Динамика безработицы в Самарской области
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что количество безработных,
подсчитанных по методологии МОТ, намного — в 3,3 раза — больше, чем тех, кто
зарегистрирован в госучреждениях службы занятости населения. В конце октября 2010
года на биржах труда числилось в качестве безработных 1528 тыс. человек (на 70 тыс.
человек меньше, чем в конце предыдущего месяца
Разумеется, огромную роль в подобных различиях играют особенности
методологии подсчета. Из тех, кто признал себя безработным по методологии МОТ, 500
тыс. человек даже при желании не могли бы встать на учет на бирже труда, так как 33,4%
из этих людей проходят очный курс обучения в различных учебных заведениях, а 66,6%
являются пенсионерами. Однако, главный источник разрыва в численности
зарегистрированных и незарегистрированных безработных — это, по мнению Росстата,
субъективные предпочтения российских безработных в способах поиска работы: 55,5% из
них полагают, что работу можно найти только через родственников и друзей, но никак не
через службу занятости.
Уровень безработицы в Самарской области, по методологии МОТ, составил 8,3%
экономически активного населения, что ниже, чем в РФ (8,8%) и ПФО (9,1%).7 Но как
нам кажется и эта информация недостаточно объективна.
Если сравнивать Россию со странами Европы и США, можно выявить
противоречивость измерения безработицы в нашей стране. Россия одна из крупных стран
мира, но уровень безработицы слишком далек от реального. В Европе наибольший
уровень безработицы выявлен в Испании, он составляет – 14,4%, в США – 9,8. В России
можно наблюдать иную картину: в годы последнего кризиса по Росстату уровень нашей
безработицы не повышается, а понижается. Очевидно, что информация по уровню
безработицы далека от действительности.
Несовершенное трудовое законодательство в России привело к тому, что в РФ
существует высокий уровень скрытой безработицы. Достаточно часто сотрудников
переводят на неполную рабочую неделю и отправляют в вынужденные бессрочные
отпуска. Численность граждан, работавших неполное рабочее время в июне 2009 года
составляла около 9% по официальным данным. Реально же эта цифра гораздо больше.
Кроме того, процедура постановки на учет безработных, безверие в помощь государства
по трудоустройству, а так же ничтожный размер пособия по безработице (в России
пособия по безработице составляют: максимальное - 4900 рублей, минимальное - 850
рублей), значительно сокращает количество желающих регистрироваться в статусе
безработного.
Поэтому проблема получения объективной информации по уровню безработицы,
стоит не только перед Самарской областью, но и в целом по России. Не обладая точными
данными, невозможно разработать и реализовать эффективную программу по
сокращению безработицы. Что касается решения проблемы безработицы, то решить ее
можно, на наш взгляд, только с помощью комплексной программы, которая могла бы
включить в себя:
1. Поддержка малого и среднего бизнеса (сокращение налоговой и
административной нагрузки);
2. перепрофилирование и обучение граждан потерявших работу;
3. защита национального рынка труда;
4. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;
5. помощь в трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске
работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде
лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного
возраста, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений
начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
6. поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые
рабочие места;
7. координацию деятельности государственных органов, профессиональных
союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке
и реализации мер по обеспечению занятости населения;
8. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.__