Модель функционирования рынка подержанных автомобилей
2.1. Принятые допущения и предварительные замечания.
- Существует только два типа подержанных автомобилей.
- Тип Н - высококачественные (с небольшим износом); рыночные цены на них (Pн) выше, и спрос на такие автомобили (Dн) выше, а предложение (Sн) меньше из-за более высоких «стартовых» цен, предлагаемых владельцами таким автомобилей;
- Тип L – низкокачественные (с большим износом); рыночные цены на них (PL) ниже, и спрос на такие автомобили (DL) ниже (из-за их качества) по сравнению со спросом на автомобили типа Н. А предложение (SL.) больше из-за невысоких «стартовых» цен, предлагаемых владельцами таких автомобилей.
- Асимметричность информации на рынке подержанных автомобилей проявляется в том, что качество подержанного автомобиля, т.е. относится ли автомобиль к типу H или к типу L, покупатель не может определить по внешнему виду или в результате беседы с продавцами и поэтому обоснованно считает, что любой выбранный им автомобиль имеет среднее качество (типа М); вследствие чего цена (РМ), которую каждый такой недостаточно информированный покупатель автомобиля типа М готов предложить за подержанный автомобиль, будет ниже цены автомобиля типа Н, но выше цены автомобиля типа L. Что соответствует выполнению следующих неравенств:
РН > РМ > РL
Эти неравенства соответствуют утверждениям о возрастании спроса на товары по мере повышения их качества.
- Купив подержанный автомобиль «счастливый» владелец в процессе эксплуатации через достаточно короткий период времени совершенно точно установит, к какому типу (Н или L) принадлежит его автомобиль. Это неизбежно, ибо на рынке реально существуют, продаются и покупаются только эти два типа подержанных автомобилей, а автомобиль среднего качества (типа М) существует в голове покупателя только идеально, в процессе установления цены покупки. Однако поведение новых потенциальных покупателей на рынке подержанных автомобилей в условиях асимметричности информации описывается именно функцией спроса на автомобили среднего качества (типа М), причем имеется в виду ожидаемое среднее качество, подтвержденное опытом эксплуатации подержанных автомобилей, купленных ранее.
Исходное состояние (условно существуют 2 рынка, на которых равновесные объемы продаж равны: QHo = QLo, но РНо > РLо) | ||
2.2. Динамика рынка подержанных автомобилей. Первая итерация (реально на рынке с асимметричною информацией существует единый спрос на автомобили среднего качества) | ||
|
Вторая итерация (спрос на автомобили среднего качества падает из-за сокращения доли подержанных автомобилей типа Н в общем объеме продаж: QМ2 = Q2H + Q2L). | Третья итерация (спрос на автомобили среднего качества продолжает падать все более приближаясь к спросу на подержанные автомобили типа L: DM3 ®DL0 |
Динамика объема продаж на рынке подержанных автомобилей | |
Конкурентные стратегии фирмы
Тип конкурентной стратегии фирмы | |||||
Эксплерентная | Виолентная | Патиентная | Коммутантная | ||
Тип рынка | Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия или олигополия | Монополистическая конкуренция | |
Величина фирмы | Небольшая | Крупная | Средняя (как правило) | Мелкая (как правило) | |
Характер производства | Экспериментальное | Массовое | Специализированное | Универсальное | |
Рентабельность фирмы | Низкая | Высокая | Высокая | Низкая | |
Расходы на НИОКР | Высокие | Высокие | Средние | Низкие | |
Устойчивость развития фирмы | Низкая | Высокая | Высокая | Низкая | |
Основное преимущество в конкурентной борьбе | Опережение в нововведениях, что позволяет создавать товары с высокой потребительской ценностью | Эффект масштаба, позволяющий существенно снизить издержки | Узкая специализация в удовлетворении особых потребностей | Гибкость, быстрая реакция на потребности локальных рынков |