Экономические последствия чистой монополии

При рассмотрении этого вопроса необходимо остановиться на трех основных моментах.

1. Монополия может при тех же самых издержках производства назначить высокую цену при одновременном сокращении объемов производства. Это означает, что монополия использует ре суры менее рационально, чем конкурирующая фирма.

2. Монополии не заинтересованы в снижении издержек производства, во внедрении достижений НТР. Объясняется это тем, что монополии и без этого могут получать громадные прибыли. Следовательно, при чистой монополии стимулы к внедрению и использованию наиболее эффективной техники и технологии действуют слабо, либо исчезают вовсе. Монополист имеет все основания быть удовлетворенным существующим положением вещей. Вместе с тем монополии, располагая большими финансовыми возможностями и высококвалифицированными кадрами специалистов и разработчиков, могут в случае крайней необходимости развернуть научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрять новую технику и технологию.

3. В условиях чистой монополии возникает неравенство в распределении доходов. Повышая цену, монополист, по существу, обкладывает частным налогом потребителей и получает дополнительную прибыль.

Олигополия

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Для нее характерно наличие на рынке нескольких крупных фирм-продавцов, которые противостоят множеству покупателей. Обычно на олигополистическом рынке функционируют от 3 до 10 фирм. Это связано с особенностями технологии в некоторых отраслях промышленности. Так, производство автомобилей эффективно только при крупных масштабах производства, обеспечивающих более низкие издержки производства.

Основные черты олигополистического рынка:

· наличие на рынке небольшого числа крупных продавцов. Решение вопроса о ценах и объемах производства зависит от других фирм, работающих на этом рынке. Поэтому каждая фирма при определении цен и объемов производства должна учитывать решение фирм-конкурентов.

· продукция олигополистических фирм может быть стандартизирована или дифференцирована. Стандартизированная продукция преобладает на рынке сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и др. Дифференцированная продукция – на рынках потребительских товаров, например, автомобилей.

· Вступление в олигополистический рынок дело сложное. Когда небольшое число фирм господствует на рынках, то вхождение, в этот рынок новых фирм крайне затруднено. Новая фирма должна иметь значительные капиталовложения для создания крупного предприятия. Сегодня общепризнанно, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год.

Возникновение новых фирм связано с наличием крупных капиталов, которые появляются под воздействием процессов концентрации и централизации капиталов. Большое влияние на размеры капиталов оказывает НТР. Мелкие фирмы, не обладая крупными капиталами, не выдерживают конкуренции и разоряются. Например, в США в период становления автомобильной промышленности было более 80 фирм. Теперь же осталось 6 фирм, из которых на 3 крупнейшие корпорации («Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер») приходится примерно 90%продаж автомобилей в стране.

В связи с этим возникновение новых фирм затруднено, так как издержки производства у них должно быть не выше, чем у старых компаний, действующих в отрасли. Поэтому новым компаниям надо иметь более совершенную технику и технологию, надо обладать сырьем, патентами и т.д. Наконец, требуются огромные затраты на рекламу.

Конкуренция между небольшим числом олигополистических фирм связано с взаимозависимостью конкурентов друг от друга. Если одна фирма снижает цену, то и другие фирмы также будут это делать, а может быть снизят цены даже в большем размере (в %). Здесь надо быть очень осторожным: надо знать издержки производства своих конкурентов, план ответных действий со стороны своих конкурентов на снижение цен и пр., т.е. надо все просчитать.

В условиях олигополистического рынка создается возможность тайного сговора, т.е. непосредственного или молчаливого соглашения о ценах, рынках сбыта, о недопущении конкурента на рынок. Тайные сговоры могут принимать ряд форм.

· Картель - письменное соглашение о ценах и про­изводстве, о разделе рынка;

· Лидерство в ценах: с помощью этой формы олигополисты могут координировать свои действия в области цен, не вступая в прямой сговор. Формальные соглашения и нелегальные встречи при этом не предусматриваются. При «лидерстве в ценах» получает развитие практика, в соответствии с которой господствующая на рынке фирма более или менее автоматически следуют этому изменению. Например, с 1923 по 1941 гг. в США «большая тройка» в области производства сигарет (Рейнольдс, Америкэн и Лиггетт энд Мейерс) производила от 68 до 90% совокупного объема продукции этой отрасли. Она использовала практику лидерства в ценах. С 1946 г. ценообразование на сигареты стало менее жестким из-за антитрестовского законодательства и расширения ассортимента сигарет.

Ценовой лидерпридерживается следующей практике.

Изменение цены всегда связано с некоторым риском, так как другие конкуренты могут не последовать за лидером. К этой мере прибегают только тогда, когда издержки производства и спрос изменяются значительно и по всей отрасли. Например, в отрасли произошло повышение заработной платы, повысились цены на основное сырье. Это ведет к повышению издержек производства и, следовательно, цен.

О предстоящем изменении цен лидер сообщает заранее и открыто.

Часто изменение цен связано со стремлением фирм помешать вступлению в отрасль новой компании. В этом случае отраслевые фирмы могут установить цены ниже уровня максимальной прибыли.

Наши рекомендации