные банки.
Помимо своей роли в национальной экономике, деньги выполняют важные функции в международных деловых операциях, которая значительно возрастает в условиях экономической глобализации.
Для понимания роли денег в экономических системах, необходимо рассмотреть их место в кругообороте доходов и продуктов, с учетом различных факторов влияющих на нее.
Теоретическая модель экономической системы, известная как кругооборот доходов и продуктов, описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются домашние хозяйства и фирмы, сбалансированный обратным потоком денежных платежей, совершаемых при обмене. Наиболее простой из возможных версий кругооборота, является экономическая система, в которой не учитываются финансовые рынки, государство, а также не учитываются импорт и экспорт, движение капитала между странами. Понятно, что такая система носит « исскуственный» характер.
Упрощенная версия кругооборота представлена на рис. 1.
В этой моделе, оттоки реальных товаров и услуг направлены по часовой стрелке, а потоки денежных платежей направлены против часовой стрелки. В этой экономической системе семейные хозяйства и фирмы связаны двумя группами рынков. Рынки продуктов, которые обозначены в верхней части диаграммы, — это рынки, на которых семейные хозяйства покупают производимые фирмами товары и услуги. Рынки ресурсов, показанные в нижней части диаграммы, — это рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы, необходимые им для производства: рабочую силу, капитал и природные ресурсы.
Процессы, показанные стрелками на рис. 1. называется потоками, поскольку эти процессы непрерывны. Потоки измеряются в денежных единицах за период времени. Параметры потока — это параметры скорости, с которой происходит процесс.
Из всех потоков, показанных на рис. 1.1, два являются наиболее значимыми. Первый из них — это национальный продукт, оценка суммарной стоимости всех готовых товаров и услуг, произведенных в экономической системе.
Рис.1. Основной кругооборот продуктов и доходов.
Другой важнейший поток на рис.1.—это национальный доход, представляющий собой суммарный доход, полученный семейными хозяйствами, включая всю заработную плату, ренту, процентные выплаты и прибыль. В модели кругооборота национальный доход и национальный продукт равны.Это происходит потому,что когда фирмы получвют платежи за товары и услуги, составляющие национальный продукт, они используют часть этих платежей, выдавая своим работникам заработную плату и выплачивая ренту и процент владельцам ресурсов, использованных в производстве. Эти выплаты, представляющие собой затраты на производство национального продукта, вмещают в себя весь объем национального дохода. То же, что остается у фирм после осуществления всех затрат, является прибылью, которая также считается частью национального дохода, потому что она заработана семейными хозяйствами, одновременно являющимися и собственниками фирм. Таким образом, как заработная плата, так и другие виды выплат за ресурсы, а также прибыль учитываются как суммы, полученные от продажи национального продукта, эти суммы целиком переходят к семейным хозяйствам.
Из всего рассмотренного, видна роль денег. Если представить себе, что потоки, направленные на рис. 1.1 против часовой стрелки, — это своего рода «каналы», то деньги вполне можно считать «жидкостью», текущей по ним в направлении против часовой стрелки. В этом случае национальный продукт становится оценкой скорости течения этой «жидкости».
Уравнение обмена — это расчетная зависимость, которая должна выполняться всегда:
MV = Pу ,
где: М – денежная масса ;
V - скорость обращения денег за год ;
P - уровень цен , выраженных относительно базового годового показателя , равного 1,0 ;
y - реальный национальный продукт.
Исключительно важно влияние, которое оказывает изменение количества денег, находящихся в обращении, на уровень цен и размеры реального национального продукта.
Кругооборот, представленный на рис.1, — показывает основные макроэкономические взаимозависимости, связывающие семейные хозяйства и фирмы.
При рассмотрении роли денег, следует учитывать также и множество связей, включающие такие процессы, как сбережения, инвестиции и финансовые рынки. Эти связи показаны на рис.2.
В условиях современной экономики величина ежегодных расходов семейных хозяйств в среднем, как правило, меньше величины их доходов. Та часть дохода семейного хозяйства, которая не идет на покупку товаров и услуг, а также на уплату налогов, называется сбережениями.Наиболее распространенной формой сбережений является использование части дохода либо для создания накоплений в виде наличных денег или вкладов в банках, либо для приобретения ценных бумаг.
Рис.2. Сбережения , инвестиции и финансовые рынки в модели кругооборота.
Если домашние хозяйства в среднем тратят в течение года меньше, чем зарабатывают, то предприятия и фирмы в среднем каждый год тратят больше, чем получают от продажи своих продуктов. Они поступают таким образом потому, что предприятия и фирмы должны осуществлять инвестиции для своего развития.
Инвестиции, совершаемые фирмами, состоят из двух элементов. Первый из них — это инвестиции в основные средства, такие как производственное оборудование, компьютеры, здания производственного назначения. Второй компонент — инвестиции в товарно-материальные запасы, представляющие собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, и не проданной готовой продукции.
Учитывая сбережения и инвестиции, возникают два пути, по которым средства могут направляться от семейных хозяйств к рынкам продуктов. Один путь — прямой, осуществляемый посредством затрат на потребление. Другой путь — косвенный; по этому пути средства движутся «через» финансовые рынки, сбережения и инвестиции. На рис.2. показаны потоки денежных средств.
Поскольку большинство сбережений совершается семейными хозяйствами, а большинство инвестиций осуществляется фирмами, то существует определенный набор механизмов, осуществляющий перемещение потоков денежных средств от первых ко вторым. Именно эти механизмы создаются благодаря функционированию финансовых рынков. Финансовые рынки изображены в центре диаграммы кругооборота продуктов и доходов на рис.2.Финансовые рынки состоят из множества разнообразных «каналов», по которым денежные средства «перетекают» от собственников сбережений к заемщикам. Эти каналы можно подразделить на две основные группы.
К первой группе относятся каналы прямого финансирования, то есть такие каналы, по которым средства перемещаются непосредственно от собственников сбережений к заемщикам. Можно выделить две подгруппы способов прямого финансирования. Капитальным финансированием называется любое соглашение, по которому фирма получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на предоставление права долевого участия в собственности на эту фирму. Наиболее известный пример — продажа корпорациями обыкновенных акций. Обыкновенная акция — это сертификат долевого участия в собственности корпорации, дающий его владельцу право на долю прибыли, получаемой этой корпорацией. Еще одна подгруппа способов прямого финансирования — это финансирование путем получения займов. К этой категории относится любое соглашение, согласно которому фирма получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на обязательство выплатить эти средства в будущем с оговоренным процентом,Примером этого является продажа облигаций, представляющих собой обязательства выплатить долг в течение определенного количества лет с процентом.
Вторая группа каналов финансового рынка —это каналы косвенного финансирования. При косвенном финансировании средства, перемещающиеся от семейных хозяйств по направлению к фирмам, проходят через финансовые институты, к числу которых относятся, например, банки, инвестиционные фонды, т.е. финансовые посредники.
Третьим фактором влияющим на кругооборот продуктов и доходов является государственный сектор. Государственный сектор связан с остальной экономической системой следующими тремя способами: через налоги, через государственные закупки и через займы. Эти связи и отражены на рис.3.
Рис.3.Модель кругооборота с учетом роли государственного сектора.
При построении модели кругооборота интерес представляет чистое количество денежных средств, взятых у сектора, представленного семейными хозяйствами в виде налогов. Налоговые поступления в государственный бюджет превосходят величину потока денежных средств, исходящих из сектора «семейные хозяйства», поскольку этот поток частично возмещается выплатами денежных средств из госбюджета семейным хозяйствам. Эти выплаты принимают форму трансфертных платежей, к числу которых относятся государственные пенсии, пособия по безработице и т. Для того, чтобы получить оценку чистого влияния существующей налоговой системы на величину потока денежных средств, поступающих от семейных хозяйств в государственный сектор, следует вычесть эти платежи из налоговых поступлений. В результате получается величину чистых налогов показанных стрелкой на рис.3.Государственные расходы делятся на две категории. Первая - это платежи населению. Вторая - государственные закупки товаров и услуг.
Другая форма связи государства с экономикой — это государственные займы, осуществляемые на финансовых рынках, поскольку государственные расходы не всегда уравновешиваются налоговыми поступлениями. Образующийся в результате бюджетный дефицит покрывается за счет займов, осуществляемых на финансовых рынках. Эти займы осуществляются путем продажи государственных и муниципальных облигаций, других ценных бумаг как финансовым посредникам, так и непосредственно семейным хозяйствам. Конечно, может случиться так, что в государственном бюджете образуется избыток (профицит) налоговых поступлений над расходами. Как правило, он используется для погашения сделанных государственных займов. В этом случае государство становится «чистым» поставщиком денежных средств на финансовые рынки.Используя связи, отображенные на рис.3, государство может оказывать значительное влияние на основные элементы кругооборота доходов и продуктов. Оно может различными действиями влиять на величину номинального национального дохода, а также на ту степень, в которой изменения номинального дохода и продукта принимают форму изменений реальных величин или изменений уровня цен.
Одним из источников государственного влияния на процесс кругооборота является фискальная (налогово-бюджетная) политика, то есть политика, относящаяся к налогам и государственным расходам. Увеличивая чистые налоги,правительство может увеличить и объемы денежных средств, изымаемых у семейных хозяйств. Семейные хозяйства, в свою очередь, в этой ситуации вынуждены снижать либо сбережения, либо расходы на потребление, либо производить и то и другое. В любом случае результатом будет уменьшение национального продукта. Это может произойти как непосредственно, т. е. через сокращение доходов, получаемых фирмами от продажи потребительских товаров, так и косвенно, в результате уменьшения объемов сбережений, а, следовательно, и объемов инвестиционных средств.
Снижение чистых налогов стимулирует как рост сбережений, так и рост потребления, таким образом положительно влияют на рост национального продукта.
Мероприятия, проводимые в рамках налогово-бюджетной (фискальной) политики государство могут также включать форму изменения объемов государственных закупок. Рост государственных закупок стимулирует рост национального продукта, поскольку в результате растут доходы фирм от продажи товаров и услуг государству. Растут и доходы семейных хозяйств, если увеличивается заработная плата рабочих, занятых в государственном секторе или растет количество занятых в нем. Снижение же объемов государственных закупок оказывает на национальный продукт противоположный эффект.
При рассмотрении уравнения обмена MV = Py отмечалось, что изменение количества денег, находящихся в обращении, должно повлиять по меньшей мере на одну, а, возможно, и на большее число оставшихся переменных: на скорость обращения денег, на уровень цен или на реальный национальный продукт.
Рост денежной массы на краткосрочных временных интервалах, как правило, приводит к росту реального национального продукта и росту уровня цен, а также к снижению скорости обращения денег. На долгосрочных временных интервалах рост количества денег, находящихся в обращении, приводит обычно к росту уровня цен, не оказывая сколько-нибудь продолжительного воздействия на реальный национальный продукт или скорость обращения денег. Краткосрочный и долгосрочный эффекты сокращения денежной массы противоположны.
Четвертым фактором влияющим на модель кругооборота является воздействие иностранного сектора,что становится особо актуально в условиях экономической глобализации.Зто влияние показано на рис.3.
Формами связи национальной экономики с мировой экономикой являются импорт и экспорт и международные финансовые операции. такие, например, как займы и кредиты, международные закупки и продажи как реальных, так и финансовых активов. Из рис.4 следует :
Рис.4.Модель кругооборота с учетом иностранного сектора экономики.
1. существует три способа использования денежных средств, которые непосредственно не приводят к приобретению товаров и услуг, произведенных для внутреннего рынка. Таковыми являются чистые налоги, поступающие в распоряжение государства, сбережения, попадающие на финансовые рынки, и платежи по импорту, которые просто уходят за границу в «иностранный сектор». Эти три способа расходования денежных средств называются «утечками» из кругооборота продуктов и доходов. Сумма общей величины указанных трех «утечек» и величины расходов на потребление всегда равна национальному доходу;
2. существует три вида расходов за товары и услуги, произведенные внутри страны, которые непосредственно не являются расходами внутренних потребителей. К их числу относятся инвестиции, государственные закупки и платежи по экспорту. Такие потоки называются «инъекциями», производимыми в кругооборот.
Сумма величин всех «инъекций» плюс расходы на потребление всегда равна национальному продукту, который, равен национальному доходу. Сумма величин всех «инъекций» плюс расходы на потребление всегда равна национальному продукту, который равен национальному доходу.
Из зависимостей между этими компонентами следует, что если С — потребление, I — инвестиции, G — государственные закупки, X — экспорт, S — сбережения, Т — чистые налоги, М — импорт, то сумма всех статей расходов на покрытие национального продукта будет иметь следующий вид:
Национальный продукт = С + I + G + (X —М).
Выражение (Х — М) представляет собой чистый экспорт товаров и услуг. При исчислении величины национального продукта импорт должен вычитаться из суммы совокупного потребления и «инъекций». Поскольку переменные С, I и G включают в себя расходы как на импортные потребительские товары, так и на потребительские товары, произведенные для внутреннего рынка, а также расходы на инвестиционные товары и товары, приобретенные государством.
Необходимо отметить роль финансовых рынков в экономике представив уравнение «утечки»—«инъекции» в следующем виде:
I+ (G — T)=S + (M — X).
Параметрам, входящим в это уравнение, могут быть поставлены в соответствие стрелки, отображающие потоки, как «впадающие» в финансовые рынки, так и «вытекающие» из этих рынков (см.рис.4). Так, I (инвестиции) и (G —Т) — дефицит государственного бюджета — способы использования средств, «вытекающих» из финансовых рынков. В первой части мы имеем S (сбережения) и (М —X) — чистый импорт, который, в свою очередь, финансируется равным по величине притоком капитала. Таким образом, правая часть уравнения выражает величину внутренних сбережений и притоков капитала, т. е. двух источников средств, поступающих на финансовые рынки.
Таким образом, деньги можно представить в виде жидкости, заполняющей собой замкнутую систему кругооборота доходов и продуктов и используемой для измерения элементов этого кругооборота. Банки являются наиболее важными из всех финансовых институтов, целенаправленно регулирующие потоки денежных средств от собственников сбережений к инвесторам. Наконец, уравнение обмена позволяет сделать выводы о важности денежно-кредитной стратегии. Своими действиями, влияющими на количество денег, находящихся в обращении, государство в состоянии прямо и косвенно повлиять на реальный объем выпуска продуктов, на уровень цен и, следовательно, на благосостояние экономической системы