Долгосрочное предложение и равновесие в условиях совершенной конкуренции

Основные вопросы

1. Долгосрочное конкурентное равновесие в отрасли

2. Долгосрочное предложение

3. Применение модели совершенной конкуренции

Методические указания

Под долгосрочным равновесием в совершенно конкурентной отрасли понимается такое состояние, при котором ни одна из фирм отрасли не выигрывает от увеличения или уменьшения объема производства, от входа в отрасль или выхода из нее.

Условием долгосрочного равновесия в отрасли с совершенной конкуренцией является установление цены на уровне долгосрочных минимальных средних издержек, т.е.: P = LAC = LMC = LACmin.

В силу этого кривая долгосрочного предложения в совершенно конкурентной отрасли представляет собой линию, совпадающую с кривой LACmin. Если цены на ресурсы, используемые в отрасли, не зависят от объема производства в отрасли, то кривая долгосрочного предложения превращается в прямую горизонтальную линию (отрасль с постоянными издержками). Если цены на ресурсы растут с увеличением отраслевого выпуска, то эта линия будет восходящей (отрасль с растущими издержками). И в случае, когда цены на ресурсы снижаются с повышением объема отраслевого выпуска, линия долгосрочного предложения в отрасли будет нисходящей (отрасль с убывающими издержками).

Увеличение цен на ресурсы или введение налогов, в том числе – постоянных, смещает кривую долгосрочного отраслевого предложения вверх, а снижение цен на ресурсы или установление субсидий производителям – смещает ее вниз. Соответственно повышается или снижается равновесная цена, изменяется равновесный объем продаж в отрасли.

Тема 9. Чистая монополия

Основные вопросы

1. Чистая монополия и монопольная власть

2. Спрос на продукцию монополиста

3. Максимизация прибыли монополистом в краткосрочном периоде

4. Долгосрочное равновесие монополиста

5. Монопольное равновесие и конкурентное равновесие

6. Реакция монополиста на установление цен, налогов и субсидий

7. Ценовая дискриминация

Методические указания

Субъект рынка обладает монопольной властью, если он в состоянии воздействовать на уровень цен и объем продаж товара на данном рынке. В этом случае кривая спроса на продукцию фирмы будет иметь нисходящий вид.

Модель чистой монополии предполагает, что на рынке товара имеется всего один продавец (производитель), причем у товара нет близких заменителей и вход в отрасль других фирм затруднен.

Критерием максимума прибыли для чистого монополиста является равенство предельного дохода и предельных издержек. (Предельный доход – это прирост дохода при увеличении объема выпуска на единицу). При этом имеет место: МС = MR < P, где: MR – предельный доход, МС – предельные издержки, P – цена товара.

Для монополиста не существует однозначной зависимости между ценой и объемом предложения товара, поэтому кривую предложения монополиста построить невозможно.

Если кривая спроса на продукцию монополиста представляет собой прямую линию, то кривая предельного дохода также будет прямой линией и будет пересекать ось абсцисс в точке, абсцисса которой ровно в два раза меньше абсциссы точки пересечения линии спроса с той же осью.

Для монополиста выполняется следующее равенство: Долгосрочное предложение и равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru , где: ЕР – эластичность спроса по цене.

Под ценовой дискриминацией понимается установление монополистом разных цен для разных потребителей товара. При этом монополист руководствуется следующим правилом максимизации прибыли: предельный доход от продажи товара разным группам потребителей должен быть одинаковым.

Если уровень долгосрочных минимальных средних издержек монополиста достигается при объеме выпуска, существенно меньшем, чем объем выпуска, дающий максимум прибыли, то монополист может использовать несколько заводов. Число заводов определяется спросом на продукцию монополиста и эффективным размером завода, т.е. таким размером, при котором достигается минимальный уровень долгосрочных средних издержек.

Если государство устанавливает фиксированную цену на продукцию монополиста, то его поведение будет напоминать поведение совершенно конкурентной фирмы, приспосабливающейся к цене, т.е. он будет выбирать объем выпуска продукции из условия: МС = Р.

Наши рекомендации