Тема 9. Международная торговля

• Международная торговля (МТ) – обмен товарами и

услугами между людьми и фирмами разных стран.

• Международная торговля (МТ) – это сфера

международных товарно-денежных отношений,

представляющая собой совокупность внешней торговли

всех стран мира.

1. Показатели и формы МТ

Основные группы показателей МТ:

• Экспорт

• Импорт

• Внешнеторговый оборот (ВТО) – совокупный

объѐм экспорта-импорта за определѐнный период

времени (месяц, квартал, год).

• Физический объѐм МТ – оценка объѐма экспорта и

импорта в постоянных ценах за определѐнный

период времени (месяц, квартал, год).

• Генеральная торговля – стоимостной объѐм

внешнеторгового оборота и стоимости транзитных

товаров.

ЭКСПОРТ [англ, export] - вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке.

К экспорту относятся также вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране (реэкспорт) и др.

ИМПОРТ [ лат. import] – покупка товара, предусматривающего его вывоз за границу.

Формы МТ

По критерию объекта:

• Торговля сырьѐм

• Торговля топливом

• Торговля продовольствием

• Торговля полуфабрикатами

• Торговля готовыми товарами

• Торговля услугами

По критерию взаимодействия субъектов МТ:

• Традиционная торговля

• Торговля кооперированной и специализированной продукцией

• Встречная торговля

По критерию регулирования МТ:

• Обычная МТ

• Дискриминационная МТ

• Преференциальная МТ

ЭКСПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции. Рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (в %).

ИМПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производств по различным видам продукции. Рассчитывается как

отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объему внутреннего потребления в стране, представляющему собой сумму отечественного производства и импорта

соответствующей продукции.

КВОТА ВТО – удельный вес внешнеторгового оборота в ВВП странны.

САЛЬДО ТОРГОВОГО БАЛАНСА - разница между стоимостным объѐмом экспорта и импорта товаров отдельной страны. Если сальдо торгового баланса негативное («-») операция называется пассивной, если сальдо торгового баланса позитивное («+») операция называется активной.

10 ведущих стран-лидеров занимают 51% от общего объѐма мировой торговли товарами

45% доля стран АТЭС в мировой торговле товарами

16,7 трлн. долл. США экспорт товаров из стран-членов ВТО

10 ведущих стран-лидеров занимают 49% от

общего объѐма мировой торговли услугами

39% доля стран АТЭС в мировой торговле услугами

4,03 трлн. долл. США экспорт услуг из стран-членов ВТО

Общий объем МТ (товарооборот) подразделяется на стоимостной и физический объемы.

Стоимостной объем исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с

использованием текущих валютных курсов.

Физический объем исчисляется в постоянных ценах, позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику МТ.

Эти показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления.

Товарная структура МТ

Представляет собой соотношение товарных групп в мировой торговле (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг).

Географическая структура МТ Представляет собой распределение торговых потоков между отдельными

странами и их группами, выделяемыми либо по

территориальному, либо по организационному признаку.

Территориальная географическая структура – это данные о МТ стран,принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.

Организационная географическая структура – это данные о МТ между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам,

либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например страны – экспортеры нефти

ОПЕК).

Существуют два основных направления внешнеторговой политики – политика свободной торговли (либерализация) и

протекционизм.

Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного

экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде

не применялась.

Протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции.

В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и

конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран.

Можно выделить несколько форм протекционизма:

· селективный – направлен против отдельных стран или товаров;

· отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

· коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

· скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Методы Инструмент торговой политики

Тарифные :

Таможенные пошлины (Импорт)

Тарифная квота (Импорт)

Нетарифные:

количественные

Квотирование (Импорт Экспорт)

Лицензирование (Импорт Экспорт)

Добровольные ограничения (Импорт Экспорт)

скрытые

Государственные закупки (Импорт)

Требование о содержании местных компонентов (Импорт)

Технические барьеры (Импорт)

Налоги и сборы (Импорт)

Финансовые

Субсидии (Экспорт)

Кредитование (Экспорт)

Демпинг (Экспорт)

Таможенные тарифы

Классическим и основным инструментом внешнеторговой

политики являются таможенные тарифы.

• Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.

• Таможенная пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы

государства.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим

направлениям.

1. По направлению движения товара пошлины бывают:

импортные – наиболее часто встречаются, применяются для защиты национального производства, уровня

внутренних цен, а также для фискальных и политических целей;

экспортные – препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки, применяются

значительно реже, обычно когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях;

транзитные – применяются очень редко.

2. По способу установления пошлины бывают:

адвалорные – наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от цены товара.

специфические – устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения;

комбинированные (смешанные) – устанавливаются двумя способами, отмеченными выше.

3.Направление действия пошлин.

• Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо

страной.

• Дискриминационные пошлины. Их уровень выше ставок первой колонки. Среди них моно выделить ответные,

компенсационные, антидемпинговые пошлины.

• Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и

устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

• Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

• Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин и устанавливаются с целью

противодействия демпингу, для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.

• Согласно положениям ГАТТ/ВТО демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости

аналогичного товара.

• Нормальная стоимость – это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар,

предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения.

• Величина таможенных ставок зависит также от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов.

• Режим наибольшего благоприятствования – это

нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и

любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой.

• Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина

должна быть для них уменьшена до 50%.

• Беспошлинный режим – это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но,

согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств (где ВВП на душу населения не более 100

долл. в год и удельный вес промышленности не более 10%).

Нетарифные барьеры

Нетарифные барьеры подразделяются на 2 группы:

- меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального

производства: квоты, лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты.;

- меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но

приводящие к аналогичному результату: таможенные

формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;

Под квотами понимаются ограничения в стоимостном или

физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты равной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт

или экспорт.

• Экспортные квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер).

• Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае

разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные

ведомства на проведение внешнеторговых операций с

включенными в соответствующие списки товарами.

Основными видами лицензий являются:

• а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз

товара, включенного в соответствующий список, в течение

определенного периода;

• б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного

товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и

таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.

Политика той или иной страны в области ценообразования может быть направлена на поддержание внутренних цен на относительно высоком уровне и в относительно

стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка. Пошлины в данном случае не являются

адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен.

Для того чтобы избежать этого, применяют компенсационные (уравнительные) сборы, величина

которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно

высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними.

Импортные депозиты – это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы

возвращаются (без процентов). В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов.

ВТО: Местонахождение: Женева, Швейцария

Основана: 1 января 1995

Создано: в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-94)

Членство : 159 стран на 2 марта 2013

Бюджет :196 миллионов швейцарских франков на 2011

Сотрудников секретариата: 640

Руководитель: Паскаль Лами (генеральный директор)

Функции ВТО:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей

пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров между

заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-

членов;

- техническое содействие развивающимся государствам в

рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными пециализированными

организациями.

В основу правового механизма ВТО положены следующие принципы и нормы:

- недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования, с другой –национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним

налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;

• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров;

• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

• разрешение торговых споров проведением консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия -рассмотрение споров в специально создаваемых третейских группах.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в

раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному

сокращению таможенной пошлины. После Второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов

- около 4%. В 1995 г. в ГАТТ состояло уже около 130 стран.

• Результатом 8-го Уругвайского раунда стало создание новой многосторонней системы международной торговли и

замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО), которая начала свою деятельность в 1995 г. Ее членами-основателями стала 81 страна.

• По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн.$.

Наши рекомендации