Воздействие внешней среды на организацию

Организация должна адаптироваться к изменению внешней среды. Принцип адаптации социальной системы впервые был сфор­мулиро­ван в 20-е годы XX века А.А.Богдановым (Малиновским) («Общая тео­рия организации» – Тектология). Он создал Институт переливания кро­ви, а также Центральный институт труда (ЦИТ); был последова­телем Ф.Тейлора. Во второй половине 60-х годов в СССР произошло возрождение интереса к НОТ, но оно не привело к кар­динальным изменениям в управлении экономикой. Проблема со­хранения орга­низаций очень актуальна в настоящее время в России, когда многие государственные организации приватизируются и обо­стряется проб­лема заказов, т.е. востребованности организации. В середине 60-х го­дов XX века в США получил распространение структурно-функ­циональный, или системный, подход к анализу ор­ганизации (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.). Они исходили из того, что:

– любая организация несет определенную внешнюю функцию по от­ношению к членам общества (производит товары и услуги, удовле­тво­ряет определенные потребности);

– организация имеет внутренние функции: сохранения самой ор­га­низации как целого, поддержания и возрастания внутренней интег­ри­рованности (сплоченности), удовлетворения запросов Членов ор­га­низации (вознаграждение), обеспечения управляемости организацей (коэффициент управляемости – отношение количества реализуемых к количеству принимаемых решений).

Структура организации должна формироваться в соответствии с функ­циями, а не наоборот.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ№ 2

1. Дайте определение социальной группы. Подумайте, почему имен­но эти признаки выделены социологами в качестве основ­ных при­знаков группы? Почему, с вашей точки зрения, именно груп­па рас­сматривается в совре­мен­ной науке в качестве основного носите­ля со­циальных отношений?

Каково соотношение слова «группа», ис­поль­зуемого в обыденной речи, и научного термина «группа»? При­ве­дите примеры, когда неко­торая совокупность людей может быть названа группой с точки зрения обыденного словоупотребления, но не яв­ляет­ся таковой с позиций со­циологии. Бывают ли обратные случаи?

2. Назовите основные принципы классификаций социальных групп. Почему верхний предел малой группы определен в размере имен­но 10–12 человек? Почему нельзя ограничиться понятиями боль­шой и малой группы, зачем нужно введение понятия средней груп­пы? Укажите, в чем состоит основное отличие групп и квазигрупп. Вспомните содержание главы 1. Возможно ли существование в жи­вот­ном мире групп, аналогичных социальным группам в челове­чес­ком обществе? Укажите, какие признаки социальных групп могут встре­чаться в сообществах животных.

3. Дайте определение социальной категории. Напишите на от­дель­ном листе бумаги как можно больше социальных категорий, к которым принадлежите лично вы. Постарайтесь, чтобы их число бы­ло не менее двух–трех десятков(!).Осознавали ли вы раньше свою при­надлежность к этим категориям? Подумайте, каким образом су­ществующие в этих категориях правила и нормы определяют ваше социальное поведение. Влияют ли эти нормы на ваше экономическое поведение, например, на предпочтение тех или иных товаров? При­ведите примеры малой, средней, большой групп, членом ко­торых вы являетесь. Какие из этих групп являются формальными, ка­кие – не­формальными? Есть ли среди них первичная группа? Поду­май­те, какую группу вы могли бы назвать для себя рефе­рент­ной? Являетесь ли вы ее членом? Знают ли вас лично члены этой группы?

4. Укажите, в чем состоит основная специфика организации как социальной группы. Вспомните авторов, изучавших организации как специфические социальные образования, попробуйте сфор­мулиро­вать вклад каждого в развитие данной темы в социологии. Какова роль первичных групп в функционировании современных организаций?

Основные термины и понятия

Взаимодействие социальное – информационные контакты, осу­ще­ств­ляе­мые с помощью знаковых и символических (языковых) систем.

Группа социальная – категория индивидов, которые опреде­лен­ным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою при­над­леж­ность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы/

Категория социальная – совокупность индивидов, объединенных по какому-либо признаку.

Квазигруппа – социальная общность, обладающая некоторыми (но не всеми) признаками социальной группы.

Общность социальная– социальная категория, члены которой осо­бым образом ощущают свое единство, по определенным призна­кам отделяют «своих» от «чужих».

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 349–361.

2. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 42–44, 50–59.

Популярная:

3. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 2.

Дополнительная:

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А.Ядов; общ. ред. Л.С.Гурьевой, Л.Н.Посилевича. – М., 1999. Гл. 9. С. 205–210.

5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., 2006. С. 429–451.

Глава 3. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ, НОРМЫ И ЦЕННОСТИ

Роли социальные

Роль (социальная) – поведение, которое ожидается от каждого человека, являющегося членом данной социальной группы. Другими словами, социальная роль – это устойчивая система реакций индивида на определенное поведение других членов группы, осуществляемая с помощью механизма обратной связи.

Социальная роль – это не свойство отдельного индивида и (очень ред­ко) общества в целом; это всегда система поведения, принятая в оп­ределенной группе, то есть социальная роль – это элемент опреде­лен­ной социальной группы.

Социальные роли сложились тогда же, когда сформировались и пер­вые человеческие коллективы. Круг интересов членов перво­быт­ного общества был достаточно узок. И выжить они могли только в составе своей группы. Каждый член группы, посылая сообщение дру­гому ее члену, ждал от него соответствующей реакции – поведения. Если ребенок просил маму покормить его – она должна была это сде­лать, иначе дети будут умирать и группа прекратила бы свое существо­ва­ние. Если старший мужчина в группе (который, кстати, может быть и отцом ребенка) просил его помочь натянуть лук, то он должен был это сделать, иначе все остались бы без еды и т.д.

Таким образом, по отношению к каждому члену группы у осталь­ных ее членов складывалась устойчивая система ожиданий того, как он должен вести себя в ответ на то или иное сообщение или на какое-ли­бо событие во внешней среде. Группа не могла выжить, если бы каж­дый ее член вел себя как хотел или стремился бы обмануть груп­пу – ре­зуль­та­том такого поведения была бы гибель всей группы или изгнание инди­ви­да из группы, что в тех условиях было равно­силь­но гибели его самого.

Таким образом, именно социальная роль, а не индивид, является ос­новным элементом социальной группы. Совокупность индивидов – это как бы субстрат, на котором базируется группа. Исследования ро­левых струк­тур малых социальных групп позволили сделать следую­щие выводы:

1) роль автономна по отношению к индивиду: индивид может уйти, а роль – останется; человек может не соответствовать требова­ниям роли;

2) человек может последовательно играть несколько ролей в одной и той же группе;

3) к конкретному индивиду могут одновременно предъявляться ро­левые ожидания, относящиеся к разным (часто противоречащим друг другу) ролям;

4) человек может одновременно играть социальные роли в не­скольких группах, и эти роли могут как сочетаться, так и противо­речить друг другу.

Ролевые структуры группы

Основной вклад в изучение ролевых структур групп внесла со­циаль­ная психология – наука, очень близкая к социологии. Наиболее часто объектом изучения становились малые неформальные и фор­маль­ные группы. В некоторых исследованиях изучались «искусствен­ные» группы, специально созданные для проведения эксперимента, в других – «естественные» (бригады, студенческие группы и т.д.). Первый подход характерен для американских исследователей, вто­рой – для европейских.

Роли образуют определенную структуру – сеть устойчивых связей и отношений между отдельными ролями. Часто эта структура яв­ляет­ся иерархией, то есть выделяются роли лидеров, приближенных к ним лиц (хранитель норм – «цензор», судья – «экзекутор», и др.), рядовых членов группы – «конформисты», а также тех, кто находится в самом низу лестницы («козел отпущения», «изгой»), или вообще вне основ­ной иерархии («девианты»).

Напомним, что теоретический подход и эмпирическая методика, позволяющие изучать ролевые структуры группы, были предложены в 30-е годы XX века американским психологом, эмигрантом из Венг­рии, Джекобом Морено, и получили название «Социометрия».

Изучение лидерства

Наибольшее внимание уделялось изучению роли лидера и ее влиянию на группу в целом.

В конце 30-х – начале 40-х годов XX в. актуальной стала пробле­ма влияния типа лидерства на поведение группы. Эта ак­туальность вызывалась как политическими причинами (доминиро­ва­нием автори­тар­ных режимов в ряде стран), так и проблемами вы­бора опти­маль­ного типа руководства компаниями (проти­во­стоя­нием «фордизма» и «концепции человеческих отношений»).

Этими вопро­сами занялся Курт Левин – американский психолог, эмигрировавший из Германии. Он выделил три типа лидерства – авторитарный, при котором реше­ние принимается формальным лидером, демократи­ческий (решение принимается большинством) и попустительский, или либеральный (не устанавливается правил приня­тия решения, каждый участник эксперимента действует на свое усмот­рение). Объектом ис­следования были искусственно сформированные группы подростков, решавших игровые задачи.

Тип лидерства в каждой группе задавался самими эксперимента­торами. Их интересовали проявления агрессивности в поведении детей в зависимости от типа лидерства и от того, как происходит сме­на этого типа. Исследования К.Левина показали, что меньше всего агрессивнос­ти наблюдается при авторитарном типе лидерства, а больше всего – при смене авторитарного на демократический или попустительский.

Дуализм группы

Одним из важнейших свойств целевой группы (то есть группы, соз­данной для реализации какой-либо задачи или поставившей перед собой такую задачу уже после создания) является ее дуализм. Экспе­ри­ментально доказано, что в целевых группах (формальных и нефор­маль­ных) выделяются два типа лидеров – инструментальный и экспрессивный, т.е. нормальная группа биполярна. В целевой группе человек выполняет некоторые функции (роли), связанные с реше­нием общегрупповой задачи, и в то же время группа оказывает на него психологическое воздействие, сам индивид стремится психо­ло­гически самореализоваться. Эти две стороны групповой жизни чело­века далеко не всегда совпадают. Стремление человека максимально помочь в достижении общегрупповой цели может подавлять его лич­ные стремления, и наоборот – попытка самореализации может ме­шать достижению общей цели.

Кроме того, в ходе реализации ролевых ожиданий, связанных с достижением общегрупповой цели, между членами группы могут возникать трения, которые будут проявляться как во внутригрупповых конфликтах, так и в ролевом напряжении. Инструментальный лидер отвечает за достижение группой поставленных перед нею задач, а экс­прес­сивный – за поддержание благоприятного психологического кли­ма­та. Различие инструментальных и экспрессивных функций группы по отношению к индивиду есть ее фундаментальное свойство.

Наши рекомендации