Изучение поставщиков фирмы-производителя

Поставщики – это хозяйственные единицы и отдельные лица, обеспечивающие фирму и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. При изучении возможностей поставщиков ищутся ответы на ряд вопросов. Что поставляется? От чего зависит объем, структура и периодичность поставок? Как выбрать надежного поставщика? Каждая фирма выбирает поставщиков исходя из своих критериев и реализуемой стратегии. Но существуют и некоторые общие требования к поставщикам [67]:

- продукция должна поставляться точно в срок по согласованному графику в соответствии с заказом;

- продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества;

- соблюдать требуемые объемы поставок;

- оперативно откликаться на новые требования фирмы-заказчика;

- предоставлять необходимую сопроводительную документацию;

- выдерживать согласованные цены;

- изменения по номенклатуре продукции (сырья) должны отвечать новым стандартам;

- предоставлять при необходимости дополнительные услуги;

- доступность (территориальная, информационная, коммуникационная) поставщика.

Деятельность и предпочтительность поставщиков оценивают по таким показателям: репутация и имидж; надежность; качество продукции и соответствие ее стандартам; соблюдение сроков, графиков поставки; уровень цены на продукцию (услугу); условия поставки и форма расчетов; взаимоотношения с заказчиком (доверительные, долговременные, формальные); дополнительные услуги.

При формировании стратегии фирмы вопросы материально-технического обеспечения программ и проектов, являющихся отдельными разделами стратегического плана, приобретают важное значение. Поэтому изучение возможностей поставщиков – ответственный этап при их выборе. Выбор поставщиков – одна из сложнейших и ответственных задач, особенно остро эта проблема встает перед новыми фирмами или фирмами, осуществляющих стратегию диверсифицированного роста.

Методы оценки воздействия факторов внешней среды на фирму

Внешняя среда фирмы постоянно изменяется. Поэтому стратегическое управление интересует взаимодействие фирмы с изменяющейся средой и, в первую очередь, вопрос, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы поддерживать баланс обмена с внешней средой.

Приведем краткую характеристику основных методов оценки воздействия факторов внешней среды на фирму.

Метод SWOT. При изменении факторов внешней среды перед отдельной организацией открываются новые возможности или создаются дополнительные трудности (угрозы). Поэтому организация должна уметь предвидеть возможности и угрозы, которые исходят из внешней среды.

Для стратегического исследования внешней среды применяется SWOT-анализ, который проводится как индивидуально, так и в группах. SWOT – это аббревиатура четырех английских слов: S - Strengths - сильные стороны, W – weaknesses - слабые стороны, O - Opportunities - возможности, T - Threats - угрозы. Это относительно легкий в применении инструмент для оценки стратегического положения фирмы. Метод SWOT позволяет установить линии связи между внешними возможностями и угрозами и сильными и слабыми сторонами фирмы. Такая работа нацелена на то, чтобы стратегия фирмы наилучшим образом сочетала внешнюю ситуацию (возможности и угрозы) с потенциалом фирмы (сильными и слабыми сторонами).

В техническом плане анализ сводится к правильному заполнению табл. 2.8. Сам анализ проводиться в два этапа. На первом этапе сначала заполняется квадрант «Возможности», а затем – «Угрозы». На втором этапе сначала заполняется квадрант «Сильные стороны», а затем – «Слабые стороны».

Таблица 2.8

Матрица SWOT–анализа

____________________________

(наименование организации)

Возможности   O Сильные стороны S
   
   
   
   
   
N1   N2  
  Угрозы   Т   Слабые стороны   W
   
   
   
   
   
М1   М2  
Изучение поставщиков фирмы-производителя - student2.ru Изучение поставщиков фирмы-производителя - student2.ru      
  Внешняя среда   Организация
       
           

А. Томпсон и А. Стрикленд [104] сформировали примерный набор характеристик, заключение по которым позволяет составить список возможностей и угроз для организации, исходящих из внешней среды.

Потенциальные внешние возможности фирмы:

- способность обслуживать дополнительные групы клиентов или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка;

- пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов;

- способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции;

- вертикальная интеграция (вперед или назад);

- снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках;

- ослабление позиций фирм-конкурентов;

- возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке;

- появление новых технологий;

- другое.

Потенциальные внешние угрозы:

- выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками;

- рост продаж продуктов-субститутов;

- медленный рост рынка;

- неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики иностранных правительств;

- дорогостоящие законодательные требования;

- высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса;

- растущая требовательность покупателей и поставщиков;

- изменение потребностей и вкусов покупателей;

- неблагоприятные демографические изменения;

- другое.

Организация может видоизменить или дополнить список характеристик внешней среды, исходя из особенностей диагностируемой организации и ситуации, в которой она находится.

Тщательный анализ приведенных выше характеристик позволяет составить список возможностей и угроз, заключенных во внешней среде, и определить их воздействие на организацию. В этой работе участвуют эксперты, которые оценивают силу воздействия факторов внешней среды в диапазоне от –5 баллов (сильная опасность) через 0 (отсутствие воздействия)) до +5 баллов (сильная возможность). Эксперты определяют также значимость каждого фактора. Факторам одной природы и одного уровня присуща равная значимость, поэтому определение значимости факторов осуществляют по группам факторов, например [58]:

Экономические факторы
Политические факторы
Рыночные факторы
Производственно-технологические факторы
Конкурентные факторы
Международные факторы
Социальные факторы

Воздействие i–ой группы факторов Qі можно определить по формулам.

Возможности: +Qi = λi S (+Pij) ,

j

Угрозы –Qi = λi S (–Pij) ,

j

где (+Pij), (–Pij) – соответственно положительная (от 0 до +5) и отрицательная (от 0 до –5) оценка силы воздействия j–го фактора i–ой группы факторов; λi – значимость i–ой группы факторов.

Перечень возможностей и угроз включает как взвешивание факторов (для измерения значимости каждого фактора для данной организации), так и оценку воздействие фактора на организацию.

Для определения наиболее влиятельных факторов специалист по стратегическому анализу среды Дж.Х.Вилсон предложил матрицу «вероятность усиления фактора – воздействие фактора на организацию» (рис. 2.8).

Изучение поставщиков фирмы-производителя - student2.ru Вероятность Высокая Средняя Низкая
  Воздействие
Высокое Поле ВВ Поле ВС Поле ВН
Среднее Поле СВ Поле СС Поле СН
Низкое Поле НВ Поле НС Поле НН

Рис.2.8. Матрица «вероятность усиления фактора – воздействие

Наши рекомендации