Конкурентоспособности товара (услуги)
1. Определить целевой сегмент рынка. Например, для автомобилей типа "джип" целевым рынком являются предприниматели.
2. На основании исследования спроса, конкурентов и конъюнктуры рынка изучаемого товара (услуги) сформулировать требования к товару-эталону. Для этого необходимо сопоставить товары одного функционального назначения, производимые различными отечественными и зарубежными предприятиями.
В данном задании можно использовать информацию о модельном ряде представленной категории товаров в соответствующем варианте или выбрать в качестве эталона товар лучшего производителя. Можно также путем подбора наиболее оптимальных с вашей точки зрения значений приведенных параметров товара сформировать "идеальный" товар в качестве эталона. Например, для рынка внедорожников в качестве эталона можно выбрать Range Rover британской автокомпании Rover.
3. Провести анализ нормативных параметров (патентной чистоты, соответствия стандартам и нормам). Рассчитать частные и общие показатели конкурентоспособности по нормативным параметрам. При этом возможны два подхода.
Первый предусматривает анализ наличия или отсутствия того или иного параметра у изделия. В этом случае частные нормативные параметры принимают значения соответственно 1 или 0, а сводный параметрический индекс Iн рассчитывается по формуле Iн = П Ii, где Ii - i частный параметрический индекс.
Второй подход связан с определением так называемого конъюнктурного коэффициентаβ, который находится как произведение частных конъюнктурных параметров, включающих:
β1 - нормативный параметр (требования стандартов по безопасности, экологичности, токсичности) на региональном, национальном и международном уровне, 0 ≤ β1 ≤1;
β2 - сертификационный параметр, 0 ≤ β2 ≤1;
β3 - правовые (патентные) нормы страны - импортера, 0 ≤ β3 ≤1;
βm - таможенные тарифы и нормы, 0 ≤ βm ≤1.
Таким образом, сводный конъюнктурный коэффициент β равен
0 ≤ β ≤1.
Примечание. Если информация о нормативных параметрах отсутствует, сводный нормативный индекс принимается за 1.
4. Определить частные и общие индексы конкурентоспособности по техническим параметрам. Для этого определить перечень технических параметров, подлежащих оценке, и присвоить весовые коэффициенты αi соответствующим параметрам, исходя из нормирующего условия , где i … n - индексы технических параметров. Представить перечень технических параметров с их абсолютными значениями по всем моделям ряда с весовыми коэффициентами в карте технического уровня изделий (форма табл. П2.1).
Форма табл. П2.1
Исходные данные
Параметры | Весовой коэффициент, Li | Значения параметров по изделиям (или балльные оценки) | |||
эталон | модель 1 | модель 2 | модель 3 | ||
Рассчитать частные параметрические индексы по техническим параметрам qiv:
,
где Piv, Piэ - значения i-го параметра соответственно v-модели, эталона.
Примечания. 1. Если параметры носят качественный характер, например вкус, цвет, дизайн, внешний вид, стайлинг и другие, они оцениваются по балльной системе с точки зрения удовлетворения запросов данного целевого рынка.
2. При анализе таких параметров, увеличение значения которых ведет к ухудшению качества товара, используют обратное соотношение. Например, больший вес ухудшает конкурентность бытовой техники. Если анализируемое изделие имеет меньший вес, а эталонное больший, то формула принимает вид
.
3. При наличии большого числа качественных параметров для упрощения оценки индексов технических параметров можно дать экспертные оценки по пятибалльной системе, имея в виду требования к товару целевого рынка, всем техническим параметрам модельного ряда данной категории товаров.
Сводный технический параметрический индекс находится по следующей формуле:
.
Пример. Расчет сводных индексов по техническим параметрам двух моделей внедорожников по отношению к Range Rover. Целевой рынок - преуспевающие предприниматели (табл. П2.2).
Таблица П2.2
Исходные данные
Параметры | Веса | Значения параметров, баллы | ||
Range Rover (эталон) | BMW | Land Cruiser | ||
Уровень комфорта | 0,2 | |||
Внешний вид | 0,4 | |||
Мощность | 0,3 | |||
Дополнительные возможности и аксессуары | 0,1 |
.
Таким образом, ближе всего к техническому уровню модели Range Rover внедорожник Land Cruiser, а джип BMW уступает эталону по мощности, роскоши и внешнему виду более чем на 20%.
5. Выполнить анализ цены потребления. На этом шаге определяются частные и общие показатели по экономическим параметрам. Для этого необходимо проанализировать все частные экономические параметры, входящие в цену потребления, связанные с затратами потребителя на покупку и эксплуатацию товара на протяжении всего срока использования. Цена потребления Цпотр определяется как сумма соответствующих затрат:
Цпотр = Цпок + Зтр + Зуст + Зэкс + Зобс.+ Зстрах.+ Знал + Зоб ,
где Цпок - цена покупки товара; Зтр - затраты на транспортировку; Зуст - затраты на установку; Зэкс - затраты на эксплуатацию; Зобс - затраты на обслуживание; Зстрах - затраты на страхование; Знал - налоги, связанные с эксплуатацией товара; Зоб - затраты на обучение.
Сводный экономический индекс может быть рассчитан двумя способами.
Во-первых, как отношение цен потребления анализируемых моделей Цпотр.v к цене потребления эталонного товара Цпотр.э.
Во втором методе, в наибольшей мере учитывающим интересы потребителя и более точном, IэП рассчитывается аналогично сводному индексу технических параметров, т.е.
,
где bi - значимость i-и составляющей затрат для потребителя; - частный параметрический индекс по i-му виду затрат потребителя.
Последняя формула более приемлема для оценки конкурентоспособности товаров длительного использования, сложной техники, транспортных средств, оборудования, недвижимости, т.е. товаров, у которых в цене потребления наибольший удельный вес приходится на эксплуатационные затраты.
Пример. Расчет сводного индекса по экономическим параметрам моделей внедорожников (табл. П2.3).
Таблица П2.3
Исходные данные
Виды затрат | Веса | Величина затрат, тыс. у.е. | ||
Range Rover (эталон) | BMW | Land Cruiser | ||
Цена покупки | 0,7 | |||
Затраты на эксплуатацию | 0,2 | 5,0 | 4,5 | 4,0 |
Затраты на обслуживание, включая страховку | 0,1 | 7,5 | 7,0 | 6,0 |
Значения сводных экономических индексов двух анализируемых моделей говорят о том, что по экономическим параметрам они конкурентоспособны.
6. Рассчитать интегральный показатель уровня конкурентоспособности v-го товара.
Пример. Для приводимых моделей типа "джип" интегральные показатели будем рассчитывать исходя из полученных значений Iтп и Iэп соответствующих моделей. Нормативный индекс примем равным 1, так как все международные нормы и стандарты в этих моделях соблюдены.
;
.
7. Сделать выводы относительно конкурентоспособности анализируемых моделей и выработать рекомендации по поддержанию и повышению их уровня конкурентоспособности.
Пример. Относительно приводимых выше моделей "джипов" можно сделать следующие выводы.
1. Обе модели конкурентоспособны, так как KBMW > 1 KLC > 1. Модель BMW не намного превышает уровень конкурентоспособности эталона, в качестве которого взята модель Range Rover. Это объясняется тем, что индексы технических и экономических параметров у модели BMW почти равны, т.е. качество соответствует стоимости в сравнении с моделью RR.
2. Модель LC превышает конкурентоспособность модели RR в 1,5 раза. Это связано в первую очередь с более низкой ценой этой модели. По качеству же автомобиль Land Cruiser почти соответствует внедорожнику-эталону.
3. Завышенные оценки уровня конкуренции BMW и LC связаны с тем, что их анализ проводился с точки зрения потребителей целевого сегмента "преуспевающие предприниматели", а не, например, "богатые бизнесмены". Последний сегмент предъявляет более высокие требования к комфортности, роскоши, аксессуарам и не смотрит на цену. Поэтому для этих сегментов модель RR является приоритетной.
4. Анализ показал конкурентную стратегию трех автокомпаний в 90-е годы ХХ в.: британской Rover, немецкой BMW и японской Honda. Их стратегия заключается в распространении автомобильного бизнеса на новые сегменты рынка, которыми стали элитный международный рынок и зажиточные слои населения, проживающие вдали от крупных городов.
5. Определить цену безразличия, при которой покупателю данного целевого рынка все равно, какую модель приобрести. В табл. П2.4 представлена последовательность расчета цены безразличия. %
Таблица П2.4