Классификация статей платежного баланса по методике МВФ
А. Текущие операции Товары
§ Услуги
§ Доходы от инвестиций
§ Прочие услуги и доходы
§ Частные односторонние переводы
§ Государственные односторонние переводы
Итого А: баланс текущих операций
В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал
§ Прямые инвестиции
§ Портфельные инвестиции
§ Прочий долгосрочный капитал
Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США)
С. Прочий краткосрочный капитал
D. Ошибки и пропуски
Итого: А+В+С+С (соответствует концепции ликвидности в США)
Е. Балансирующие статьи
§ Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР
§ Движение золотовалютного резерва
§ Чрезвычайные источники покрытия сальдо
§ Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов
Итого: А + В + С + В (соответствует концепции официальных расчетов в США)
F.Итоговое изменение резервов
§ Золото
§ СДР
§ Резервная позиция в МВФ
§ Иностранная валюта
§ Прочие требования
§ Кредиты МВФ
Национальное и межгосударственное регулирование платежного баланса.
Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно пассивны или активны, поляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов, переливы капитала, особенно «горячих денег», отрицательно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику. При этом стихийный механизм выравнивания платежного баланса через автоматический процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий. Уравновешивание баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей.
Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных его статей. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в. целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических операций в зависимости от экономического и валютного положения и состояния международных расчетов страны.
Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются следующие меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала:
• дефляционная политика;
• девальвация;
• валютные ограничения;
• финансовая и денежно-кредитная политика;
• специальные меры воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимых» операций (ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны, регулирование миграции рабочей силы), движения капиталов.
При активном платежном балансе регулирование направлено на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и др., а также ревальвация валюты применяются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограничения импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалютных резервов.
Новым явлением с середины 70-х гг. стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса международных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран Большой семерки.
К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
§ согласование условий экспортных кредитов;
§ двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;
§ кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.
Концепции и модели регулирования платежного баланса. Проблемы платежного баланса занимают видное место в экономической литературе Запада. Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов
Теория автоматического саморегулирования платежного балансагосподствовала почти в течение 200 лет до 30-х гг. XX в. Ее разработали в XVIII в. Д. Юм и Д. Рикардо. Согласно этой теории, при пассивном платежном балансе, например Франции по отношению к Англии, в результате оттока золота в Англию уменьшалось количество золотых денег в обращении и снижались цены во Франции, что способствовало повышению конкурентоспособности французских товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса Англии. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что, по мнению сторонников количественной теории денег, приводило к росту цен и стимулировало импорт более Дешевых иностранных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.
Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Дж.М. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.
Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним — устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники данной концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия при помощи экономических моделей.
Инструментарно-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции Дж. Мид, Я. Тинберген и др. предполагали разрабатывать эконометрические модели регулирования платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической политики. Они ограничили анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается ими как причинно-следственная.
Инструментарно-целевой метод анализа платежного баланса вступает в противоречие с другими мерами государственного регулирования экономики, что сужает возможности его практического применения. Например, меры по стимулированию экономического роста обычно отрицательно воздействуют на платежный баланс, использование политики «дорогих денег», в частности, повышение учетной ставки для улучшения состояния платежного баланса отрицательно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.
Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическим, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.
Теория нормативного регулирования платежного баланса, представителями которой являются Дж. Вильяме, Р. Миллер и др., предполагает следующее: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.
Монетаристские теории регулирования платежного баланса получили развитие в 70—80-е гг. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат диспропорций всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Его стабилизация рассматривается как кратковременный процесс, направленный на выравнивание неравновесий в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса — «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.
Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, были использованы в проектах реформы мировой валютной системы, разработанных в годы Второй мировой войны Дж. Кейнсом и Г. Уайтом. В них большое значение придается коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. В рамках Бреттон-Вудской системы .был предусмотрен принцип симметричного (сбалансированного) регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также на курс национальной валюты.
Ямайская валютная реформа возрождает принцип симметричного выравнивания платежного баланса странами как с пассивным, так и с активным сальдо и намечает принципы его межгосударственного регулирования. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания, регулирование платежного баланса санкции против нарушений международного соглашения.
В соответствии с господствующими монетаристскими концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. С 70-х гг. «стабилизационные» программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, рекомендуемых МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР. Новый подход МВФ к регулированию платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, которые видят в этом гарантию укрепления платежеспособности развивающихся стран-должников и снижение риска их кредитования.
Обновленные «стабилизационные» программы МВФ свидетельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регулирования платежного баланса.