Организация государственного
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Коренные изменения, произошедшие в российской экономике с начала реформ, тесно связаны с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предприятий, их приватизация.
Частный сектор в торговле занял главенствующее место, более 95% товарооборота в 2002 г. приходилось на негосударственные торговые предприятия.
В торговле сегодня работает около 10,0 млн человек, это примерно
15% от общего количества занятых в экономике страны; число пред
приятий в торговле на начало 2003 г. составило примерно 1 млн
200 тыс. единиц, т. е. почти 35% всех предприятий России. В валовом
внутреннем продукте доля торговли превышает 22%. f
Таким образом, торговля — одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.
Торговля является источником поступления текущих денежных средств, а, следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы — это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет.
Исходя из большого экономического и социального значения торговли, в Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли, в которой сформулированы следующие основные цели:
• определить роль торговли на нынешнем этапе развития реформ, особенно в деле содействия восстановлению позиций отечественных товаропроизводителей на потребительском рынке, создания надежного партнерства между предприятиями торговли, промышленности и сельского хозяйства;
• усовершенствовать организационную и технологическую структуру внутренней торговли, провести реформу торговых предпри-
ятий на основе перехода их на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования;
• определить пути взаимодействия внутренней и внешней торговли в интересах укрепления экономики страны и развития внутреннего потребительского рынка;
• обосновать концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры внутренней торговли, включая оптовую торговлю, розничную торговлю и общественное питание;
• создать отраслевую информационную систему внутренней торговли и службу мониторинга торговых предприятий;
• ввести эффективную систему государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей.
Достижение высокой степени либерализации экономики и финансовой стабилизации в стране создало условия для перехода к решению задачи реформирования предприятий. Речь идет об осуществлении комплекса мер по изменению законодательно-нормативной и финансово-хозяйственной среды функционирования предприятий.
В сфере внутренней торговли реформа предполагает:
• выбор оптимальной организационно-правовой формы торговых предприятий, способной оказывать влияние на формирование внутреннего рынка и активизацию деятельности отечественных товаропроизводителей;
• создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых структур;
• определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий, включая создание современных розничных и оптово-розничных «цепей», основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;
• улучшение управления на предприятиях, стимулирование повышения их эффективности и конкурентоспособности, снижение издержек обращения и создание условий для реализации товаров по умеренным ценам;
• четкое разграничение ответственности и прав собственников,
управляющих, наемного персонала и потребителей, развитие
механизма корпоративного управления, защита прав акционе
ров, обеспечение свободного перераспределения прав участия
8_________________________________________________ Введение
в капитале акционерных обществ и перехода таких прав к эффективным собственникам;
• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий.
Изменение принципов хозяйствования, усложнение процессов товарного обращения, ускорение научно-технического прогресса в торговле увеличивают потребность в высококвалифицированных специалистах. Эти специалисты должны иметь не только глубокую теоретическую подготовку, но и обладать навыками практической организационной работы.
Цель данного учебника — формирование у будущих специалистов торговли знаний в области организации работы розничных и оптовых торговых предприятий, торговых и технологических процессов, установления хозяйственных связей, организации товародвижения и товароснабжения, складского и тарного хозяйства, проведения транс-портно-экспедиционных операций.
В процессе изучения курса «Организация торговли» используются данные смежных экономических дисциплин — «Общеэкономическая теория», «Экономика торговли», «Маркетинг», «Менеджмент», «Коммерческая логистика».
Глава 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ
Принципы и содержание организации государственного регулирования торговли
Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношений. Вторая называется кейнсианской по имени ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношения. В настоящее время страны с развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.
В Российской Федерации государство достаточно основательно регулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это проявляется в регламентации законом организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимости государственной регистрации, лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др.
Государство регулирует договорно-обязательственные отношения между предпринимателями. Эти отношения строятся не толь-