Тема 16. международная торговля

16.1. Понятие и особенности международной торговли. Теории международной торговли.

16.2. Основные цели и направления внешнеторговой политики.

16.3. Роль пошлин в регулировании внешней торговли.

16.4. Нетарифное регулирование внешней торговли.

16.1. Понятие и особенности международной торговли. Теории международной торговли. Мировая экономика – это совокупность взаимосвязанных национальных экономик всех стран мира, взаимодействующих между собой через международные экономические отношения и международное разделение труда.

Международные экономические отношения – это комплекс экономических отношений между странами, их объединениями, а также отдельными предприятиями в системе мирового хозяйства. Структура международных экономических отношений включает международное разделение труда, международную торговлю товарами и услугами, международное движение ресурсов (капитала и рабочей силы), валютные отношения и международную экономическую интеграцию.

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между странами посредством экспорта и импорта.

Экспорт – это вывоз товаров и услуг в другие страны, а импорт – это ввоз товаров и услуг из других стран для реализации на внутреннем рынке или транзита. Реэкспорт – это ввоз товаров, не подвергшихся переработке. Реимпорт – это обратный ввоз из-за границы отечественных товаров, не повергшихся переработке.

Мировой товарооборот – это сумма стоимостей экспорта и импорта.

Международная торговля отличается от внутренней торговли тем, что 1) каждая страна использует свою валюту; 2) перемещение ресурсов и товаров между странами затруднено; 3)на мировую торговлю сильно влияю политические факторы; 4)значительное государственное регулирование.

В настоящее время идет активный рост мировой торговли. В структуре мировой торговли на долю машин и оборудования приходится около 38%, а на долю рынка сырья и сельскохозяйственных товаров – 24%. Доля рынка услуг составляет около 20%. Первое место в мировом товарообороте занимает Германия. Следом идут США, Китай, Япония,. Россия находится на 13 месте.

Все международные торговые и финансовые операции страны отражаются в платежном балансе. Платежный баланс – это стоимостное выражение комплекса внешнеэкономических связей страны за определенный период времени в виде соотношения поступлений из-за границы и платежей за границу. Платежный баланс включает в себя торговый баланс (экспорт и импорт) и баланс движения капитала. Сальдо торгового баланса определяется как разница между экспортом и импортом. Если экспорт превышает импорт, торговый баланс называют активным, если импорт больше экспорта – пассивным.

Для объяснения структуры международной торговли существует несколько теорий.

Теория абсолютных преимуществ. Страна экспортирует тот товар, в производстве которого она имеет абсолютное преимущество, то есть выпускает его с минимальными издержками. Автором теории является Адам Смит.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо: страна экспортирует тот товар, в производстве которого она имеет сравнительное преимущество, то есть выпускает его с меньшей альтернативной стоимостью. Альтернативная стоимость – это стоимость производства товаров или услуг, измеряемая с точки зрения упущенной возможности заниматься наилучшим из возможных альтернативных видов деятельности, требующем того же времени или тех же ресурсов.

Теория избыточного фактора производства Хекшера и Олина: экспортирует тот товар, в производстве которого преимущественно используется фактор производства, имеющийся стране в избытке.

Теория «предпочтения сходств» Линдера объясняет международную торговлю стремлением потребителей покупать разнообразные товары из других стран, даже если есть отечественные аналоги.

Международная экономическая интеграция - это комплекс форм сотрудничества государств и их экономических агентов в разных сферах деятельности, который характеризуется взаимозависимостью, взаимопроникновениением национальных экономик стран и их объединением в единый воспроизводственный процесс. Международная интеграция предполагает устранение ограничений в движении товаров и ресурсов между странами, согласование экономической политики, сближение норм и стандартов, а также законодательства стран. Наиболее успешным примером интеграции является ЕС (Европейский Союз).

16.2. Основные цели и направления внешнеторговой политики. Внешнеэкономическая политика – это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами.

В теории выделяют две основные формы внешнеторговой политики: фритридерство и протекционизм. Протекционизм – это внешнеторговая политика, направленная на защиту отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции с помощью мер ограничения импорта и стимулирования экспорта. При такой политике вводится множество барьеров в торговле между странами. Фритридерство – это политика свободной торговли, направленная на устранение ограничений при движении товаров и ресурсов на мировом рынке для извлечения максимальных преимуществ от международного разделения труда.

Основными принципами внешнеэкономической политики России являются:

· Независимость,

· Открытость,

· Равноправие всех участников,

· Признание приоритета международных договоров.

Объектом регулирования внешнеэкономической политики является внешнеэкономическая деятельность. Внешнеэкономическая деятельность(ВЭД) – это совокупность экономических, организационно-правовых операций и сделок национальных хозяйствующих субъектов с субъектами хозяйственных связей зарубежных стран с целью обеспечения максимальной эффективности, недостижимой на базе осуществления операций на внутреннем рынке.

Цели государственного регулирования ВЭД:

1. защита национального суверенитета,

2. обеспечение экономической безопасности,

3. стимулирование развития национальной экономики,

4. содействие формированию условий эффективной интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Основными направлениями государственного регулирования ВЭД являются

I. Внешнеторговая политика – комплекс мер государственного воздействия, направленных на регулирование экспортно-импортных операций с целью повышения экономической эффективности в рамках выбранной государством концепции хозяйственного развития.

II. Регулирование международного движения капиталов. В рамках этого направления государство стремиться сформировать благоприятный инвестиционный климат внутри страны, стимулировать привличение иностранных инвестиций в национальную экономику, стимулировать рост национального производства, импортозамещающих и экспортоориентированных производств, контролировать вывоз отечественного капитала за рубеж.

III. Валютная политика.

Место России в мировой торговле в настоящее время меннее значимо, чем ее научно-технический и экономический потенциал. Процесс глобализации проявился в неблагоприятной специализации России в международном разделении труда. На территории нашей страны нет центров мировых товарных рынков. Мал перечень товаров, по экспорту которых у нашей страны ведущее место: природный газ, алмазы, платина, никель, аммиак. При этом экспортная квота России (отношение экспорта в ВВП, выраженное в процентах) составляет около 30%. Российский экспорт неэластичен, в нем слишком велика степень концентрации (т.е. мало что вывозим). На долю ТЭК приходится почти 67% товарной структуры экспорта! Доля машин и оборудования в российском экспорте составляет всего 3% (в мировом экспорте эта доля равна 31%). Металлы занимают 15,4% экспорта, лесоматериалы и продукция целлюлозно-бумажной промышленности 3,7%. В российском импорте преобладают машины и оборудование – 53,3%. На долю продовольственных товаров приходится 15,7%, продукция химической промышленности составляет 14,6%, металлы 6,1%. Основными торговыми партнерами являются Германия, Нидерланды, Китай, Италия, Турция, Япония, США, Польша, Великобритания и Финляндия.

16.3. Роль пошлин в регулировании внешней торговли. Ставки импортной таможенной пошлины обобщены в таможенном тарифе. Величина пошлины зависит не только от тарифной ставки, но и от страны происхождения товара. Товары из наименее развитых стран полностью освобождаются от таможенных пошлин, или, в соответствии с режимом преференции, эти товары облагаются по сниженной ставке тарифа (обычно 75% базовой ставки). Примерами таких стран являются Вануату, Камерун, Конго, Ливия, Суринам, Тонга, Уругвай. Режим наибольшего благоприятствования означает запрет на дискриминацию товаров из этой страны. Режим предоставляется на двухсторонней основе. К товарам из этой страны применяется базовая ставка таможенного тарифа. РФ этот режим применяет в отношении 127 стран. Если страна не пользуется ни одним из этих режимов, то импорт из нее облагается по удвоенной ставке тарифа. Происхождение товара из определенной страны подтверждает сертификат происхождения товара.

Согласно Федеральному закону «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.03. № 165-ФЗ в Росси могут вводится следующие импортные пошлины.

1. Специальная пошлина вводится при ввозе на территорию страны товаров в таком возрастающем количестве и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб российским производителям или создает угрозу причинения серьезного ущерба.

2. Антидемпинговая пошлина применяется при ввозе в страну товаров по ценам ниже нормальной стоимости таких товаров. Если цена, по которой товар импортируется в Россию ниже сопоставимой цены аналогичного товара, продаваемого в стране вывоза.

3. Компенсационная пошлина вводится при ввозе в страну товаров, к которым в стране вывоза применялись меры субсидирования экспорта.

Все импортные пошлины имеют фискальную функцию и призваны защитить отечественных производителей от ущерба, возникающего вследствие импорта.

По способу начисления пошлины бывают нескольких видов. Адвалорные пошлины устанавливают в процентах от стоимости товара. Специфические пошлины считают в зависимости от единиц измерения товара (за тонну, баррель, штуку, кубометр). Эти пошлины применяют для однородных или стандартизированных товаров. Могут использоваться комбинированные пошлины.

Экспортная пошлина применяется в первую очередь в фискальных целях: с ее помощью государство изымает часть природной ренты у экспортеров сырья. При росте цен на нефть на мировом рынке растет и размер экспортной пошлины (сейчас он равен порядка 200$ за тонну). Кроме того, экспортная пошлина позволяет выровнять доходность экспорта и продажи на внутреннем рынке, если мировые цены выше внутренних. Это защищает внутренний рынок от роста цен.

Основными целями таможенного тарифа являются:

— рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российской Федерации;

— поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

— создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в нашей стране;

— защита экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

— обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

16.4. Нетарифное регулирование внешней торговли. Нетарифное регулирование внешней торговли в России осуществляется в соответствии с ФЗ от 08.12.03 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВЭД».

Все товары, ввозимые на территорию России должны соответствовать технико-технологическим, экологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и иным стандартам. Товары, не соответствующие стандартам, подлежат уничтожению, или возврату в страну вывоза.

Запрет импорта и экспорта называются эмбарго. Полное эмбарго, т.е. полный запрет торговли (кроме гуманитарной помощи), обычно вводится по решению Совета Безопасности ООН. Это крайняя мера применялась в отношении Ирака с 1990 по 2003годы. На основании решения государственных органов страны импортера могут вводиться частичные запреты безусловного характера на ввоз или вывоз конкретных товаров. Так, Иран запрещает ввозить товары, попадающие под ограничения религиозных законов. Аналогичный характер имеет запрет на импорт свинины и алкогольной продукции в Саудовской Аравии, Пакистане, Ливии. Ввоз определенных товаров часто запрещается по соображениям морали (порнография), охраны здоровья людей (наркотики), защиты растительного и животного мира (ядохимикаты). Помимо постоянно действующих, могут вводится также временные и условные (до выполнения определенных требований) запреты на ввоз. Например, запрет на импорт грузинских вин.

Запрет на экспорт может вводиться для защиты национальных интересов страны, например, чтобы не допустить вывоз предметов, представляющих историческую или культурную ценность, редких животных или видов растений. Например, из Египта запрещен вывоз ракушек.

В Росси могут вводиться ограничения экспорта и импорта, не носящие экономического характера, исходя из национальных интересов, если эти меры:

- нужны для соблюдения общественной морали и правопорядка;

- нужны для охраны здоровья граждан, животных, растений, окружающей среды;

- относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

- применяются для защиты культурных ценностей, применяются для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

- для обеспечения обороноспособности страны;

- для соблюдения международных обязательств.

Количественное ограничение импорта или экспорта называется квотой. Импортные квоты вводят для защиты отечественных производителей. Экспортные квоты применяют для поддержания благоприятной конъюнктуры мирового рынка, или для защиты внутреннего рынка от массового вывоза товара. Объем квоты распределяется между странами-участниками с помощью конкурса или аукциона. Учитывается предыдущий импорт в Россию из этих стран.

Лицензирование в сфере внешней торговли применяется:

- в случае введения квот;

- при ввозе или вывозе отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

- предоставлении исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров;

- выполнении РФ международных обязательств.

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров. Сделки, совершенные без соответствующей лицензии признаются ничтожными.

Правительство РФ может вводить в качестве ответной меры ограничения внешней торговли для стран, нарушающих экономические интересы России ( нарушение иностранным государством международных обязательств, дискриминация российских фирм и граждан и т.п.). Эти ответные меры применяются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, количественно регламентируется импорт, используются дискриминационные качественные стандарты и другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местным производством. Политика протекционизма защищает национальную промышленность и сельское хозяйство, поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров отрицательно сказываются на возможностях экспорта и могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Они не взимают импортных и экспортных пошлин, не устанавливают каких-либо количественных или иных ограничений на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства, которая позволяет местным предпринимателям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и прорывать протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на всемирный рынок.

В большинстве случаев правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

В настоящее время РФ относится к группе стран-наблюдателей, включающих более 30 государств, готовящихся к вступлению в ВТО. Всемирная торговая организация (ВТО), начавшая свою работу в 1995 г. как институциональная форма организации многосторонних отношений, объединяет около 150 государств и покрывает свыше 95% оборота мировой торговли. Цель ВТО заключается в том, чтобы последовательно осуществлять либерализацию международной торговли посредством снижения торговых барьеров и ограничений. В число ее главных функций входит управление торговыми соглашениями ВТО, предоставление членам организации форума для переговоров, управление торговыми спорами, мониторинг национальных торговых политик, оказание технической помощи и содействие в подготовке кадров развивающимся странам, сотрудничество с другими международными организациями.

ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами-участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет. Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Однако остро стоит вопрос о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы российский бизнес в его нынешнем состоянии был способен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а, главное, как избежать неприемлемых потерь при встречном открытии отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Существует еще ряд проблем, препятствующих нашему вступлению в ВТО. Конкретным примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, то есть повысить тарифы. Введутся переговоры по таможенным тарифам, системным вопросам присоединения, по доступу на рынок товаров и услуг, по сельскому хозяйству. Одним из основных направлений переговоров являются двусторонние тарифные переговоры, на которых обсуждаются предельные допустимые значения ставок таможенных пошлин.

Наши рекомендации