А. Изучение конкурентоспособности производителя исходя из теории равновесия
Самостоятельное направление исследований составляют методы оценки конкурентоспособности производителя, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршалла и теории факторов производства. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, т.е. для изменения объема производства (изменения своей доли на рынке).
В условиях равновесия производителя (при достижении максимального возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке) каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирм отрасли отсутствует и сверхприбыль, обусловленная действием какого-либо из факторов производства, и, следовательно, у сторонних фирм нет стимулов для вступления в отрасль.
Возможность для расширения выпуска продукции появляется в том случае, когда какой-нибудь фактор производства используется не полностью и существующие масштабы производства не обеспечивают минимума издержек. Критерием конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могли бы быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов, производительностью.
Недостатки:
1) эта теория была разработана для исследования процессов развития отрасли в условиях совершенной конкуренции.
2) Метод строится на основе теории, которая предполагает, что отрасли в результате своего развития должны прийти к состоянию равновесия, что невозможно в результате влияния НТП.
Б. Изучение конкурентоспособности производителя исходя из теории эффективной конкуренции
В рамках этой теории существует 2 основных подхода к определению критерия эффективности конкуренции (конкурентоспособности): структурный и функциональный.
Согласно структурному подходу, оценка положения может быть сделана, исходя из знания уровня монополизации отрасли, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний. К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относятся:
- экономичность крупномасштабного производства;
- абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм;
- размер капитала, необходимый для организации эффективного производства.
Выделяют следующие факторы, которые оказывают воздействие на интенсивность конкуренции и тем самым влияют на уровень конкурентоспособности фирм:
- потенциал рынка (возможная емкость);
- легкость доступа; вид товара; входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование); однородность рынка:
- структура отрасли или конкурентные позиции фирм; степень вовлечения фирм в данную отрасль; возможность технологических нововведений; экономия на масштабе.
Функциональный подход. Главную роль здесь играют экономические показатели деятельности фирм:
- соотношение издержки-цены;
- загрузка производственных мощностей;
- объемы выпуска продукции;
- норма прибыли и т.д.
Данный метод позволяет в определенных пределах строить заключение относительно всей отрасли.
Предметом анализа выступают три группы показателей:
I показатели, отражающие эффективность производственно-сбытовой деятельности:
- отношение чистой прибыли к чистым продажам;
- отношение чистой прибыли к чистой стоимости материальных активов;
- отношение чистой прибыли к чистому оборотному капиталу.
II характеризуют состояние производственной сферы деятельности компаний.
- отношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов;
- отношение чистых продаж к чистому оборотному капиталу;
- отношение чистых продаж к стоимости материально-производственных запасов;
- отношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу.
III составляют показатели, связанные с финансовой деятельностью предприятий:
- отношение оборотного капитала к текущему долгу (погаш. в течение года);
- период оплаты текущих счетов;
- отношение текущего долга к стоимости материально-производственных запасов; отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу.
/Распространен В США и Западной Европе. Используется для расчета конкурентоспособности отдельных предприятий.