Порядок выполнения курсовой работы
Экономика культуры
Методические рекомендации
по выполнению курсовой работы
Москва 2008
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Институт экономики, управления и права
Кафедра экономики социально-культурной сферы
Экономика культуры
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы специальности 080502
Экономика и управление на предприятии
(культура и искусство)»
Москва 2008
Утверждены на заседании кафедры экономики социально-культурной сферы 30 января 2008 г., протокол № 5.
Рекомендованы к изданию Советом Института экономики, управления и права 4 февраля 2008 г., протокол №5.
Экономика культуры: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии (культура и искусство) /Сост. Чарная И.В. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2008.- 15с.
Составитель:
Чарная И.В.,
канд. эконом. наук,
профессор
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика курсовой работы…………………………………
2. Порядок выполнения курсовой работы и ее содержание……………….
3. Примерный образец плана и содержания курсовой работы……………
4. Требования к оформлению курсовой работы…………………………….
5. Примерный перечень тем курсовых работ……………………………..
6. Список литературы……………………………………………………….
7. Приложение. Образец титульного листа………………………………
Общая характеристика курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Экономика культуры» предусмотрена учебным планом и выполняется студентами специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство)» на базе знаний, полученных в результате изучения курса и специальной литературы, в теоретико-методологическом направлении основывается на знаниях экономической теории.
Курсовая работа является результатом самостоятельного труда студента по выбранной теме. Выполнение курсовой работы позволяет закрепить полученные знания, умение работать с литературой, проводить анализ фактологических данных и показателей, делать выводы и обосновывать предложения по тем или иным направлениям.
Методические рекомендации разработаны на основе программы дисциплины «Экономика культуры» и призваны помочь студенту более глубоко изучить теоретические и практические вопросы, связанные с экономической сферой деятельности в культуре, законодательно-правовые и нормативные документы в данной области, выработать навыки анализа статистических и аналитических данных, разработки предложений по совершенствованию практики решения рассматриваемых проблем.
Цели выполнения работы:
- закрепление, углубление и систематизация знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплины «Экономика культуры»;
- формирование и развитие экономического мышления у студентов;
- развитие творческой активности студентов, формирование навыков проведения самостоятельного исследования.
Задачами выполнения курсовой работы являются:
- теоретическое исследование рассматриваемой проблемы (раскрытие ее сущности, содержания, предлагаемых в экономической литературе методов и путей решения конкретных вопросов, связанных с экономикой отрасли);
- анализ фактологических и статистических данных, характеризующих рассматриваемую проблему, изучаемый объект, расчет показателей по выбранной теме с использованием экономико-математических методов и моделей;
- формирование выводов, разработка конкретных предложений по совершенствованию методов и практики решения определенных вопросов экономики отрасли и их обоснование.
Порядок выполнения курсовой работы
и ее содержание
Порядок выполнения курсовой работы:
1. Выбрать тему работы.
2. Подобрать и изучить необходимую литературу, в качестве которой могут выступать:
- материалы нормативного характера (законы, постановления, указы) по рассматриваемой теме;
- общая и специальная экономическая литература (монографии, диссертации, учебники и учебные пособия), статьи, содержащиеся в экономических и отраслевых газетах и журналах, статистические сборники, Интернет-издания, Интернет-ресурсы.
3. Определить объект исследования и собрать необходимый аналитический материал. Рассматриваемая проблема должна быть изучена и проанализирована с привлечением конкретных статистических данных на уровне организации либо региона, отрасли или народного хозяйства в целом. Выбор уровня объекта исследования, а также сбор аналитического материала осуществляется студентом самостоятельно.
4. Составить план работы и продумать содержание отдельных ее частей.
5. Провести анализ собранного аналитического и статистического материала, используя экономико-математические методы.
6. Выдвинуть свои предложения по рассматриваемой проблеме, обосновать их соответствующими расчетами.
7. Оформить работу в соответствии с действующими стандартами.
Курсовая работа должна включать:
1) титульный лист (см. Приложение 1);
2) содержание;
3) введение;
4) теоретическую часть (название);
5) аналитическую часть (название);
6) практическую часть (название);
7) заключение;
8) список использованной литературы;
9) приложение (при необходимости).
Во введении обосновывается актуальность темы, выбор объекта и предмета исследования, формулируется цель и задачи работы.
В теоретической части освещается экономическая сущность исследуемого вопроса, степень изученности, существующие проблемы, точки зрения, мнения, подходы, предложения, выдвигаемые в экономической литературе по решению рассматриваемых проблем.
В аналитической части дается краткая характеристика рассматриваемого объекта, анализируются основные показатели его деятельности. Показывается необходимость проведения детального анализа по рассматриваемой проблеме. Проводится анализ статистического и аналитического материала по теме исследования.
В практической части на основе теоретического исследования проблемы и результатов проведенного анализа даются предложения, рекомендации, направленные на решение рассматриваемых проблем. Предложения и рекомендации должны носить конкретный характер. Они должны быть связаны с объектом исследования, обоснованы и подкреплены расчетами их целесообразности и эффективности.
В список литературы включаются все источники, использованные студентом в процессе выполнения курсовой работы.
Список литературы должен отвечать следующим требованиям:
- соответствие тематике дипломной работы;
- разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, практические и т.д.;
- отсутствие морально устаревших изданий.
Приложения.В приложении помещаются материалы с исходными данными для выполнения курсовой работы (статистические таблицы, анкетные материалы, уставные документы организаций и т.п.). Приложения облегчают восприятие содержания работы, могут содержать различные материалы, дополняющие текст (копии документации объекта исследования – устав, положения структурных подразделений, должностные инструкции, анкеты, акты внедрения и т.д.; в дипломных работах, где объектом исследования выступают организации СКС, в качестве приложений могут быть использованы афиши, программы, фотоматериалы и т.д.). В «Приложении» могут содержаться промежуточные формулы и расчеты, таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера.
Примерный образец плана и содержания курсовой работы
Тема
Динамика цен на российском рынке продуктов культуры
План
Введение
1. Теоретические аспекты ценообразования на продукцию культуры.
2. Анализ динамики цен на российском рынке продуктов культуры.
3. Направления политики в области ценообразования на продукты культуры.
Заключение
Список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, цель и задачи работы.
Содержание работы по рассматриваемой теме в значительной мере зависит от выбора объекта исследования, который, в свою очередь, связан с возможностью получения автором информации об объекте. Так, в качестве последнего могут быть взяты цены на платные услуги культуры в РФ. Информацию о их динамике содержат статистические справочники, например «Российский статистический ежегодник», аналитический справочник «Культура России» и др. В этом случае объектом исследования станет процесс ценообразования на российском рынке культуры в целом.
Автор может исследовать динамику цен какого-либо из сегментов рынка культуры, например, рынка шоу-программ, предметов изобразительного искусства, называемого художественным рынком, рынка театральных услуг и т.д. В этом случае данные о динамике цен автор может получить прежде всего из литературы монографического характера (диссертационных работ, монографий, научных статей).
Интерес представляет и региональный аспект ценообразования в культуре, процесс, связанный с развитием рынка культуры определенной территории – республики, края, муниципального образования. В этом случае объект исследования автора – ценообразование на региональном рынке культуры, данные о котором автор может получить из статистических отчетов региональных органов управления.
В соответствии с выбранным объектом автор может уточнить и формулировку темы, например, «Динамика цен на российском рынке театральных услуг» или «Динамика цен регионального рынка продуктов культуры», или «Динамика цен регионального рынка театральных услуг». При этом уточнение темы, так же как и выбор объекта исследования должен быть согласован с руководителем курсовой работы.
В рамках выбранного объекта предметом по данной теме (с учетом вышеназванных ее разновидностей) является динамика (движение) цен, ее факторы и тенденции.
Цель работы – на основе изучения специфики ценообразования на культурные продукты и его динамики, разработать направления политики в области ценообразования на продукты культуры.
В соответствии с выбранной целью задачами работы являются:
- изучение теоретических аспектов ценообразования на продукцию культуры;
- анализ динамики цен на рынке продуктов культуры и ее факторов;
- обоснование предложений по осуществлению политики в области ценообразования культурных продуктов, проводимой федеральными или региональными органами управления.
При рассмотрении этой темы в теоретической части (глава 1) рекомендуется обратить внимание на функции цены, роль и место стоимостных оценок в отрасли культуры. Специфика учетной функции цены на рынке благ культуры. Индивидуальные условия производства как основа определения цен и затратного механизма ценообразования в отрасли культуры.
Механизм трансформации внешних эффектов с помощью распределительной функции цены. Назначение ценовой дискриминации в сфере культуры.
Стимулирующая функция цены и ее ограниченное место в сфере культуры.
Стоимость, ценность, цена. Факторы, определяющие ценность (стоимость) продукции культуры: редкость, затраты труда, социальные факторы. Цена как функция социального рейтинга.
Затраты и себестоимость продукции культуры. Структура затрат, преобладание расходов на заработную плату. Динамика затрат. «Болезнь Баумоля» и возрастание затрат на единицу культурной продукции.
В аналитической части (главе 2) необходимо обратить внимание на практику ценообразования, направленную на последовательное расширение прав организаций культуры в области ценообразования, на динамику цен на услуги организаций культуры, соотношение уровня цен в культуре, индекса цен, темпов инфляции, реальных доходов населения, дифференциацию темпов роста цен на продукцию культуры разных видов, факторов, влияющих на уровень цен на продукты культуры.
Проанализируйте политику (если можно говорить о том, что она есть) в области ценообразования, проводимую региональными и федеральными органами власти.
На основе этого в третьей главе дайте свои предложения использования такого метода управления, как ценообразование в направлении развития и расширения рынка продуктов культуры.
В заключении должны быть сформулированы основные выводы по каждой из частей работы, показывающие, как раскрыты и решены в ней поставленные во введении задачи.
(Обращаем ваше внимание на то, что план и содержание данной темы курсовой работы носят примерный, необязательный характер).