Организация государственного

Введение




ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения, произошедшие в российской экономике с нача­ла реформ, тесно связаны с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предпри­ятий, их приватизация.

Частный сектор в торговле занял главенствующее место, более 95% товарооборота в 2002 г. приходилось на негосударственные торговые предприятия.

В торговле сегодня работает около 10,0 млн человек, это примерно
15% от общего количества занятых в экономике страны; число пред­
приятий в торговле на начало 2003 г. составило примерно 1 млн
200 тыс. единиц, т. е. почти 35% всех предприятий России. В валовом
внутреннем продукте доля торговли превышает 22%. f

Таким образом, торговля — одна из важнейших сфер жизнеобеспе­чения населения. При ее посредстве произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование то­варного предложения и покупательского спроса.

Торговля является источником поступления текущих денежных средств, а, следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы — это элементы цены, ко­торые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напря­мую поступают в бюджет.

Исходя из большого экономического и социального значения тор­говли, в Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли, в которой сформулированы следующие основ­ные цели:

• определить роль торговли на нынешнем этапе развития реформ, особенно в деле содействия восстановлению позиций отечествен­ных товаропроизводителей на потребительском рынке, создания надежного партнерства между предприятиями торговли, промыш­ленности и сельского хозяйства;

• усовершенствовать организационную и технологическую струк­туру внутренней торговли, провести реформу торговых предпри-

ятий на основе перехода их на общепринятые в рыночной эконо­мике принципы функционирования;

• определить пути взаимодействия внутренней и внешней торгов­ли в интересах укрепления экономики страны и развития внут­реннего потребительского рынка;

• обосновать концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры внутренней торговли, включая оптовую торгов­лю, розничную торговлю и общественное питание;

• создать отраслевую информационную систему внутренней тор­говли и службу мониторинга торговых предприятий;

• ввести эффективную систему государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей.

Достижение высокой степени либерализации экономики и финан­совой стабилизации в стране создало условия для перехода к реше­нию задачи реформирования предприятий. Речь идет об осуществле­нии комплекса мер по изменению законодательно-нормативной и финансово-хозяйственной среды функционирования предприятий.

В сфере внутренней торговли реформа предполагает:

• выбор оптимальной организационно-правовой формы торговых предприятий, способной оказывать влияние на формирование внутреннего рынка и активизацию деятельности отечественных товаропроизводителей;

• создание благоприятных условий для интегрирования хозяй­ственной деятельности различных торговых структур;

• определение концепции развития различных видов и типов тор­говых предприятий, включая создание современных розничных и оптово-розничных «цепей», основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств осна­щения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;

• улучшение управления на предприятиях, стимулирование повы­шения их эффективности и конкурентоспособности, снижение издержек обращения и создание условий для реализации това­ров по умеренным ценам;

• четкое разграничение ответственности и прав собственников,
управляющих, наемного персонала и потребителей, развитие
механизма корпоративного управления, защита прав акционе­
ров, обеспечение свободного перераспределения прав участия

8_________________________________________________ Введение

в капитале акционерных обществ и перехода таких прав к эффек­тивным собственникам;

• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий.

Изменение принципов хозяйствования, усложнение процессов товарного обращения, ускорение научно-технического прогресса в тор­говле увеличивают потребность в высококвалифицированных спе­циалистах. Эти специалисты должны иметь не только глубокую тео­ретическую подготовку, но и обладать навыками практической организационной работы.

Цель данного учебника — формирование у будущих специалистов торговли знаний в области организации работы розничных и оптовых торговых предприятий, торговых и технологических процессов, уста­новления хозяйственных связей, организации товародвижения и товароснабжения, складского и тарного хозяйства, проведения транс-портно-экспедиционных операций.

В процессе изучения курса «Организация торговли» используются данные смежных экономических дисциплин — «Общеэкономическая теория», «Экономика торговли», «Маркетинг», «Менеджмент», «Ком­мерческая логистика».

Глава 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ

Принципы и содержание организации государственного регулирования торговли

Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наи­более сложных проблем — это отношения государства и рынка. Рос­сийский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости госу­дарственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в дея­тельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской. Она исходит из минимального уровня го­сударственного регулирования рыночных отношений. Вторая называ­ется кейнсианской по имени ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношения. В настоящее время страны с раз­витой рыночной экономикой в большей мере руководствуются вто­рой концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не су­ществует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.

В Российской Федерации государство достаточно основательно ре­гулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это про­является в регламентации законом организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимости государственной регист­рации, лицензирования отдельных видов предпринимательской дея­тельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др.

Государство регулирует договорно-обязательственные отноше­ния между предпринимателями. Эти отношения строятся не толь-

Наши рекомендации