ТЕМА2. Цели, принципы, функции и методы управления ГМС
ТЕМА1. Государственная и муниципальная собственность. Основные понятия. Объекты и субъекты управления собственностью.
Собственность как экономическая категория.
Форма собственности определяется видом прав владельца на определенные объект собственности которые определяются конституцией рф: 1) федеральные, 2) региональные, 3) личная, 4) собственность общественных организаций, 5) смешанная.
Эффективность экономики страны зависит от полноты и защищенности прав собственности. Рейдерские захваты значительно ухудшают предпринимательский климат в стране.
Собственность это принадлежность вещей определенным лицам (физическим или юридическим) в определенных исторических условиях, отражающих конкретый тип отношений собственности.
Собственность это исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления.
Право собственности как правило конкретных субъектов на определенные объекты (вещи, имущество, собственность), сводится как право по трем полномочиям: 1) право владения, 2) право пользования, 3) право распоряжения.
Право пользования это основанное на законе возможность эксплуатации имущества, извлечение из него полезных свойств, или получение доходов.
Право владения это предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владенит.
Право распоряжения это предоставляемое собственнику или другому лицу возможность по своему усмотрению и в своих целях распоряжаться имуществом.
Имущество это все то стоимость чего измеряется деньгами.
В современном мире отношение собственности это прежде всего экономические и юридические отношения, точнее экономические отношения собственности предстают в юридическом обличае.
Экономические отношения собственностиэто совокупность всех экономических отношений в том числе отношения производства, распределения, обмена, потребления, взятых в их целостности.
Юридические отношения собственности это совокупность отношения владения, пользования распоряжения, формирующих и закрепляющих эконмические отношения в нормах права.
Владение в этом кантексте это определение собственника вещи, пользование это извлечение полезных свойств вещи, а распоряжение это возможность в определении судьбы вещи путем свершения юридических актов.
Экономические и юридические отношения собственности составляют сруктурообразующую основу, системы общественных отношений в обществе в целом.
Русский философ Соловьев наряду с экономическими и юридическими аспектами собственности выделял моральные отношения собственности.
В зависимости от возможности присвоения чужого труда и действитпльного его присвоения выделяются 2 вида частной собственности: 1) эксплуататорская, 2) трудовая (основана на собственгом труде).
1.2 Отношения субъект объект собственности и субъект субъект собственности.
Понятие отношение собственности входит с одной стороны имущественные отношения собственника к своей вещи (субъект <=>объект), с другой стороны имущественные отношения между субъектами собственности (субъект<=> субъект).
Государственные и муниципальные предприятия - основной вид государственной и муниципальной собственности.
Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности (федеральная собственность). Имущество принадлежащее на праве собственности субъекта РФ, собственность субъектов РФ, а так же земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан юр лиц и муниципалитетов.
Имущество находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным предприятием (имущество предприятий) на праве хозяйственного ведения. Право хоз ведения см. в учебник. А закрепленное, за государственными учреждениями – на праве оперативного управления.
Исключение составляет средство бюджета и др. государственное имущество, не закрепленное за государственным предприятием и учреждением. и оно принадлежит к казне РФ, субъекта РФ . Некоторые виды имущества и объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ: золотой запас, алмазные валютные фонды, ....
ТЕМА2. Цели, принципы, функции и методы управления ГМС.
Основными целями управления собственностью являются: 1) обеспечение стабильного роста экономики страны, 2) создание и поддержание конкурентнтй среды.
Другие цели: 1) увеличение доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней, 2) оптимизация структуры собственности, 3) использование государтсвенных активов в качестве для прилечения инвестиций в реальный сектор экономики, 4) повышкние конкурентоспособности государственных и комерческих, частных предприятий.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: 1) полная инвентаризация ГМС, и оформление имущественых прав на нее, 2) повышение эффективности управления ГМС, 3) классификация объектов государственной собственности, 4) оптимищация количества объектов управления и переход к объектному управления, 5) определение цели государственного каждого объекта, 6) обеспечение прав государства как участникм коммерческой/некоммерческой организации, обеспечение контроля за использованием и сохранностью ГМС, 7) обеспечение дополнительго дохода в бюджет.
Основные принципы ГМС:1) определение цели управления, для каждого объекта управления ГМС.2) выбор способа достижения цели.3) построение системы управления. Система управления это неразрывное единство комплекса следующих элементов: 1. Порядок определения способов достижения цели, в том числе регламентация, 2. Квалифицированный персонал, 3. Подсистема мотивации, 4. Обеспечивание материальными ресурсами, оборудованием, 4. Подсистема контроля, 5. Механизм управления обеспечения эффективности управления ГМС.
4) принцип целостности.
5) принцип соответствия состава ГМ имущества функциям государства и муниципалитета.
6) принцип текущего и перспективного планирования о развитии ГМС, при системном контроле за ее использованием.
7) принцип создания кодифицированной системы национального законодательства об управлении ГМ имуществом.
Функции, формы и методы управления ГМС.
Все три ветви власти активно участвуют в управлении ГМС. Функции законодательной власти - принятие законов и утверждение бюджета. Функции исполнительной власти - обеспечение организационной и распределительной деятельности в процессе управления ГМС. Функции судебной власти - контроль.
Важную роль в реализации фукнции управления ГМС принадлежит президенту. Основным государственным органом управления ГМС является росимущество.
Фукнции росимущества по управления ГМС:
1) размещение заказов на поставку товаров и услуг.
2) осуществление полномочий собственника, по управлению федеральной собственностью.
3) приватизация ГМС.
4) осуществляет контроль за упралвением федеральным имуществом.
5) организует оценку федерального имущества.
6) готовит проекты постановления правительства по управленю государственной собственостью (минрегион рф).
Все эти функции можно разделить на 2 группы: 1) функции и задачи по преобразованию форм и отношений собственности, 2) функции по управлению собственностью.
Формы управления ГМС:
Форма управления ГМС это совокупность средств, приемов, режимов, способов применяемых государством или муниципалитетами для целенаправленного воздействия на объекты управления с целью его создания или эффективного функционирования.
Формы управления можно классифицировать по разным признакам:
1.по объектам управления (зданиями и сооружениями, земельными участками, лесами, водными ресурсами и др.). 2. по характеру самих действий (стратегические – разграничение собственности, приватизация, текущие – общественные функции). 3. По масштабам действия (малые – выделение субсидий, средние - планирование процессов воспроизводства основных средств, масштабные – приватизация).
Основные методы управления ГМС:
1) административная – регистрация государственного имущества, лицензирование какой-либо деятельности, стандартизация и сертификация продуктов и услуг, приватизация и национализация, мониторинг ГМС, банкротство предприятий, государственный контроль, судопроизводство, антимонопольная политика.
Особенности административного метода – основываются на силе и авторитете государственной власти.
Они отличаются действительностью и оперативностью, так как основываются на принуждении.
2) экономические:
а) прямые: 1 – управление государственным и муниципальным предприятием, 2 – государственное инвестирование, субсидии и субвенции, 3 – государственные расходы и заказы.
б) косвенные: 1 – налоговая политика, 2 – денежно-кредитная политика, 3 – экспортно-импортная политика.
Преобразование форм и отношений собственности:
· Акционирование
· Приватизация
· Реорганизация
· Банкротство
· Финансовое оздоровление
Приватизация – передача государственного имущества в частные руки.
Реорганизация – перестройка, преобразование, слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование.
Соотношение понятий реформирования, реструктурирования организации.
Реформирование – изменение принципов функционирования организации.
Реорганизация, реструктурирование – с целью повышения эффективности и конкурентоспособности.
Реструктурирование – изменение организационной структуры, ****.
Основные цели реструктуризации:
· достижение определенных социально-экономических целей.
· изменение и распределение собственности.
· контроль над деятельностью предприятия.
· привлечение инвестиций в производство.
· разрешение конфликта между участниками организации.
Банкротство
Это долговая несостоятельность, отказ физического или юридического лица платить по своим долговым обязательствам. Организация становится банкротом после решения арбитражного суда.
Критерии неплатежеспособности:
1) долг 100.000 рублей
2) 3 месяца неуплаты
Для стратегичнских предприятий критерии неплатежеспособности:
1) долг 500.000
2) 6 месяцев неуплаты
Банкротство это неизбежное явление при капитализме. Основной закон это ФЗ "О банкротстве".
Финансовое оздоровление осуществляется в следующих формах: бюджетные ссуды предприятиям должникам, -//- под залог их имущества, размещение государственного заказа, реструктурирование задолжности предприятия, установление льгот по налогам и сборам, инвестиционные кредиты для модернизации производства, снижение тарифов жкх, и др.
Разграниечение федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Основным правовым документом является конституция ст. 72, постановление верховного совета рф от 27.12.1991 #3020.
Вопросы о разграничении гос-ной собственности относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Этим постановлением утверждается 3 списка объектов которые относятся к фед-ной собственности, собственности субъектов РФ.
1 список: объекты составляющие основу нац. богатства страны, в том числе ресурсы континентального шлейфа и морской экономической зоны, объекты историко-культурного общественного значения.
2 список: объекты необходимые для функционирования федеральных органов власти: государственная казна, имущество вооруженных сил, имущество правоохранительных органов и тд.
3 список: объекты оборонного производства,
4 список: объекты отраслей обеспечивающие жизнидеятельность населения в целом.
5 вид: прочие объекты (фармацептические предприятия, предприятия спиртовой продукции).
Распоряжение президента РФ от 18.03.2012 #114-РП " Об утверждении положения об определении необходимого состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка распоряжения прав собственности".
Указ президента РФ от 28.10.1994 #2027
Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 #225
Формы управления сделок ГМС.
1) аренда - это вещное право которое дает возможность арендатору пользоваться чужой вещью.
2) концессия. Правовая основа для нее ФЗ "О концессионых соглашениях от 21.07.2005 #115. Касается в основном недропользования. Суть концесси состоит в том, что государство заключает договор о передаче в эксплуатацию иностранному инвестору или отечественной фирме или физическому лицу на определенный срок объектов природных ресурсов и не только.
Концессионер должен выплатить все установленные в стране налоги и платежи.
3) доверительное управление. Основа ст. 209 ГК РФ. Позволяет собственнику в том числе и государству передавать другим лицам сови права владения, пользования и распоряжения. Доверительный управляющий должен управлять в интересах собственника.
4) право хозяйственного ведения. На этом праве функционирует имущество гос. и мун. унитарных предприятий. Собственник этого имущества решает вопросы создания предприятия, определения его вида деятельности, процедуры реорганизации предприятия, назначает директора и осуществляет контроль. Пользователь имуществом должен часть чистого дохода отчислять собственнику. Он имеет право отчуждать это имущество только с письменного согласия собственника.
5) право оперативного управления. На этом виде права функционирует гос. и мун. имуществом учреждений. Управляющий весь чистый доход должен перечислять собственнику, не имеет право распоряжаться гос. и мун. имуществом.
Сделка это действие гос. муниципалитета направленное на : установление, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей. Цель любой сделки это приобретение вещного права.
Условия действительности сделки:
1) законность содержания этой сделки.
2) правоспособность и дееспособность.
3) соотвестсиве воли и волеизъявления участников.
4) соблюдение формы сделки.
Сделки с гос. и мун. собственностью подлежат гос. регистрации.