А. Изучение конкурентоспособности производителя исходя из теории равновесия

Самостоятельное направление исследований составляют методы оценки конкурентоспособности производителя, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршалла и теории факторов производства. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, т.е. для изменения объема производства (изменения своей доли на рынке).

В условиях равновесия производителя (при достижении максимального возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке) каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирм отрасли отсутствует и сверхприбыль, обусловленная действием какого-либо из факторов производства, и, следовательно, у сторонних фирм нет стимулов для вступления в отрасль.

Возможность для расширения выпуска продукции появляется в том случае, когда какой-нибудь фактор производства используется не полностью и существующие масштабы производства не обеспечивают минимума издержек. Критерием конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могли бы быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов, производительностью.

Недостатки:

1) эта теория была разработана для исследования процессов развития отрасли в условиях совершенной конкуренции.

2) Метод строится на основе теории, которая предполагает, что отрасли в результате своего развития должны прийти к состоянию равновесия, что невозможно в результате влияния НТП.

Б. Изучение конкурентоспособности производителя исходя из теории эффективной конкуренции

В рамках этой теории существует 2 основных подхода к определению критерия эффективности конкуренции (конкурентоспособности): структурный и функциональный.

Согласно структурному подходу, оценка положения может быть сделана, исходя из знания уровня монополизации отрасли, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний. К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относятся:

- экономичность крупномасштабного производства;

- абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм;

- размер капитала, необходимый для организации эффективного производства.

Выделяют следующие факторы, которые оказывают воздействие на интенсивность конкуренции и тем самым влияют на уровень конкурентоспособности фирм:

- потенциал рынка (возможная емкость);

- легкость доступа; вид товара; входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование); однородность рынка:

- структура отрасли или конкурентные позиции фирм; степень вовлечения фирм в данную отрасль; возможность технологических нововведений; экономия на масштабе.

Функциональный подход. Главную роль здесь играют экономические показатели деятельности фирм:

- соотношение издержки-цены;

- загрузка производственных мощностей;

- объемы выпуска продукции;

- норма прибыли и т.д.

Данный метод позволяет в определенных пределах строить заключение относительно всей отрасли.

Предметом анализа выступают три группы показателей:

I показатели, отражающие эффективность производственно-сбытовой деятельности:

- отношение чистой прибыли к чистым продажам;

- отношение чистой прибыли к чистой стоимости материальных активов;

- отношение чистой прибыли к чистому оборотному капиталу.

II характеризуют состояние производственной сферы деятельности компаний.

- отношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов;

- отношение чистых продаж к чистому оборотному капиталу;

- отношение чистых продаж к стоимости материально-производственных запасов;

- отношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу.

III составляют показатели, связанные с финансовой деятельностью предприятий:

- отношение оборотного капитала к текущему долгу (погаш. в течение года);

- период оплаты текущих счетов;

- отношение текущего долга к стоимости материально-производственных запасов; отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу.

/Распространен В США и Западной Европе. Используется для расчета конкурентоспособности отдельных предприятий.

Наши рекомендации