Классификация стратегических программ 1 страница
№ п/п Признаки | Классы | |
Отношение программных проблем к целям социально-экономического развития | Целевые Ресурсные | |
г | Характер программно-реализуемых проблем | Социальные, ориентированные на индивида и семью на группы населения на общество в целом Социально-экономические, ориентированные на семью на группу населения Политические Совершенствование государственного управления Экономические организационно-хозяйственные производственно-экономические Научно-технические Оборонные Идеологические Многоцелевые |
Отношение к стране | Внешние (международные) Внутренние | |
Временной горизонт | Текущие (до 1 месяца) Краткосрочные (от 1 месяца до 1 года) Среднесрочные (от 1 до 5 лет) Долгосрочные (более 5 лет) | |
Степень значимости результатов | Национального значения Регионального значения Отраслевого значения Уровень хозяйствующих субъектов | |
Форма представления конечных результатов | С качественно определенными результатами: все результаты полностью отражаются в показателе интегрального социально-экономического эффекта от реализации программы С количественно определенными результатами: все или часть результатов не могут быть полностью отражены в показателе интегрального социально-экономического эффекта от реализации программы | |
Характер объекта программных мероприятий | Отраслевые внутриотраслевые охватывающие отрасль в целом Межотраслевые Региональные освоение новых регионов развитие регионов реконструкция регионов Функциональные совершенствование экономических параметров совершенствование специализированных функций управления совершенствование стадий процесса производства и потребления | |
Отношение объекта программы к административно-территориальному делению страны | Многофункциональные федеральные субъектов федерации региональные районные городские сельские |
Проект стратегического плана по сути своей — это проект управленческого решения, обеспечивающего реализацию стратегии и политики соответствующих субъектов управления.
Стратегический план есть не что иное, как научное предвидение состояния целостного объекта управления — делового предприятия, ассоциации, региона, субъекта федерации, страны в целом в определенный период времени: Это предвидение основано: на системе целенаправленного проектирования по развитию соответствующих объектов (общества в целом, его отдельных подсистем, хозяйственных субъектов); на системе мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам, исполнителям (программный разрез) проекта стратегического плана; на мероприятиях по развитию важнейших отраслей производства, производственной и социальной инфраструктур.
В условиях рыночной экономики должно соблюдаться следующее правило: чем выше уровень управляемой системы, тем более развернутыми в проектах стратегических планов должны быть прогнозы экономического, социального, научно-технического, экологического, внешнеэкономического и внешнеполитического развития.
Важной особенностью стратегических планов является то, ни они, во-первых, являются инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления, во-вторых, раскрывают цели и пути будущего развития различных Объектов экономики и страны в целом, в-третьих, определя-Ю1 )тапы социально-экономического развития общества в целом и его отдельных подсистем и, в-четвертых, выступают в качестве мерила, критерия экономического и социального прогресса общества.
В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты развития соответствующих объектов управления с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный проект стратегического плана в данной хозяйственной ситуации и иметь в наличии такой вариант проекта стратегического плана, который в будущем будет соответствовать изменившимся условиям хозяйствования, рыночной конъюнктуре. Проект стратегического плана не подлежит безусловному исполнению. Ту или иную степень директивности (обязательности) он приобретает после его утверждения в установленном порядке. В рыночной экономике самая высокая степень обязательности выполнения показателей стратегического плана находится на уровне первичного звена национальной экономики (хозяйствующих субъектов). С повышением уровня управления степень обязательности (директивности) уменьшается и обеспечивается не административным принуждением, а институтами права и экономическими методами. Единственным видом плана, приобретшим силу закона в условиях рыночного хозяйства, является государственный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Но они выполнимы в той мере, в какой планируемая конъюнктура в национальной экономике, ее отдельных подсистемах соответствует фактически сложившейся.
Отмеченные выше процессы в условиях переходной экономики России найдут свое конкретное проявление. Во-первых, меняется социально-экономическая природа планов, разрабатываемых различными субъектами управления: из орудия административного принуждения они превращаются в инструмент нахождения сбалансированного консенсуса между субъектами федерации, хозяйствующими субъектами, заинтересованными в реализации тех или иных стратегических планов. Во-вторых, усиливается стратегический характер проектирования. Основное внимание в условиях рыночного хозяйства в макроэкономическом планировании уделяется структурным преобразованиям, решению ключевых социальных и научно-технических, а также экономических проблем. Государство отказывается от централизованного вмешательства в вопросы внутрирегионального и внутрихозяйственного характера. Стратегические планы призваны помочь коммерческим организациям проявить хозяйственную самостоятельность и инициативу, учитывая при этом развитие общенациональных интересов. В-третьих, повышается научная обоснованность проектов стратегических планов, которые должны стать действенным инструментом регулирования социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В-четвертых, предусматривается всемерная демократизация процесса планирования. Все хозяйствующие субъекты, субъекты Российской Федерации должны заблаговременно получать информацию о замыслах правительства в социально-экономической сфере, о намечаемых стратегических программах с тем, чтобы суметь вовремя заявить о своих намерениях участвовать в интересующих их программах.
Таким образом, насущные потребности общества, его отдельных подсистем, а также всех хозяйствующих субъектов обусловливают необходимость разработки целой системы проектов планов, отражающих особенности рыночной экономики. Эта система планов включает стратегические и тактические планы. По функциональному признаку все проекты планов делятся на производственные (выпуск продукции, капитальное строительство, развитие транспорта и др.), планы снабжения и сбыта, повышения уровня жизни народа, планы финансовые и кредитные и др.
В зависимости от уровня иерархии в системе национальной экономики различают планы хозяйствующих субъектов, их ассоциаций, субъектов федерации, национальной экономики в целом.
Разработка стратегических долго- и среднесрочных планов позволяет рационально сочетать решение перспективных и текущих задач соответствующих субъектов управления, подчинять с помощью прямых и косвенных инструментов воздействия интересы всех управляемых субъектов интересам страны.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ
Практическая деятельность общества по разработке прогнозов, программ и стратегических планов всех уровней и временных горизонтов обусловила возникновение и развитие особой науки, которая получила название «стратегическая планилогия». Стратегическая планилогия — это сфера исследовательской деятельности людей, направленная на производство новых знаний в области составления и обеспечения возможности реализации управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.
Как и всякая наука, наука стратегического планирования представляет собой сложную систему, состоящую из двух крупных подсистем: организационной подсистемы стратегической планилогии и теоретико-методологической подсистемы науки.
В состав организационной подсистемы стратегической планилогии входят:
• ученые с их практическим опытом и теоретическими знаниями;
• система научных учреждений, занимающихся проблемами стратегического прогнозирования, программирования и проектирования на различных уровнях национальной экономики страны;
• система научной информации о фактической организации плановой деятельности в области стратегического планирования в нашей стране и за рубежом.
Теоретико-методологическая подсистема стратегической планилогии включает: общую методологию в составе теории познания и диалектического метода исследования; локальную методологию, состоящую из системы понятий, категорий, законов, выводов, отражающих объективные отношения и связи, а также процессы, происходящие в обществе в целом и в его отдельных подсистемах; совокупности накопленных знаний о методах разработки, обосновании оптимальности, о путях, обеспечивающих возможности выполнения и контроль за ходом реализации стратегических прогнозов, проектов программ и планов; методы проведения научно-исследовательских работ.
Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, составление стратегических прогнозов, проектов программ и планов в практической деятельности, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а также организация его осуществления.
Объект стратегического планирования — деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, всей национальной экономики страны с позиции их будущего состояния в ближней и дальнесрочной перспективах.
В теории стратегического планирования выделяют три чрезвычайно важных аспекта научной деятельности:
• социально-экономический — изучение конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественных зависимостей является основой,
базой для научного обоснования стратегических прогнозов,
проектов программ и планов всех уровней и временных горизонтов;
• методологический. Методология стратегического планирования — инструмент познания социально-экономических процессов, использование полученных знаний в процессе государственного регулирования и планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для этого необходимо
иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития как самого объекта стратегического планирования — национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, так и непосредственно всех процедур стратегического планирования, совершенствовать логику, методологические подходы, систему методов решения проблем стратегического планирования, практического использования всей системы знаний этой науки;
• организационный — охватывает комплекс вопросов, (низанных с постановкой задач, организацией работы и определением функций, выполняемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования. Конечным результатам стратегического планирования придается определенная организационная форма.
Содержанием теории стратегического планирования является планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет прежде всего о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения,
решении других социальных проблем (уровня и качества
жизни, развития отраслей социальной инфраструктуры), об
осуществлении мероприятий в сфере экологии, о поддержке
науки, о направлении финансовых потоков в стране и др. На
микроуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики, ведется разработка средне- и дальнесрочных стратегических программ и планов деятельности фирм и коммерческих организаций, создающих необходимые предпосылки для выживания в условиях острой конкурентной борьбы.
Наука стратегического планирования тесно связана с наукой управления, с экономической теорией, философией, социологией, финансовыми науками, политологией, а также с математикой, техническими и естественными науками. В процессе стратегического планирования экономического и социального развития используются методы исследования, выводы, фактические данные, полученные функциональными науками и отраслевыми экономиками при анализе хозяйственной деятельности, а именно статистики, бухгалтерского учета и аудита и др.
ГЛАВА 2
МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СИСТЕМА МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Методология любой науки представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологичес-ких принципов, общенаучных методов познания и специфической, частной методологии. Это позволяет видеть в теоретико-методологической подсистеме науки стратегического планирования следующие три структурных элемента:
1) теория и методология философии, социологии и экономики. Это общий и главный теоретико-методологический элемент науки стратегического планирования, в его основе лежат теория познания, диалектика, а также теория функционирования рыночной экономики;
2) общенаучная методология. Этот структурный элемент науки стратегического планирования включает очень развитую систему таких общенаучных методов, как: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, традиция, аналогии, сочетание исторического и логического, моделирование социально-экономических процессов, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;
локальная система методологии стратегического планирования. Данный элемент представляет собой систему принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, связанной с разработкой проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов развития различных социально-экономических подсистем общества и общества в целом. В этом структурном элементе науки стратегического планирования находят свою конкретизацию и развитие общая методология общественных наук, теория познания и система общенаучных методов применительно к предмету данной науки.
В философии методология науки определяется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология стратегического планирования — это органическое единство логики разработки стратегических прогнозов, проектов программ и планов; специфических методологических принципов и подходов; системы показателей, используемых в процессе стратегического планирования; а также системы методов составления и обоснования оптимальности прогнозных и плановых показателей, определяющих задания стратегических программ и планов.
Такое определение методологии стратегического планирования дает ее развернутую характеристику в широком смысле слова. Наряду с этим существует другое определение методологии стратегического планирования. Под ним следует понимать совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых при разработке стратегических прогнозов, проектов программ и планов, обеспечивающих переход от познания системы законов развития объектов стратегического планирования к их практическому использованию при регулировании экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и элементах.
Методология стратегического планирования, являясь научной основой разработки системы прогнозов, проектов программ и планов, позволяет получить ответ на следующие принципиально важные вопросы:
1. Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования?
2. Какой должна быть последовательность процесса разработки управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов?
3. Какими должны быть сами стратегические прогнозы, программы и планы и каким требованиям они должны удовлетворять?
4. Какие методологические подходы следует использовать и при решении каких проблем стратегического планирования?
5. С помощью какой системы показателей и методов можно обеспечить оптимизацию стратегических прогнозов, программ и планов?
ЛОГИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Решение любых проблем управления, а следовательно и стратегического планирования, имеет определенную логику. Под логикой стратегического планированияпонимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы стратегического планирования, а также определение исходного пункта, который является отправной точкой для решения проблем и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы.
Логика стратегического планирования включает следующие структурные элементы:
1) определение и формулирование цели или системы целей, которые преследует субъект стратегического планирования в планируемом периоде (это отправной пункт логики стратегического планирования, ее главная идея);
2) анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода;
3) определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде по результатам функционирования соответствующих объектов стратегического планирования;
4) определение объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых;
5) согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально-экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними на основе шкалирования, ранжирования потребностей и подготовка проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.
Рассмотрим содержание каждого из перечисленных элементов логики стратегического планирования.
Процесс формирования целей,как следует из определения сущности и содержания логики стратегического планирования, занимает центральное место.
Под целями в стратегическом планировании понимаются желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего. Задачи — это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования.
Цели могут быть недостижимыми в пределах планируемого периода, но приближение к ним за это время должно быть возможным. Задачи должны быть в принципе осуществимыми в течение планируемого периода, хотя не всегда можно требовать их осуществления. Цель, которую никогда нельзя достичь, но к которой можно неограниченно приближаться, называется идеалом.
Любой субъект стратегического планирования на стадии формулирования целей и задач должен: во-первых, определить цели планируемой системы и перевести их на язык задач, что позволит получить своеобразный график выполнения последних; во-вторых, предусмотреть четкую формулировку всех задач и разработать критерии оценки прогресса в выполнении каждой из них; в-третьих, исключить возможные противоречия, конфликты (или разработать инструментарий для их разрешения) между задачами, т.е. решить, что делать, если выполнение одной задачи противоречит решению другой.
В стратегическом планировании, осуществляемом на макроуровне, цели и задачи намечаются исходя из программных установок правящей партии (или блока партий) и в концентрированном виде содержатся в концепции социально-экономического развития страны, подготавливаемой рабочими органами Правительства Российской Федерации. Концепция — это общий замысел прогнозов, проектов стратегических про-, грамм и планов, выражающийся в формулировке глобальных целей и приоритетов социально-экономической системы в плановом периоде, и определение важнейших путей, форм и методов их достижения.
В процессе разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации помимо программных установок соответствующих субъектов управления используются прогнозные разработки: научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, экономического роста и структурных сдвигов, изменения масштабов природопользования и качества среды обитания (экологии), изменения внешнеэкономических условий. Для того чтобы концепция социально-экономического развития страны приобрела необходимую степень конкретности, более четкой определенности, в ней выделяются социально-экономические задачи, детализирующие и уточняющие ее содержание.
Для первичных звеньев национальной экономики — хозяйствующих субъектов — концепция развития есть1 не что иное, как органическое единство миссии и целей коммерческой организации, выбор специфических стратегий для определения и получения ресурсов в необходимых объёмах и структуре, их последующего распределения и использования в целях обеспечения эффективной работы организации в ближайшей и последующей перспективах.
Анализ исходного уровня состояния объекта стратегического планирования в предплановый период— вторая важная процедура логики планирования. Значение этой процедуры обусловлено тем, что развитие национальной экономики, корпорации, фирмы в ближайшие после базисного периода годы в значительной мере предопределено наличными производственными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, которые сложились в предплановый период.
Анализ уровня развития национальной экономики включает комплексное изучение темпов развития, структуры внутри каждой отрасли, между отраслями, в границах регионов, субъектов федерации, межрегиональных и межгосударственных пропорциях. Завершается анализ состояния национальной экономики страны в предплановый период общей оценкой уровня ее социально-экономического развития. Одновременно этот уровень сопоставляется с аналогичными показателями наиболее развитых в экономическом отношении стран мира.
На макроуровне осуществляется анализ внутренней и внешней среды, в процессе которого выясняются: использование потенциала организации, ее сильные и слабые стороны; возможные конкуренты и их предполагаемые действия; состояние и перспективы развития конкурентной среды отрасли; движущие силы; состав макроокружения, его составляющие и их влияние на организацию (как правило, анализируются социальная, экономическая, правовая, политическая и технологическая составляющие).
Всестороннее изучение объема и структуры потребностей общества,его отдельных подсистем в планируемом периоде — чрезвычайно важная процедура логики стратегического планирования, так как любая фирма, корпорация, общественные институты возникают и функционируют для удовлетворения определенных потребностей людей. Под ними понимают объективно необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие исторической ступени развития общества, общественного производства и общественных отношений. Потребность — это некое специфическое состояние человека (группы людей, общества в целом), возникающее вследствие того, что человек (социальная общность людей), существуя сам по себе, т.е. в виде отдельной биологической особи, является составной частью (элементом) общественной системы, взаимодействует с внешним окружением — внешней средой (обществом, живой и неживой природой).
Потребности общества — это сложная, полиструктурная, динамичная система. Ее подсистемы — это материальные и нематериальные потребности. Подсистема материальных потребностей охватывает потребности общества в благах, имеющих вещественную, предметную форму. Ее основными элементами являются потребности производства (текущие), потребности накопления, непроизводственные потребности населения, потребности научных учреждений. Подсистема нематериальных потребностей — это потребности общества в духовных и социальных благах, создаваемых в отраслях национальной экономики, результаты деятельности которых не имеют вещественной, предметной формы.
Для существования и развития общества необходимыми являются потребности отраслей так называемого реального сектора экономики (в его состав входят предприятия, производящие блага в материально-вещественной форме). Значительная часть элементов основного капитала (производственные мощности) и рабочего времени общества должны затрачиваться на то, чтобы обеспечить функционирование предприятий добывающей промышленности и сельского хозяйства, продукция которых идет в основном на производственное потребление.
Потребности текущего производства определяются на основе информации, содержащейся в балансах «Ресурсы и использование». Этот баланс позволяет определить полный объем использования продукции на внутреннем рынке. Он составляется в натуральном выражении по важнейшим видам продукции и топливных ресурсов (см. схему).
ОБЩАЯ СХЕМА БАЛАНСА «РЕСУРСЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ»
В процессе расчета общего объема используемых на внутреннем рынке материальных и топливных ресурсов (по каждому виду продукции) применяют формулу:
Вр = П + И + 3, - Э - 32, или Вр = Р - Э - 32,
где Вр — полный объем использования продукции на внутреннем рынке в натуральном выражении;
П — объем производства продукции;
И —импорт продукции;
З1 - запасы на начало года;
Э — экспорт продукции;
32- запасы на конец года;
Р — общий объем ресурсов продукции.
Потребности в средствах производства и предметах потребления для накопления, увеличения резервов и страховых фондов исчисляются на основе расчетов возможного объема капитального строительства, увеличения текущих и страховых запасов материальных ресурсов, прироста или возмещения использованных ранее федеральных материальных резервов.
Важнейшее значение имеет определение потребности населения в предметах потребления. Базисный уровень потребления определяется на основе статистики системы национальных счетов (СНС), бюджетов населения, продукции сельского хозяйства, товарооборота, сферы услуг. Для расчетов на перспективу используются реальные денежные доходы, возможная динамика сбережений, прожиточный минимум, научные и рациональные нормы потребления, коэффициенты эластичности спроса на товары и услуги в зависимости от роста доходов и уровня цен, данные балансов продовольственных ресурсов.
Нормы потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечивающие согласно научным данным удовлетворение разумных потребностей населения, могут использоваться в плановых расчетах на долгосрочную перспективу, а также в качестве ориентира для сравнения с фактически достигнутым и прогнозируемым уровнями потребления тех или иных товаров.
Потребность в материальных ресурсах, необходимых научным учреждениям, определяется исходя из перспектив их исследовательской работы.
Удовлетворение потребностей предполагает наличие у общества, хозяйствующих субъектов соответствующих ресурсов.
Расчеты объема и структура ресурсовявляются содержанием четвертого элемента логики стратегического планирования.
Ресурсы общества — это его естественный, трудовой, научно-технический, экономический, социальный, духовный, внешнеполитический потенциалы. Потенциал (от лат. potentia — сила, мощь) — совокупность имеющихся возможностей, средств в какой-либо области. Классифицируют потенциал аналогично типологии структуры общества. Наибольшее значение для стратегического планирования имеют классификации:
• по сферам жизнедеятельности общества (экономической, социальной, экологической, духовной, политической, правовой);
• по элементам производительных сил (естественно-ресурсному, трудовому, информативному, техническому, организационному);
• по отраслям национальной экономики (промышленной, строительной, аграрной, транспортной, финансово-кредитной, социально-инфраструктурной);
• по региональным таксономам (субъекту федерации, городу, району, региону и т.д.).
Ресурсы, которыми может располагать общество, его отдельные подсистемы и структурные элементы в планируемом периоде состоят из наличных ресурсов и ресурсов, создаваемых в плановом периоде. Для текущих (оперативных) планов наибольшее значение имеют наличные ресурсы. В среднесрочном стратегическом планировании важность и тех, и других примерно одинакова. В стратегическом долгосрочном планировании решающее значение приобретают ресурсы, создаваемые в течение планового периода.