Тема 7. Международная торговля
Товарами и услугами
Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам.
За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли, или чем определяются направления внешнеторговых потоков.
Эволюция теорий международной торговли
1. Первые попытки определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму — XV—XVIII вв. — в экономическом учении меркантилистов (Т. Мен, Ч. Давенант, Ж.Б. Кольбер).
Придерживаясь статического взгляда на мир, они исходили из следующего:
· богатство страны ассоциировалось с золотом и серебром, которыми она располагает;
· мир располагал ограниченным количеством богатств;
· богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой.
Практические рекомендации меркантилистов основывались на том, что для укрепления национальных позиций государства следует:
· вывозить товаров больше, чем ввозить, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость;
· регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов;
· строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию;
· запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров.
В то же время взгляды меркантилистов имели ограниченный характер, заключавшийся в том, что обогащение одной нации они видели только за счет обнищания другой, а достигали этого с помощью протекционистской политики.
2. Основы теории международной торговли сформулированы в конце XVIII — начале XIX вв. А. Смитом и Д. Рикардо в рамках классической школы.
А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) вывел теорию абсолютных преимуществ. В то время преобладала торговля сырьевыми товарами, на базе которой и была создана теория.
В соответствии с теорией А. Смита:
· правительствам не следует вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживая режим открытых рынков и свободы торговли;
· нации, как и частные лица, должны специализироваться на производстве товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;
· внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда, расширяя рынки за пределы национальных границ;
· экспорт является положительным фактором для экономики страны, обеспечивая сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке.
Содержание теории абсолютных преимуществ состоит в том, что страны экспортируют товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издержками другими странами.
Недостатком теории А. Смита было то, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Но через некоторое время преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, следовательно, прекратится и внешняя торговля.
Однако его заслуга состояла в том, что через наличие естественных и приобретенных преимуществ он объяснял межстрановые торговые потоки.
Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Он показал, что международная торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.
Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных преимуществ, введя понятие альтернативной цены. Альтернативная цена — отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного товара, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого товара.
Закон сравнительных преимуществ можно сформулировать так: страны специализируются на производстве тех товаров, по которым их трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть и несколько больше, чем за границей.
Отсюда следовал вывод: свободная мировая торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.
Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее отмиранию. Среди них:
· теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров;
· подразумевает господство свободной торговли;
· исходит из постоянных затрат производства;
· предполагает отсутствие транспортных затрат;
· не учитывает действие НТР, технических изменений;
· исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.
Тем не менее, значение этой теории трудно переоценить, т.к. она:
· впервые описала баланс совокупного спроса и предложения;
· доказала, что страна получает выигрыш от внешней торговли, не нанося ущерб другим странам, а изыскивая возможности развития торговли внутри страны и отказавшись от введения торговых барьеров;
· подвела научную основу под развитие дальнейших теорий.
3. В конце XIX — начале XX вв. в результате структурных сдвигов в мировой торговле роль естественных природных различий как фактора МРТ снизилась. Э. Хекшер и Б. Олин (20—30 гг. XX в.) создали теорию, объясняющую причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.
Страны в разной степени наделены трудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах. В стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал — дорогим, и наоборот. Таким образом, теорию Хекшера—Олина можно сформулировать следующим образом: каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.
Согласно модели Хекшера—Олина:
· торговля основана на сравнительных преимуществах стран;
· причина сравнительных преимуществ — различие в наделенности стран факторами производства.
В середине XX в. американские экономисты Л. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера—Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международная торговля выравнивает цену факторов производства между странами. Концепция основана на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривает мировую торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.
4. Американский экономист русского происхождения В. Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера—Олина в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте— капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.
Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.
Слабой стороной классических теорий является то, что для их практического подтверждения необходимо соблюдение многочисленных ограничений и допущений. Поэтому экономисты XX в. осуществляют поиск новых теорий, объясняющих различные аспекты международной торговли, основываясь на классических теориях, развивая или опровергая их.
На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины XX в. на основе НТР. Возникшие на основе НТР теории международной торговли полностью отвергали базовые понятия классических теорий и предлагали иные подходы к объяснению мировой торговли.
Особенности неотехнологической школы международной торговли:
· включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и переменных, в том числе, различных человеческих и капитальных ресурсов стран, НТП, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной мобильности последних и др.;
· макроэкономический подход к анализу мировой торговли дополнился микроэкономическим,
· основные преимущества связывались с монопольной позицией фирмы (страны)-новатора;
· объектом международной торговли в данном случае выступала технология — как воплощенная в наукоемких товарах, так и в виде лицензий;
· неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (страны)-новатора. Отсюда и новая стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может;
· государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.
К неотехнологическим относятся:
1. теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);
2. теория эффекта масштаба С. Кэмпа (1964 г.);
3. теория несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);
4. теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.);
5. теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.) и др.
Теория технологического разрыва. В результате НТП нововведения в одной из отраслей первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве продукта-новинки. Таким образом, преимущество, получаемое страной-новатором — результат возникшего технологического разрыва в уровнях развития отдельных стран. Это может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному отказу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригинальной, не имеющей аналогов в мире продукции.
Теория эффекта масштаба. При определенных технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются при увеличении объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно теории многие страны (особенно, развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Чтобы эффект массового производства был реализован, необходим емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, расширяя рынки сбыта. Она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельно взятой страны. В итоге потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.
Теория жизненного цикла товара. Теория разработана во второй половине 60-х гг. Р. Верноном, Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Согласно концепции, новый продукт проходит жизненный цикл со стадиями: внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с жизненным циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости.
Теория конкурентного преимущества нации М. Портера. Основная идея: на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международной торговле определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом».
Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):
факторные условия — конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;
условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью;
стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке;
характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране — наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.
В эту систему также включаются случайные события и действия правительства, которые могут усиливать или ослаблять конкурентное преимущество страны.
Исторически первой и наиболее развитой формой МЭО является международная торговля товарами (МТТ), которая представляет собой форму связи между товаропроиз-
водителями разных стран, возникающую на основе международного разделения труда и выражающую их взаимную экономическую зависимость.
На основе изучения теоретических основ международной торговли очевидно, что она развивается потому, что приносит выгоду участвующим в ней сторонам.
1. Благодаря ей преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов.
2. Расширяется емкость внутреннего рынка, и устанавливаются связи внутреннего рынка с мировым.
3. Обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства.
4. Развивается специализация страны, следовательно, повышается производительность использования ресурсов, увеличивается объем производства.
5. Расширение экспорта способствует повышению занятости. По данным ЮНКТАД, увеличение экспорта промышленных товаров на 1% ВВП вызывает рост занятости на 0,6—0,7%.
6. Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике (например, НИС Юго-Восточной Азии).
7. Вовлечение предприятий в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного совершенствования организационно-технической базы производства, качества выпускаемых товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики.
Кроме преимуществ для отдельно взятой страны, международная торговля оказывает влияние и на мировую экономику в целом.
1. Взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных комплексов отдельных стран усиливается настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой кризисные тенденции в других странах мира. Например, сокращение поставок нефти на мировой рынок странами ОПЕК в 1975 г. спровоцировало мировой нефтяной кризис.
2. Через международную торговлю реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоз капитала, производственная кооперация, научно-техническое сотрудничество.
3. Рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции.
4. Международная торговля способствует дальнейшему углублению МРТ и интернационализации хозяйственных связей.
Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех государств, выражаемых в долларах США.
Для оценки участия отдельной страны в международной торговле используются термины «внешняя торговля» и «внешнеторговый оборот». Внешняя торговля — это обмен товарами той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг. Термин применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной, так и внешней торговли используются показатели: общего товарооборота, товарной структуры, географической структуры. Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта страны.
Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.
Основные формы международной торговли — экспорт и импорт товаров.
Показателями участия страны в международной торговле служат:
1. экспортная квота — отношение экспорта товаров и услуг к ВВП, показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке.
2. импортная квота — отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.
На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности. Так, к примеру, экспортер сталкивается с большим числом конкурентов на мировом рынке, чем на рынке внутреннем. Он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними национальными рыночными ценами, но и с мировыми, а также учитывать и возросшую массу покупателей.
Мировой товарный рынок — совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже товаров и услуг, имеющих специфические организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.
Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен — это наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе.
Различают цены:
· по обычным коммерческим сделкам с платежом в свободно конвертируемой и неконвертируемой валюте;
· по клиринговым соглашениям;
· по программам в рамках государственной помощи и др.
Из этого множества цен можно выделить особый вид — «мировые цены» — цены крупных экспортно-импортных операций, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами, а также цены, складывающиеся в важнейших центрах международной торговли.
Признаки мировых цен:
· регулярность (в отличие от цен сделок, носящих эпизодический характер);
· коммерческий характером;
· открытость торгово-политического режима;
· свободная конвертируемость валюты платежа.
В современной МТТ применяются два вида основных цен: расчетные и публикуемые. Расчетные цены — это цены, индивидуально определяемые фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками. Публикуемые цены — цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Они отражают уровень мировых цен и могут быть разделены на подвиды:
· справочные цены;
· биржевые котировки;
· цены аукционов;
· цены торгов;
· цены фактических сделок;
· цены предложения крупных фирм и др.
Факторы развития международной торговли в послевоенный период.
1. НТР, приведшая к изменениям в МРТ, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала.
2. Развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки.
3. Активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары.
4. Процесс либерализации МТТ под эгидой ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)/ВТО (Всемирная торговая организация) и других международных организаций.
5. Получение политической независимости колониальными странами и выделение из их числа НИС, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;
6. Переход стран Центральной и Восточной Европы к рынку и повышение степени открытости их экономики.
Эти факторы обусловили современные тенденции развития МТТ.
1. Динамика МТТ характеризуется высокими темпами развития. С 1948 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 до 6272 млрд. долларов, т.е. в 18 раз.
2. Среднегодовой темп роста МТТ более чем в полтора раза опережал темп роста мирового производства. Внешняя торговля стран росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития национальных экономик.
3. Выросли экспортная и импортная квоты многих государств.
4. Географическая конфигурация МТТ отличается ассиметричностью: товарные потоки между отдельными странами или их группами формируются по территориальному или организационному признаку:
а) доля промышленно развитых стран в МТТ составляет 70—75%, развивающихся государств — 20% и бывших социалистических стран — 10%;
б) ведущую роль играют три мировых экономических центра — США, ЕС и Япония, на которые приходится 60% мирового экспорта;
в) около половины мирового товарооборота приходится на страны «Большой семерки»;
г) тенденция к постоянному росту удельного веса в МТТ присуща развивающимся странам. Но эта тенденция неодинаково проявляется в различных регионах развивающихся стран: растет удельный вес в мировом экспорте НИС Юго-Восточной Азии, возрастает доля Китая, намечается тенденция к снижению доли стран Африки (без ЮАР) в МТТ; снижается доля развивающихся стран Латинской Америки (за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили);
д) с распадом СССР и СЭВ доля стран с переходной экономикой в МТТ резко снизилась, тенденцию удалось переломить только в начале ХХI в.
5. Основные потоки МТТ приходятся на взаимную торговлю передовых стран (61%), 27% — между этими странами и развивающимися государствами, 7% — между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и другими странами.
6. Особенностями товарной структуры МТТ (соотношение товарных групп в мировом экспорте) являются:
а) диверсификация потока товаров, вовлекаемых в МТТ;
б) увеличение удельного веса готовых изделий в целом и машинотехнической продукции в частности в МТТ под влиянием НТП, причем главными экспортерами и импортерами на этих товарных рынках выступают промышленно развитые страны;
в) сокращается доля МТТ сырьем и минеральным топливом, что связано со снижением роли сырьевых товаров в производстве развитых стран (в результате перехода в 80-е гг. к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспеченности сырьем (за счет интенсивного внедрения современных технологий в добывающие отрасли);
г) снижается удельный вес продовольствия из-за падения доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран, растущей самообеспеченности стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, падения цен.
Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX—XXI вв. свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ).
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП достигает 70 и более процентов. МТУ — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6—7 раз и составляет 1,6 трлн. долларов. В мировом товарообороте доля услуг достигает более 20%. Кроме того, рост МТУ на 25% опережает рост МТТ. Поэтому МТУ оказывает все большее влияние на МТТ.
Основные отличия услуг от товаров в материальной форме заключаются в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Этим обусловливаются особенности МТУ по сравнению с МТТ:
1. экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;
2. в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны-продавца;
3. ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
4. имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.
Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.
В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на виды:
· транспорт;
· поездки;
· связь;
· строительство;
· страхование;
· финансовые услуги;
· компьютерные и информационные услуги;
· роялти и другие лицензионные платежи;
· другие бизнес-услуги (правовые, рекламные и др.);
· лицензионные культурные и рекреационные услуги;
· правительственные услуги.
ВТО выделяет следующие формы МТУ:
· поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (транспорт, связь);
· перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование и др.);
· временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей);
· коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковские, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).
Факторы бурного роста МТУ:
· длительный экономический подъем в большинстве стран, который привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм и платежеспособности населения;
· увеличение доли услуг в структуре ВВП стран мира, особенно промышленно развитых;
· НТП способствовал росту объемов производства, образованию новых видов услуг и расширению сфер их применения;
· развитие международных экономических связей стран и форм международных экономических отношений (МЭО).
Особенности и тенденции на мировом рынке услуг:
1. Сокращение доли транспорта в экспорте услуг, связанное с падением доли перевозки грузов под влиянием уменьшения удельного веса сырья в МТТ; снижением фрахтовых ставок в условиях уменьшения спроса на перевозки.
2. Увеличение доли туризма за счет увеличения доходов населения, совершенствования средств транспорта и гостиничного хозяйства.
3. Наиболее динамично развивается сегмент «Особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги.
4. Сокращение доли официальных или правительственных услуг.
5. Увеличение инвестиций в сферу услуг. В США, Японии и ФРГ доля ПЗИ в сферу услуг других стран в начале 90-х гг. приблизилась к 50%.
6. Долгое время на мировом рынке услуг (кроме финансовых) действовали мелкие и средние фирмы, но в конце 70-х — начале 80-х гг. на нем стали доминировать ТНК. Поэтому степень монополизации мировой торговли услугами выше, чем международной торговли товарами.
Вопросы для обсуждения
1) В чем проявляются «сравнительные преимущества» участия страны в мировой торговле?
2) Какие товары и услуги определяют развитие современной международной торговли?
3) Какую роль на мировом рынке туризма будет играть Россия в средней и долгосрочной перспективе?