Тема 5. Воздействие внешней среды на менеджмент и маркетинг в сфере культуры
Внешняя среда организации как фактор прямого и косвенного действия: потребители, конкуренты, научно-технический прогресс, государство, экономические, политические, экологические, социо-культурные факторы. Разнообразие факторов, изменчивость и подвижность внешней среды. Социокультурная динамика и рост неопределенности внешней среды. Менеджмент в условиях неопределенности внешней среды. Кризис- менеджмент. Маркетинг, брендирование, реклама, заключение контрактов, объединение, лоббирование.
Воздействие внешней среды на менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Влияние информационной среды. Государственные учреждения и общественные организации как факторы внешней среды в сфере культуры. Средства массовой информации. Экологические факторы в аспекте менеджмента культуры. Социокультурные группы и адресный менеджмент. Этнические, конфессиональные, культурные организации, профессиональные союзы, творческие организации и менеджмент культуры. Феномен моды, динамика вкусов и предпочтений, статусные характеристики стиля жизни, престижное потребление. Формирование потребителя культурной продукции.
Планы семинарских занятий.
Семинарские занятия являются творчески активной формой освоения материала учебного курса «Менеджмент в социокультурной сфере». Студентам предлагается самостоятельная работа по конкретным проблемам, результатом которой может быть подготовка доклада, реферата, аналитического обзора.
Семинар:1. Маркетинг в сфере культуры. Анализ сложившейся практики.
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика маркетинга в сфере культуры.
2. Некоммерческий маркетинг в РФ.
3. Сфера коммерческого маркетинга. Арт-рынок и шоу-бизнес в РФ.
Литература:
1. Щекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры. //Маркетинг в России и за рубежом. 2001 №3 С.3-11.
2. Литвина Л.П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. СПб., М. , 2001. Вып. 5. С. 36-42. 1. Специфика маркетинга в сфере культуры.
3. Петровская Е. «Серое по серому»: философия и конец искусства // Искусствознание. 2001. № 1. С. 8 - 16;
4. Сядорина Т.Ю. Трансформация ценностей современной культуры в контексте социокультурного кризиса // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура: Материалы междунар. конференции. М.,2001. С. 6-8.
5. Е.Жданова, С.Иванов, Н.Кротова «Управление и экономика в шоу-бизнесе » Москва, «Финансы и статистика», 2003. 311 с.
6. А.Коновалов «Маленькие секреты большого шоу-бизнеса », Санкт-Петербург, «Питер», 2004. 236 с.
7. С.Корнеева «Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюссирования», Санкт-Петербург, «Питер», 2004. 117 с.