Классификация статей платежного баланса по методике МВФ

А. Текущие операции Товары

§ Услуги

§ Доходы от инвестиций

§ Прочие услуги и доходы

§ Частные односторонние переводы

§ Государственные односторонние переводы

Итого А: баланс текущих операций

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

§ Прямые инвестиции

§ Портфельные инвестиции

§ Прочий долгосрочный капитал

Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США)

С. Прочий краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итого: А+В+С+С (соответствует концепции ликвидности в США)

Е. Балансирующие статьи

§ Переоценка золотовалютных резервов, распределение и ис­пользование СДР

§ Движение золотовалютного резерва

§ Чрезвычайные источники покрытия сальдо

§ Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

Итого: А + В + С + В (соответствует концепции официальных расчетов в США)

F.Итоговое изменение резервов

§ Золото

§ СДР

§ Резервная позиция в МВФ

§ Иностранная валюта

§ Прочие требования

§ Кредиты МВФ

Национальное и межгосударственное регулирование платежного баланса.

Платежный баланс является одним из объектов госу­дарственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно пассивны или активны, по­ляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов, переливы капитала, особенно «горячих денег», отрица­тельно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику. При этом стихийный механизм выравнивания пла­тежного баланса через автоматический процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий. Уравновешивание баланса международных расчетов входит в число главных целей экономиче­ской политики государства наряду с обеспечением темпов эко­номического роста, борьбой с инфляцией и безработицей.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансо­вых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных его статей. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в. целях стимулирова­ния, либо ограничения внешнеэкономических операций в за­висимости от экономического и валютного положения и со­стояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются следующие меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных ка­питалов, ограничения вывоза капитала:

• дефляционная политика;

• девальвация;

• валютные ограничения;

• финансовая и денежно-кредитная политика;

• специальные меры воздействия на платежный баланс в хо­де формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимых» операций (ограничение нормы вывоза валюты тури­стами данной страны, регулирование миграции рабочей силы), движения капиталов.

При активном платежном балансе регулирование направле­но на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и др., а также ревальвация валюты применяются для расшире­ния импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экс­порта капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограни­чения импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалют­ных резервов.

Новым явлением с середины 70-х гг. стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса меж­дународных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран Большой семерки.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

§ согласование условий экспортных кредитов;

§ двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валю­тах по соглашениям «своп»;

§ кредиты международных валютно-кредитных и финансо­вых организаций, прежде всего МВФ.

Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

Концепции и модели регулирования платежного баланса. Про­блемы платежного баланса занимают видное место в экономи­ческой литературе Запада. Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов

Теория автоматического саморегулирования платежного ба­лансагосподствовала почти в течение 200 лет до 30-х гг. XX в. Ее разработали в XVIII в. Д. Юм и Д. Рикардо. Согласно этой теории, при пассивном платежном балансе, например Франции по отношению к Англии, в результате оттока золота в Англию уменьшалось количество золотых денег в обращении и снижа­лись цены во Франции, что способствовало повышению конку­рентоспособности французских товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов стра­ны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса Англии. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что, по мнению сторонников количественной теории денег, приводило к росту цен и стимулировало импорт более Дешевых иностранных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Дж.М. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое поня­тие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректи­рована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует ак­тивного государственного регулирования различными методами.

Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равнове­сием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним — ус­тойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сто­ронники данной концепции стремились выработать методы дос­тижения этого равновесия при помощи экономических моделей.

Инструментарно-целевой метод регулирования платежного балан­са. Представители этой концепции Дж. Мид, Я. Тинберген и др. предполагали разрабатывать эконометрические модели регулиро­вания платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической полити­ки. Они ограничили анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюд­жетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается ими как причинно-следственная.

Инструментарно-целевой метод анализа платежного баланса вступает в противоречие с другими мерами государственного регулирования экономики, что сужает возможности его прак­тического применения. Например, меры по стимулированию экономического роста обычно отрицательно воздействуют на платежный баланс, использование политики «дорогих денег», в частности, повышение учетной ставки для улучшения состоя­ния платежного баланса отрицательно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическим, техническими предела­ми. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

Теория нормативного регулирования платежного баланса, пред­ставителями которой являются Дж. Вильяме, Р. Миллер и др., предполагает следующее: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влия­ния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

Монетаристские теории регулирования платежного баланса получили развитие в 70—80-е гг. Монетаризм рассматривает пла­тежный баланс как результат диспропорций всего денежного хо­зяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствую­щих установлению равновесия между спросом и предложением. Его стабилизация рассматривается как кратковременный процесс, направленный на выравнивание неравновесий в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса — «открытая» экономика, минимальное ограничение движения това­ров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

Теории межгосударственного регулирования платежного балан­са, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, были использованы в проектах реформы мировой валютной системы, разработанных в годы Второй мировой войны Дж. Кейнсом и Г. Уайтом. В них большое значение при­дается коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. В рамках Бреттон-Вудской системы .был предусмотрен принцип симметричного (сбалан­сированного) регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направле­ниях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капи­талов и кредитов, а также на курс национальной валюты.

Ямайская валютная реформа возрождает принцип симмет­ричного выравнивания платежного баланса странами как с пас­сивным, так и с активным сальдо и намечает принципы его межгосударственного регулирования. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его вы­равнивания, регулирование платежного баланса санкции про­тив нарушений международного соглашения.

В соответствии с господствующими монетаристскими концеп­циями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные про­граммы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, ко­личественных ориентиров с поквартальной разбивкой. С 70-х гг. «стабилизационные» программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение. Расширение набора методов регулирования пла­тежного баланса, рекомендуемых МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР. Новый подход МВФ к регулированию платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, кото­рые видят в этом гарантию укрепления платежеспособности раз­вивающихся стран-должников и снижение риска их кредитования.

Обновленные «стабилизационные» программы МВФ свиде­тельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регу­лирования платежного баланса.

Наши рекомендации