Этические критерии управленческих решений

Идеальных, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных сторон управленческих решений практически не бывает. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а после­дним — оценить качество моральных аргументов.

Наиболее распространенные принципы построения этической аргументации:

· принцип утилитаризма - действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести наибольшую пользу наибольшему числу лиц. Из суммарной пользы вычи­тается объем причиняемого ущерба, и если он перевешивает, действие (решение) неэтично. Если все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущер­ба, то выбирается «наименьшее зло».

· принцип нравственного императива - моральные решения не должны зависеть от конкретного результата. Любая взятка есть зло, обман одного клиента так же аморален, как и многих.

Применение обоих принципов ограничено его сложностью. Выявить круг лиц и организаций, чьи интересы могут быть затронуты решением, просчитать все послед­ствия, а, главное, определить, чьими интересами поступиться, бывает трудоемкой, а то и невыполнимой задачей. Так, расширение кредита выгодно потребителям, но может сократить поступление прибылей, нанести ущерб компании и акционерам. Успешная забастовка важна для рабочих данного предприятия, но от нее несут убытки работодатели и клиенты, страдают потребители. Решить, какое зло «наименьшее» одним методом вычитания невозможно. Хотя в современной этике бизнеса применяются (в модифицированном виде) принципы утилитаризма и нравственного императива, для решения ряда сложных вопросов используются и другие методы.

· принцип приоритетности рекомендуется использовать при возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней. Такой конфликт возможен при размещении филиалов компании в странах или регионах с другой культурой, чем у центрального подразделения. Хотя гипернормы и макронормы должны доминировать, следует считаться и с микронормами. Например, если компания из развитой страны создает предприятие в отсталой стране, она вводит принятые в стране базирования материнской компании правила техники безопасности, запрещает несправедливую дискриминацию при найме и детский труд. Считается, что данные гипернормы отвечают как интересам отсталой страны, так и ее развитых партнеров. Однако оплата труда должна соответствовать местным стандартам, чтобы не дестабилизировать экономику и выдержать принцип справедливости в отношении других предпри­ятий.

Современная этика бизнеса отдает приоритет тем локальным нормам, которые четко формулируются. Противоречивые или неясные нормы трудно использовать для принятия решений. Неоднозначен, например, вопрос о применении физического руда женщин. В некоторых странах их используют на тяжелых работах, чего не принято делать в развитых странах, и конфликт норм налицо. Если решать такой вопрос на основе местных обычаев, моральные соображения все же не должны полностью игнорироваться. Можно, например, ввести специальные программы облегчения условий труда или систему компенсаций. Важно, по мере возможности, обеспечить «подгонку» норм и их логическую взаимосвязь.

При разработке управленческих решений приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если принимаются во внимание все или большинство аспектов, решение наиболее обоснованно. Сами обоснования либо принимаются, либо используются для выработки альтернатив, либо отвергаются. Моральный аспект имеется у многих решений, задевающих интересы других людей или организаций, но верное решение всегда лежит в области этики. Например, для репутации фирмы важно выяснить, уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки вследствие сокраще­ния штатов или компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах инвесторов, или сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.

Для бизнеса естественна ведущая роль экономического обоснования принимаемых решений, но это не значит, что этика либо безоговорочно уступает, либо препятствует экономической или иной выгоде. Менеджеры зачастую напрасно приписывает этике «антиприбыльную» направленность и исключают ее из рассмотрения. Такая позиция ошибочна: при выработке оптимального решения важно, чтобы этические соображения усиливали действие экономического или другого фактора, или чтобы другие факторы усиливали действие этического. Этика не претендует на роль «судьи», она скорее направлена на выработку всесторонне обоснованного решения, оправданного со всех точек зрения.

Можно, скажем, подкрепить технологическое решение, ясное только специалистам, моральными аргументами, понятными для сотрудников фирмы и принятыми в организационной культуре. Решение выделить ассигнования для спонсорской деятельности или на новые фильтры очистки невозможно аргументировать экономическими соображениями, но тут «сработает» этика, учитывающая социальные приоритеты. Продажа спиртного несовершеннолетним увеличивает прибыль, но недопустима с этической, правовой, социальной точек зрения и их совокупность перевеши­вает экономические доводы. Если по экономическим или технологическим причи­нам невозможно повысить качество продукции, этические требования к нему не ис­чезают, а сводятся к минимально приемлемому уровню (безвредность товара, неболь­шое число рекламаций).

Необходимость этического обоснования проявляется тогда, когда у руководства возникает подозрение, что решение может нарушить стандарты деловой морали.При этом принимаются во внимание корпоративные этические кодексы, а если возникает нестандартная ситуация, то взвешенное решение зависит от этических взглядов руко­водства или группы менеджеров равного служебного статуса.

На остроту этического аспекта, т.е. явную необходимость с ним считаться, влияют следующие прогнозиру­емые факторы:

1. Масштаб моральных последствий — речь идет о распространении по уров­ням: мировой, национальной экономики или корпорации. Помимо этого не­обходимо учитывать количество компаний, чьи интересы ущемляются в ре­зультате отсутствия договоренности о применении единых этических норм в бизнесе.

2. Социальный консенсус — степень морального одобрения или осуждения обществом, клиентами и (или) коллективом организации решения или действия, иными словами, реально действующая система ценностей и предпоч­тений в обществе.

3. Вероятность ущерба или пользы от принимаемого решения длязаинтересо­ванных групп. Здесь необходимо учитывать неопределенность внеш­ней среды, в которой функционирует организация.

4. Время проявления последствий (в краткосрочном, среднесрочном и долго­срочном периодах). Критерии эффективности функционирования организа­ции в рыночной неопределенности качественно меняются. Если в долгосроч­ном режиме управления для организации решается проблема выживания, то в среднесрочном — адаптации, в краткосрочном — увеличения прибыли.

5. Длина дистанции (психологической, культурной, служебной и др.) между лицами, принимающими решения, и теми, кого эти решения затрагивают. Если решения затрагивают интересы непосредственных подчиненных или клиентов, положительные или отрицательные последствия проявятся быст­ро, а если дистанция велика, то они дойдут медленно, в ослабленном виде или не проявятся.

6. Концентрация последствий, т.е. доля лиц среди людей имеющих отношение к конкретной ситуации, на которых распространяются последствия принятого решения.

Острота этического аспекта повышается, когда прогнозируемый масштаб послед­ствий (положительных или отрицательных), социальный консенсус и вероятность ущерба или пользы велики, последствия проявятся быстро, дистанция коротка, а концентрация последствий высока. Если связь между этими факторами налицо, то этическая сторона решения или действия приобретает значимость. Определение ост­роты этического аспекта — сложный процесс, зависящий от морали принимающих решения менеджеров и от их положения в иерархии.

Решения обычно принимаются, когда их эффективность выше минимально приемлемого уровня, и отвергаются, если она ниже. Например, экономическое решение отвергается, если норма прибыли на инвестиции будет ниже заданной величины. С точки зрения этики решение неприемлемо, если оно создает конфликт интересов. Минимально приемлемая инициатива принимается, если другие аспекты решения закрепляют ее и в совокупности дают выигрышное решение (метод совокупной выгоды).

По мнению профессора Пенсильванского университета Д. П. Фритцше, экономические и этические аспекты решения способны усиливать или ослаблять друг друга. Он условно поделил их на три уровня — желательный, минимально приемлемый и неприемлемый (ниже минимальной эффективности), как показано в табл. 1

Таблица 1 Характеристика экономического и этического аспектов принимаемых решений

Экономический аспект решения (норма прибыли на инвестиции, %) Этический аспект решения (примеры)
Желательный уровень
Справедливое трудоустройство, без дискриминации по непрофессиональным признакам. Предложение социальных благ. Достоверная информация о продукте
Минимально приемлемый уровень
Нечестность в мелочах Небольшие взятки или подарки Небольшие неточности в информации
Неприемлемый уровень
Крупные взятки Обман клиентов, потребителей Дискриминация по непрофессиональным признакам

По Фритцше, обман, крупные взятки и дискриминация при трудоустройстве создают острые отрицательные этические проблемы, чреватые финансовыми потерями. Зато желательный моральный эффект тесно связан с желательной нормой прибыли: справедливое трудоустройство расширяет возможности найма высококвалифицированных работников и не требует дополнительных затрат, предоставление социальных благ дает экономическую отдачу (рост производительности труда, лояльность потребителей), а объективная информация о продукте может слегка понизить прибыль, но хранить покупательский спрос. И, наоборот, ожидание высоких прибылей не вызовет желания тратить их на взятки. Минимальные отступления от моральных норм скорее понизят прибыль до минимально приемлемой величины, чем повысят ее, как решение получать небольшую прибыль вполне допускает небольшие этические погрешности.

Соблазн принять неэтичное решение усиливается, если ущерб от него невелик или наказание хотя и строго, но маловероятно. Но те, кто поддаются такому соблазну, увеличивают риски и связанные с ним издержки, а неэтичный подход ослабляет совокупную выгоду.

Для эффективного использования этики в процессе принятия решений необходимы, по меньшей мере, два условиявысокая организационная культура и внимание менеджеров к этическим решениям. Последнее характерно для тех компаний, где высок уровень корпоративной культуры, где руководители являются подлинными лидерами, где положение «этичный бизнес — это хороший бизнес» разделяется все­ми, стратегия и тактика подчинены удовлетворению запросов основных участников бизнеса и сложился гибкий механизм приспособления к меняющемуся внешнему окружению. В таких компаниях убеждены, что этика — это необходимое, хотя не до­статочное условие хорошего бизнеса, и что она поддерживает корпоративную культу­ру на должной высоте, что помогает укреплять бизнес.

Согласно одной из существующих моделей этически обоснованных решений, принимающие их менеджеры действуют по следующей схеме:

1. Собирают информацию для всестороннего обоснования решения. Если ре­шение затрагивает интересы основных участников бизнеса, менеджеры про­гнозируют степень положительного и отрицательного воздействия.

2. Подбирают соответствующие этические гипернормы и микронормы. Если между ними возникает конфликт, применяется правило приоритетности: до­минируют первые, а из вторых предпочтение отдается тем, которые согласу­ются с первыми, выстраиваются с ними в логический ряд и формулируются четко и понятно. Например, одни компании соблюдают конфиденциальность переписки служащих по своей электронной почте, ссылаясь на неприкосно­венность посланий, другие контролируют ее, мотивируя это своим правом собственности на компьютеры и сохранением служебной информации. Эти­ческим решением является недвусмысленное, четкое и ясное заявление ком­пании о своей политике в отношении использования ее компьютеров служа­щими (независимо от конкретного содержания такого заявления).

3. Исключение неприемлемых вариантов решений. Подготовка двух вариантов их этического обоснования: желательного и минимально приемлемого.

4. Выявление возможностей преобразования минимально приемлемого этичес­кого обоснования в - желательное. Это происходит в силу внешнего давления или производственной необходимости. Например, на предприятии имеет место конфликт двух этических гипернорм: неприкосновенности частной жизни и моральной ответственности работодателя за жизнь и здоровье заня­тых. Последняя - реализуется через правила техники безопасности.На данном предприятии эти правила требуют тестирования сотрудников на употребле­ние наркотиков и алкоголя. Поскольку такие проверки безвредны, но абсо­лютно необходимы, они этичны, а неприкосновенность частной жизни отхо­дит на второй план. Однако работодатель несет ответственность за добросо­вестность тестирования, чтобы исключить увольнения из-за неправильно сделанного анализа.

5. При недостаточности этического обоснования принимаемого решения сле­дует руководствоваться другими обоснованиями — экономическими, техно­логическими, социальными или политическими. Скажем, сокращение шта­тов при конверсии или модернизации производства трудно осудить или оправдать с моральной точки зрения, если оно диктуется производственной необходимостью или политическим давлением. Суммарный выигрыш от та­кого сокращения (экономический, технологический, политический) преодо­левает моральные соображения, нацеленные в пользу сохранения рабочих мест. Уволить же недисциплинированных сотрудников, пренебрегающих нормами морали, можно и по одним этическим соображениям.

Современное применение этики бизнеса отличается гибкостью, недогматичнос­тью и разнообразием. Оно позволяет максимально использовать потенциал этического фактора, не создавая конфликта с остальными факторами. При возникновении проблемы важно определить, в какой сфере (экономической, технологической, поли­тической, социальной, этической) лежат желательные, минимально приемлемые и нежелательные решения, рассмотреть, можно ли усилить действие минимально приемлемых обоснований.

Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития являет­ся усвоение этических норм и приемов использования. Быстрый успех, который не­сколько лет назад был возможен только благодаря отсутствию конкуренции, отмыва­нию денег, получению льгот, обману вкладчиков, уклонению от налогов, — это все достижения вчерашнего дня. В наши дни управление предприятием в условиях усиле­ния конкуренции, умножения числа участников бизнеса предполагает развитие зако­нодательной базы. Но вместе с тем, положительные примеры ведения бизнеса, этические факторы принятия решений получат ка­чественное развитие от признания необходимости их учета в стандартном процессе принятия решений.

Литература:

1. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. – №2. – 2002. - С.110-121.

2. Шпотов Б.М. Деловая этика и менеджмент: проблемы взаимодействия.// Проблемы теории и практики управления. - №6.- 2001. – С.29-30.

3. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 1988.

Наши рекомендации