Тема 5. Правовое регулирования денежно-кредитных отношений

Пример 3.Установите соответствие характеристик, приведенных в правой колонке, сущностным особенностям законов кредита, приведенным в левой колонке

Закон кредита Характеристика
1. Возвратность кредита A Возврат ссуженной стоимости без потери стоимости и потребительной стоимости
2. Сохранность ссуженной стоимости B Движение ссуженной стоимости от заемщика к кредитору
  C Передача кредитором ссуженной стоимости заемщику
  D Бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов

Пример 4.Установите соответствие принципов кредита, обозначенных в правой колонке, законам кредита, указанным в левой колонке

Закон кредита Принцип кредита
1. Возвратность кредита A Обеспеченность
2. Сохранность ссуженной стоимости B Заключение кредитной сделки в устной форме
  C Срочность и целенаправленность
  D Беспроцентное кредитование

Примеры тестовых заданий

Тема 3. Основы налогового права Российской Федерации

Вариант 1.

1. Примером косвенного налога может служить:

А. НДФЛ;

Б. налог на квартиру

В. Налог на землю

Г. НДС

2. Если налоговая ставка уменьшается при увеличении дохода, то такой налог называется:

А. прогрессивным;

Б. прямым;

В. Пропорциональным;

Г. Регрессивным

3. Если налоговая ставка является одинаковой для всех уровней дохода, то такой налог называется:

А. прогрессивным;

Б. прямым;

В. Пропорциональным;

Г. Регрессивным

4. НДС относится к:

А. прогрессивным подоходным налогам;

Б. регрессивным подоходным налогам;

В. Налогам на доход предприятий;

Г. Товарным налогам

5. Участниками налогового контроля являются:

а) налоговые органы;

б) налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов;

в) налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы;

г) налоговые органы, органы внутренних дел, Федеральное казначейство.

6. Налог – это:

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

7. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

8. Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

9. Объектами налогообложения могут являться:

а) любое обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;

б) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику, относящееся к имуществу, за исключением имущественных прав;

в) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику и относящееся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

10. Налоговый период – это:

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год и квартал по согласованию с налоговыми органами и в соответствии с учетной политикой государства.

Тема 5. Правовое регулирования денежно-кредитных отношений

Вариант 1.

1. Денежно-кредитная политика проводится:

а) правительством страны;

б) всеми финансово-кредитными учреждениями страны;

в) Центральным банком страны ;

г) министерством финансов.

2. К функциям Центрального банка не относится:

а) расчетно-кассовое обслуживание предприятий;

б) обеспечение необходимой степени ликвидности банковской системы;

в) установление минимальных норм обязательных резервов;

г) установление ставки финансирования.

3. Какие операции приводят к увеличению количества денег в обращении:

а) продажа Центральным банком государственных облигаций населению;

б) повышение Центральным банком учетной ставки процента;

в) внесение населением наличных денег на вклады до востребования;

г) предоставление одним коммерческим банком ссуды другому коммерче­скому банку;

д) ни одна из указанных операций.

4. Чем бумажные деньги отличаются от кредитных:

а) бумажные деньги — это наличные, а кредитные деньги существуют в форме записи на бановских счетах;

б) бумажные деньги не подлежат вывозу за пределы страны;

в) бумажные деньги имели принудительную покупательную способность, а кредитные деньги — это векселя эмиссионного банка;

г) бумажные деньги предназначены для оплаты недорогих товаров, а кредитные деньги используются при оплате дорогостоящих товаров и услуг.

5. Коммерческий кредит имеет:

а) товарную форму;

б) денежную форму;

в) смешанную форму.

6. Коммерческий кредит это:

а) кредит коммерческих банков;

б) кредит под высокие проценты;

в) взаимокредитование предприятий;

г) все ответы неверны.

7. Рядовыми признаками кредита являются:

а) платность, срочность, возвратность;

б) платность, ликвидность и безопасность;

в) ликвидность, срочность, адресность;

г) все ответы неверны.

8. Что из себя представляет процент, который заемщики платят кредитору за банковскую ссуду:

а) зарплату банковских служащих;

б) цену товаров, которые приобретаются на заемные средства;

в) цену денег, выдаваемых в качестве кредита;

г) все ответы неверны.

9. Для получения у банка потребительского кредита требуется:

а) обеспеченный залог имущества;

б) обеспеченная заработная плата;

в) гарантия фирмы, проверившей платежеспособность заем­щика;

г) эти кредиты являются необеспеченными.

10. Магазин предлагает купить товар, который можно оплачи­вать в течение года. Этот кредит является:

а) потребительским;

б) банковским;

в) торговым;

г) коммерческим.

Примерные темы докладов/сообщений

1. Специфические принципы финансового контроля (по Лимской декларации ИНТОСАИ) и способы их обеспечения в России.

2. Недостаточность полномочий органов финансового контроля федерального уровня (на примере одного из органов по выбору обучающегося).

3. Законодательные меры ограничения нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.

4. Согласительные процедуры в бюджетном процессе.

5. Роль Министерства Финансов РФ в процессе исполнения бюджета по расходам.

6. Причины появления и перспективы сохранения бюджетного правила в российском бюджетном процессе.

7. Взаимосвязь допускаемых законом направлений вложения средств суверенных фондов и финансового суверенитета России (риски и преимущества вложений в различные формы золото - валютных резервов).

8. Основные виды межбюджетных трансфертов при решении задач социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования/

9. Сочетание публично-правовых и частноправовых методов управления государственным долгом: влияние на возможность злоупотреблений.

10. Практика Европейского Суда по Правам Человека по делам по обращениям владельцев ценных бумаг СССР.

11. Сравнительная характеристика основных черт пенсионных систем России, Японии, США, Германии (других стран по выбору обучающегося).

12. Роль Банка России в развитии саморегулирования на финансовом рынке.

13. Перспективы развития системы страхования вкладов в России.

14. Ограничения наличного денежного обращения, установленные законодательством РФ.

15. Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций.

16. От кого зависит и кому «подотчетен» Банк России.

17. Национальная платежная система как средство снижения зависимости России от неблагоприятных внешних воздействий.

18. Порядок действий кредитора банка, у которого отозвана банковская лицензия.

19. Наиболее распространенные схемы вывода активов банка перед его банкротством и меры противодействия применению таких схем.

20. Основные правовые проблемы финансового оздоровления банков.

21. Законодательные меры по ограничению ростовщических процентов.

22. Банкротство физических лиц – «только для богатых». Финансово-правовое регулирование в сфере банкротства физических лиц.

23. Валютные соглашения и таможенные союзы. Перспективы развития, риски для финансового суверенитета.

24. Деоффшоризация и амнистия капиталов: ожидания и реальность.

25. Санкции против финансового сектора России и контрмеры.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины по разделам учебной программы

Результаты освоения (дисциплины) компетенций №№ разделов (тем) дисциплины
ОК-1 + + + + + + + + +
ОК-3 + + + + + + + + +
ОК-4 + + + + + + + + +
ОК-9 + + + + + + + + +
ПК-3   + + + +   + + +
ПК-4   + + + +   + + +
ПК-5   + + + +   + + +
ПК-6   + + + +   + + +
ПК-7 + + + + + + + + +
ПК – 8 + + + + +        
ПК – 11   + + + + + + + +
ПК – 13       + +        
ПК – 16   + +   +       +

7.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Основными этапами формирования указанных компетенций при изучении обучающимися дисциплины являются последовательное изучение содержательно связанных между собой разделов (тем) учебных занятий. Изучение каждого раздела (темы) предполагает владение обучающимися необходимыми компетенциями. Результат аттестации обучающихся на различных этапах формирования компетенций показывает уровень освоения компетенций.

Этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

№ темы Наименование раздела (темы) дисциплины (этапы) Формируемые компетенции Результаты обучения по дисциплине Оценочные средства по этапам формирования компетенций
Финансовая деятельность государства ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-7, ПК-8 знать:предмет и метод учебной дисциплины и науки «Финансовое право»; систему финансового права, место финансового права в системе юридических наук, связь с другими науками, основные направления и школы дисциплины, цели, задачи и функции дисциплины уметь: оперировать понятиями и категориями; дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах; анализировать факторы, определяющие развитие финансового права в России и за рубежом, устанавливать взаимосвязь с другими науками владеть:юридической терминологией; навыками исторического и сравнительного методов исследований; навыками анализа социально-правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, социальных и внутриполитических процессов, влияющих на формирование финансового-правовой мысли   Опрос, доклад, тест
Бюджетное право и бюджетная система Российской Федерации ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-2, ПК-11, ПК-13, ПК-16 знать:. Понятие, виды, классификации видов бюджетов. Годовые и многолетние бюджеты. Бюджет развития и чрезвычайный бюджет. Самостоятельный бюджет. Минимальный бюджет и минимальный уровень бюджетной обеспеченности. Консолидированный бюджет. Принципы бюджетной системы РФ. Трехуровневая структура бюджетной системы РФ. Место бюджетов государственных внебюджетных фондов в бюджетной системе РФ. Источники и планируемые изменения бюджетного законодательства РФ. Бюджетная классификация РФ как группировка доходов, расходов, источников покрытия дефицитов бюджетов РФ. Особенности обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Бюджетный цикл. Стадии, хронология, периодичность бюджетного процесса. Текущий финансовый год. Очередной финансовый год и плановый период. Послание Президента РФ. Процедура прохождения законопроекта о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня. Бюджетное правило: история и перспективы. Использование нефтегазовых доходов. Бюджетный контроль. Основные меры бюджетного принуждения. Общие положения о государственных внебюджетных фондах. Основные нормативно-правовые акты. Источники финансирования. уметь: оперировать понятиями и категориями; дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах; анализировать факторы, определяющие сущность преступности, ее причины и условия, осуществлять научно - исследовательскую работу по актуальным проблемам финансового права владеть: юридической терминологией; навыками социологических и статистических методов исследований, навыками анализа социально-правовых явлений, юридических фактов, правовых норм; способностью эффективно осуществлять правовое воспитание, как индивидуальное, так и массовое, в том числе отдельных социальных групп. Опрос, доклад, тест
3. Основы налогового права Российской Федерации ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-2, ПК-11, ПК-13, ПК-16 знать:Понятие налога и его функции. Принципы налогообложения. Понятие налогового права и его источники. Система налогов в Российской Федерации. Виды налогов. Налоговое правоотношение. Система налогов с юридических лиц. Прямые государственные налоги (налоги на прибыль, налоги на имущество). Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Социальные налоги (взносы в Государственный пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, взносы на обязательное медицинское страхование). Особенности налогообложения в свободных экономических зонах и зонах свободной торговли. Роль налогов с населения. Система налогов с населения. Налог на доходы физических лиц. Субъекты налогообложения. Порядок исчисления и взимания. Порядок налогообложения различных категорий плательщиков. Правовое значение декларации о доходах. Ответственность лиц, нарушающих законодательство о налоге. Понятие и общая характеристика местных налогов и сборов. Законодательство о местных налогах и сборах. Полномочия органов государственной и исполнительной власти местного самоуправления в регулировании местных налогов и сборов. Органы, осуществляющие сбор налогов. Органы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов. уметь: оперировать понятиями и категориями; дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах. владеть: юридической терминологией; навыками психологических и социологических методов исследования; способностью эффективно осуществлять правовое воспитание, как индивидуальное, так и массовое, в том числе отдельных социальных групп. Опрос, доклад, тест
4. Правовые основы страхования ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК-2, ПК-11, ПК-13 знать: Экономическая сущность и признаки страхования. Понятие страхового рынка, страхового продукта. Функции страхового рынка. Социально-экономическое значение рынка страховых услуг. Участники страховых отношений. Формы и виды страхования. Развитие страховых отношений в условиях перехода к рыночной экономике. Структура страхового рынка. Страховые организации, страховые посредники. Профессиональные оценщики страховых рисков и убытков. Инвестиционная деятельность страховых организаций. Объединение страховщиков. Объединение страхователей. Государственное регулирование страхования. Лицензирование страховой деятельности. Правила страхования. Государственный надзор за страховой деятельностью. Обязательное страхование. Добровольное страхование. Личное и имущественное страхование. Страхование ответственности. Первичное страхование и перестрахование. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика. уметь:выявлять цели и задачи конкретного финансово-правового исследования в зависимости от актуальных проблем преступности, составлять план и программу исследования, проводить исследование, анализировать его результаты, на основании которых делать самостоятельные выводы, в том числе выносить предложения по правовому регулированию и правоприменению. владеть: навыками общенаучных, частно-научных и специальных методов исследования; способностью систематизировать и анализировать данные, навыками юридической техники Опрос, доклад, тест
5. Правовое регулирования денежно-кредитных отношений ОК-1 ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК – 2 ПК – 11 ПК – 13 ПК – 16 знать:Денежная система РФ. Наличное и безналичное денежное обращение. Способы организации и регулирования денежного обращения. Денежная реформа, деноминация, девальвация, эмиссия. Кредит, его сущность и принципы организации, правовые основы. Денежный и товарный кредит. Потребительский и коммерческий кредит. Ипотечный кредит. Банковский кредит. Организационно-экономические основы банковского кредитования. Сущность, субъекты и объекты кредитования, виды кредитов. уметь: осуществлять научно - исследовательскую работу по актуальным проблемам финансового права; анализировать состояние экономики в России и в мире, отражать результаты научно-исследовательской работы в юридической документации, в том числе в правоприменительной деятельности; действовать в нестандартных ситуациях; нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; определять правовые и социальные последствия подготавливаемых или принятых решений. владеть:юридической терминологией; навыками социологических и статистических методов прогнозирования развития экономики России; навыками анализа социально-правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, способностью критически их оценивать; способностью эффективно осуществлять правовое воспитание, как индивидуальное, так и массовое, в том числе отдельных социальных групп. Опрос, доклад, тест
Основы банковского права Российской Федерации ОК-1 ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК – 11   знать: сущность и основные функции банков. Понятие банковской системы, ее элементы и взаимосвязи. Становление современной банковской системы. Балансовый отчет коммерческого банка. Собственные средства банка. Формирование денежных активов и пассивов коммерческого банка. Управление рисками в банковской деятельности. Банковский маркетинг и предпринимательство. Становление государственного банка в России. Особенности юридического статуса Центрального банка. уметь:осуществлять научно - исследовательскую работу по разработке собственных предложений по мерам совершенствования финансового права владеть:навыками социологических и статистических методов исследований банковского права; навыками анализа социально-правовых явлений, влияющих на развитие банковского права России, юридических фактов, правовых норм, способностью критически их оценивать. Опрос, доклад, тест
Основы валютного права Российской Федерации ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК – 11, ПК-13, ПК-16   знать: Валютная политика государства. Валютные ограничения. Валюта и валютные ценности. История становления валютного рынка России. Типы валютных режимов. Стабильность национальной валюты - один из факторов обеспечения финансового суверенитета РФ. Субъекты валютных правоотношений. Резиденты. Нерезиденты. Валютное регулирование: определение, источники, принципы. Органы валютного регулирования: ЦБ РФ и Правительство РФ. Виды валютных операций. Валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля. Уполномоченные банки. Паспорт сделки. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки. Ответственность за нарушение валютного законодательства уметь:анализировать типы валютных режимов. владеть:навыками социологических и статистических методов исследований валютного права России; навыками анализа социально-правовых явлений, влияющих на развитие валютного права России, юридических фактов, правовых норм, способностью критически их оценивать; способностью анализировать существующие и разрабатывать собственные меры совершенствования валютного законодательства. Опрос, доклад, тест
Правовое регулирование рынка ценных бумаг ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК – 11, ПК-13, ПК-16   знать: Рынок ценных бумаг, его элементы и краткая характеристика. Понятие рынка ценных бумаг. Виды рынков ценных бумаг. Объекты и субъекты рынка ценных бумаг. Инструменты ранка ценных бумаг. Эмитенты. Инвесторы. Институциональные инвесторы. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Факторы становления и развития рынка ценных бумаг в России. Характерные особенности ценных бумаг в России. Инструменты рынка ценных бумаг. Определение ценной бумаги. Правовой статус ценной бумаги. Виды ценных бумаг. Классификация цен­ных бумаг. Оценка ценных бумаг. Доход по ценным бумагам. Особенности ареста ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг. Процедура и этапы эмиссии. Злоупотребления при выпуске ценных бумаг. Сертификат качества ценных бумаг. Защита ценных бумаг от под­делки. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Необходи­мость государственного регулирования рынка ценных бумаг. Принципы государственного регулирования. Методы государственного регулирова­ния. Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг. уметь:анализировать нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг в России; осуществлять научно - исследовательскую работу по разработке собственных предложений по совершенствованию правового регулированию рынка ценных бумаг. владеть:навыками социологических и статистических методов исследований; навыками анализа социально-правовых явлений; способностью анализировать существующие и разрабатывать собственные меры по совершенствованию правового регулированию рынка ценных бумаг. Опрос, доклад, тест
Безопасность финансово-правовых отношений ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК – 11, ПК-13, ПК-16   знать: понятие экономической безопасности в финансовой сфере. Основные правонарушения, совершаемые в финансово-кредитной системе и особенности их расследования. Мошенничество в финансовой сфере. Механизм экономических правонарушений, совершаемых в сфере финансово-кредитных отношений, налоговые правонарушения и легализация средств, добытых преступным путем. Методы обеспечения экономической безопасности. Роль и значение ОВД в обеспечении контроля и пресечении противоправных деяний в финансово-кредитной системе России. уметь:анализировать причины и факторы, влияющие на финансовую безопасность государства, общества, личности; осуществлять научно - исследовательскую работу по разработке собственных предложений по мерам противодействия финансовым правонарушениям. владеть:навыками социологических и статистических методов исследований; навыками анализа социально-правовых явлений, влияющих на экономическую преступность в финансово-правовой сфере, юридических фактов, правовых норм, способностью критически их оценивать; способностью анализировать существующие и разрабатывать собственные меры предупреждения финансовой преступности. Опрос, доклад, тест
Итоговый контроль (темы 1-9) ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ПК – 3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК–11,ПК–13, ПК–16   Экзамен

Наши рекомендации