Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности

Вопрос №28 Проблема максимизации прибыли и альтернативные цели фирмы.

Фирма представляет собой особую организацию в экономической системе, которая преследует следующие цели:

1) удовлетворение потребностей индивидов, входящих в организацию;

2) совершенствование структуры организации, ее адаптация к внешним и внутренним изменениям;

3) создание и поддержание потенциала для будущего развития в качестве гарантии непрерывности существования организации;

4) удовлетворение внешних требований к организации и предъявление своих требований вовне.

С уверенностью можно сказать, что прибыль является целью почти всякой фирмы и, возможно, доминирующей целью. Прибыль — это универсальная мера показателей деятельности фирмы. В целом, фирмы, которые подвержены сильному давлению конкуренции, склонны в краткосрочном периоде преследовать цели максимизации прибыли.

Аргументы в пользу максимизации прибылей фирмы:

— мотив прибыли есть самая сильная, самая универсальная и самая устойчивая сила, направляющая деловое поведение фирмы;

— конкуренция заставляет фирмы преследовать цель максимизации прибыли;

— допущение о том, что фирмы стремятся максимизировать прибыль, является правильным, пока оно позволяет предсказывать поведение на рынке;

— допущение о максимизации прибыли полезно для общего понимания и объяснения поведения групп фирм.

Аргументы против максимизации прибылей фирмами:

— неопределенность и неточность информации препятствуют максимизации прибылей фирмами, поэтому максимизация прибыли становится бессмысленной целью и непригодной основой для принятия решений;

— отделение управления от владения дает менеджерам крупных корпораций свободу преследовать другие цели;

— существует много примеров того, что практическая деятельность фирм не связана с максимизацией прибыли;

— фирмы находят выгодным для себя избегать получение максимально возможных прибылей;

— максимизация прибыли — дело трудное, нереалистичное и аморальное.

Общая цель каждого экономического агента заключается в максимизации собственного благосостояния. Однако каждый из них понимает ее по-своему, в соответствии со своим местом и со своими функциями в экономической системе.

1. Цели акционеров:

— достижение наименее рискованного портфеля вложений, при этом долгосрочная прибыль фирмы будет меньше;

— максимизация дивидендов, что приводит в дальнейшем к сокращению совокупного выпуска и повышению цены;

— оптимизация эффекта дохода и эффекта цены

2. Цель индивидуального собственника:

— максимизация полезности при выборе между денежным доходом и временем отдыха. Совпадение интересов максимальной полезности и максимального дохода возможно при условии, что доход представляет единственную ценность для индивида.

3. Цели управляющих:

— максимизация совокупной выручки фирмы, что характерно для краткосрочного периода или для фирмы в условиях дефицитного спроса. Но при отказе от этой цели и переходе к другим фирма сталкивается с необходимостью снижения объема продаж;

— максимизация полезности от собственного

— максимизация темпов роста фирмы: чем больше темп роста, тем признается более эффективной работа менеджеров;

— максимизация прибыли в условиях неопределенности

4. Цель кредиторов:

— получение максимума дохода от вложенных средств.

5. Цель дебиторов:

— максимизация сроков использования чужих денег: большая дебиторская задолженность фирмы представляет собой своеобразный способ давления на фирму.

6. Цель наемных работников:

— максимизация дохода работника.

Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности

1. Доход и прибыль фирмы. Прибыль представляет разницу между доходом и издержками производства фирмы. Совок. доход ТR, фирмы в усл. соверш. конкуренции, равен цене продукта Р, умнож. на объем продаж Q ( TR= P х Q)

Предельный доход МR – приращение дохода в результате увеличения выпуска продукции на 1 единицу =MR = приращение TR : приращение Q

Средний доход (AR) – доход, получаемый от продажи 1 единицы произведенного продукта: AR = TR : Q

2. Динамика совокупного дохода и эластичность спроса на товар. Cовокупный доход увеличивается, когда спрос эластичен и предельный доход имеет положительное значение. Совокупный доход снижается, когда спрос неэластичен и предельный доход принимает отрицательное значение.

3. Максимизация прибыли фирмы в краткосрочном периоде. На коротком отрезке времени фирма оперирует постоянным размером капитала и должна выбирать такой объем переменных факторов (материалов труда). максимизировал бы прибыль или минимизировал убытки фирмы.

Прибыль, к которой стремится фирма, определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками:

Прибыль = ТR – ТС.

4. Сравнение валового дохода и валовых издержек; предельного дохода и предельных издержек. В микроэкономике используют названные два подхода к определению уровня производства, при котором фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

В каждом из этих подходов могут решаться три проблемы:

– максимизация прибыли в процессе производства;

– минимизация убытков в процессе производства;

– минимизация убытков путем прекращения производства и закрытия предприятия.

5. Классическое условие максимизации прибыли фирмы в краткосрочном периоде.На конкурентном рынке предельный доход фирмы равен среднему доходу фирмы и равен цене: М R = AR = Р.

В краткосрочном периоде конкурентная фирма выбирает объем выпуска продукции, а не цену, которая задана извне (поскольку это конкурентная фирма). Правило максимизации при-

были для конкурентной фирмы заключается в выборе объема производства, при котором цена и предельный доход равняется предельным издержкам: Р = М R = МС.

Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности - student2.ru

Наши рекомендации