Глава 7. издержки производства туристского предприятия
7.1. Сущность, структура и состав издержек производства
Производство туристского продукта и оказание туристской услуги требуют определенных трудовых и материальных затрат, представляющих собой издержки производства.
Издержки производстватуристского предприятия — это экономическая категория, отражающая затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию туристского продукта (услуги) и выраженная в денежной форме. Иными словами, это общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение туристским предприятием своих функций.
Издержки учитываются на всех этапах производства туристского продукта и находят свое конкретное воплощение в его цене.
Различают следующие виды издержек:
♦ бухгалтерские, или явные издержки связаны с привлечением матери
альных, финансовых и трудовых ресурсов. Они отражаются в бухгалтерском
учете и относятся на себестоимость туристского продукта по элементам за
трат. Определенная часть затрат, согласно действующему законодательству,
производится за счет прибыли предприятия;
♦ неявные издержки (издержки упущенных возможностей) — альтерна
тивные издержки, сопряженные с использованием ресурсов, принадлежа
щих туристскому предприятию. Предприятие могло бы получить больший
доход на собственные ресурсы, если бы предоставило их другим пользовате
лям за плату, установленную рынком. К примеру, это процент на собствен
ный капитал, арендная плата за помещение и др.;
♦ экономические издержки — совокупные затраты, связанные непосред
ственно с процессом создания туристского продукта (услуги);
♦ дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса дове
дения туристского продукта до потребителя и его реализации;
♦ предельные издержки — отношение приращения издержек к прираще
нию объема продукта. Увеличение издержек производства имеет предел,
сверх которого производство невыгодно. Предельные издержки — это сред
ний размер прироста или сокращения издержек на единицу продукта, возни
кающих в результате изменения объектов производства и реализации более
чем на одну единицу. Необходимость измерять предельные издержки —
следствие действия закона убывающей эффективности.
80 Экономика туризма
Издержки производства непосредственно связаны с функционированием основного и оборотного капиталов.
Классификация издержек производства по группировочным признакам:
♦ по экономическим элементам затрат;
♦ способу отнесения на себестоимость туристского продукта — прямые и
косвенные;
♦ статьям себестоимости (калькуляция);
♦ периодичности возникновения — текущие, единовременные, ежеднев
ные и т.д.;
♦ возможности охвата планом — планируемые, не планируемые;
♦ целесообразности расходования — производительные, непроизводи
тельные;
♦ роли в производстве туристского продукта;
♦ в зависимости от объема продукции — постоянные, переменные и др.
Прямые (контролируемые) издержки связаны непосредственно с рабо
той предприятия.
К косвенным (неконтролируемым) относятся заработная плата аппарата управления, бухгалтерии и т.д. Косвенные издержки неизбежны, и распределять их надо на все структурные подразделения.
Существуют следующие способы распределения косвенных издержек:
♦ пропорционально доходам (на 1 р. дохода);
♦ пропорционально условной прибыли (на 1 р. прибыли);
♦ пропорционально прямым затратам;
♦ пропорционально заработной плате основного персонала;
♦ по средней трудоемкости.
Все затраты независимо от того, куда они относятся — на себестоимость или на финансовые результаты, — делятся на три категории: переменные, постоянные и смешанные (рис. 7.1).
Переменные затраты находятся в зависимости от объема продаж. Эту зависимость вывел немецкий ученый К. Меллерович и ввел понятие коэффициента реагирования затрат или загрузки:
„ _ % изменения затрат
% изменения объема продаж
Постоянные затраты не зависят напрямую от объема продаж, но до определенного периода. С вводом в действие основных средств, иных факторов меняется размер постоянных издержек.
Деление затрат на переменные и постоянные условно. Часть из них в определенной ситуации переходит из разряда переменных в постоянные. Кроме того, в долгосрочном плане все затраты — переменные, в краткосрочном — постоянные.
Издержки производства характеризуются суммой и уровнем. Последний определяется в процентном отношении к выручке от реализации.
Экономика туризма
Экономика туризма
ОЬЕ
Рис. 7.1. Структура затрат
7.2. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
Издержки производства включают все затраты на производство и реализацию туристского продукта. Часть из них составляет себестоимость.
Себестоимость продукции (работ, услуг)представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Это качественный показатель, характеризующий уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристского предприятия.
Как экономическая категория себестоимость выполняет функцию учета и контроля; является базой для формирования отпускной цены на туристский продукт, определения прибыли и рентабельности, оптимальных размеров предприятия, экономического обоснования и принятия управленческих решений и др.
На туристском предприятии, как показывает практика, выделяют себестоимость:
♦ всего объема продаж туристского продукта;
♦ объема продаж туристского продукта по направлениям деятельности;
♦ единицы реализуемого туристского продукта (туродня) и др.
Объектом калькулирования себестоимости является отдельный туристский продукт (услуга). В себестоимость включаются все затраты, связанные с производством и реализацией туристского продукта.
Основным документом, которым необходимо руководствоваться при формировании себестоимости туристского продукта на предприятии, является Указ Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах правового регулирования определения состава затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли" от 09.06.2006 г. № 380. В соответствии с ним все затраты, образующие себестоимость туристского продукта, группируются в зависимости от их экономического содержания по следующим элементам:
♦ материальные затраты;
♦ затраты на оплату труда;
♦ амортизация основных средств и нематериальных активов, используе
мых в предпринимательской деятельности;
♦ затраты на социальные нужды;
♦ прочие затраты.
Материальные затраты включают:
♦ расходы на организацию новых туристских продуктов, маршрутов, ус
луг в период их освоения;
♦ издержки, непосредственно связанные с оказанием услуг, производ
ством работ, продукции, обусловленные технологией и организацией процес
сов обслуживания туристов и экскурсантов;
♦ затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием
технологии обслуживания туристов и экскурсантов и организацией про
изводства, а также с улучшением качества туристского продукта (услуг);
♦ расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требо
ваний в помещениях для обслуживания туристов;
♦ издержки на проведение рекреационных работ, направленных на под
держание территории туристских предприятий в надлежащем экологичес
ком и санитарном состоянии;
♦ расходы, связанные с организацией и обеспечением процесса обслужи
вания туристов (услуги, предоставляемые предприятиями средств размеще
ния, транспорта, проживания, питания и др.; эксплутационные услуги; рас
ходы на туристские походы, развлекательные мероприятия для туристов и
экскурсантов; оплата услуг по страхованию туристов и др.);
♦ расходы по оплате работ и услуг производственного характера, не отно
сящихся к основному виду деятельности, выполняемых сторонними органи
зациями и предприятиями, и т.д.
Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты", формируется исходя из цен их приобретения, включая стоимости, оговоренные в контрактах и договорах на поставку и обслуживание.
Затраты на оплату труда — это затраты на оплату труда основного производственного персонала туристского предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм,
Экономика туризма 83
предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности. Сюда включаются:
♦ выплаты заработной платы за фактически выполненную работу в соот
ветствии с тарифными ставками, должностными окладами и др.;
♦ стоимость продукции, выдаваемой в качестве натуральной оплаты ра
ботникам;
♦ премии, надбавки и оклады за производственные результаты и др.
В себестоимость не включаются выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда: материальная помощь, подарки работникам и др.
Амортизационные отчисления производятся туристскими предприятиями исходя из установленных правительством норм, методов и правил амортизации, включая индексацию амортизационных отчислений, производимую в соответствии с законодательством, по отдельным группам или инвентарным объектам, состоящим на балансе предприятия (см. главу 4).
Начисление амортизации по основным средствам, отсутствующим в Перечне единых норм, производится по нормам амортизационных отчислений на аналогичные основные средства.
Сумма начисленной амортизации относится на себестоимость туристского продукта (услуги) ежемесячно, а в сезонных туристских учреждениях годовая сумма отчислений включается в себестоимость за фактический период работы предприятия в году в течение срока полезного использования. Начисление амортизации осуществляется по методам, определенным учетной политикой туристского предприятия.
Вместе с выручкой от реализации амортизация поступает на расчетный счет предприятия, где накапливается.
Затраты на социальные нужды. Отчисления производятся от суммы затрат на оплату труда в соответствии с установленными законодательством нормативами:
♦ в фонд социального страхования;
♦ пенсионный фонд;
♦ государственный фонд занятости;
♦ фонд обязательного медицинского страхования.
К прочим затратам относятся:
♦ налоги, сборы и другие платежи в бюджет и во внебюджетные фонды,
уплачиваемые в соответствии с порядком, установленным законодательс
твом;
♦ расходы на содержание работников аппарата управления предприятия
и других структурных подразделений, материально-техническое и транспорт
ное обслуживание их деятельности;
♦ оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, а также пожар
ной и сторожевой охраны;
♦ оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
Экономика туризма
♦ командировочные и представительские расходы (в пределах норм, уста
новленных правительством); издержки, связанные с оформлением докумен
тов для выезда за границу;
♦ хозяйственные расходы, сопряженные с отправкой (приемом) турист
ских групп (почтовые, телефонные, факс, канцелярские и пр.);
♦ расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
кадров:
♦ оплата процентов по кредитам банков, за исключением просроченных;
♦ расходы на рекламу (разработка и издание рекламной продукции, рек
ламные мероприятия, приобретение рекламных кино- и видеофильмов, изго
товление стендов, щитов, указателей, на оформление витрин, выставок-про
даж). Расходы на рекламу относятся на себестоимость в пределах установ
ленных норм, сверх норматива — за счет прибыли, остающейся в распоряже
нии предприятия;
♦ расходы по сертификации, износу нематериальных активов (лицензия,
торговый знак и т.д.) и др.
Затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой, проводимой по инициативе одного из предприятий, не включаются в себестоимость.
Затраты, связанные с производством и реализацией туристского продукта (услуги), при планировании, учете и калькулировании себестоимости группируются по статьям затрат. Их перечень определяется отраслевыми методическими рекомендациями.
Затраты включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся.
Следует различать издержки производства, связанные с созданием туристского продукта (услуги), и издержки производства, нанесшие убыток предприятию. Последние связаны с просчетами в стратегии и тактике туристской фирмы и покрываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Этапы анализа издержек производства следующие:
1) подготовка источников информации, обеспечение достоверности и со
поставимости данных, расчет относительного изменения уровня затрат (оп
ределяется в процентах к выручке от реализации), относительной и абсолют
ной экономии перерасхода издержек;
2) изучение состава и структуры расходов, создание сметы по отдельным
видам затрат;
3) выявление объективности влияния отдельных значительных факторов
на издержки производства: рост объема продаж, цены, сезонность, инфля
ция, сокращение звенности товародвижения и др.;
4) изучение и оценка сложившегося уровня затрат по сравнению с конку
рентами;
5) обобщение результатов, выявление резервов по снижению издержек
производства и разработка мероприятий по их реализации;
Экономика туризма 85
6) разработка плана издержек производства.
Анализ необходимо проводить как в поэлементном, так и в постатейном разрезах.