Управление качеством в Японии
Можно выделить несколько периодов управления качеством:
·40-50 гг. - организационно-структурный этап. Этот период отмечается технологическим отставанием от США и Европы. Расширенно используется копирование мировых образцов. Начинает формироваться японская ассоциация стандартов. Принят закон о промышленной стандартизации. Введен цикл Деминга, контрольные карты, обучение статистическим методам контроля. Невысокое качество по низкой цене.
·60-70 гг. - формируется национальная концепция качества. Качество начинается с производства. Организуются кружки качества, месячники качества. В этот период формируется правительственная политика в области качества. Широко применяется компьютеризация управления качеством.
Принципы:
·теория должна подкреплять практику;
·изучение запросов потребителей, причем потребитель трактуется в широком понимании. Бывает внутренний и внешний. Внешний — рынок. Внутренний — тот, кто идет дальше по технологической цепочке;
·обеспечение всеобщего участия в управлении качеством;
·необходимы постоянное совершенствование и проверки;
·постоянное обучение;
·пропаганда качества;
·использование интеллектуального потенциала;
·государственная поддержка качества.
Происходит сближение технологий с развитыми странами. Начало технологического лидерства. 60% мирового производства цветных телевизоров, 75% транзисторов.
Очень хорошее качество по хорошим ценам. При этом экспортные цены ниже среднемировых.
·80- настоящее время — переход к тотальному менеджменту качества. В этот период обеспечивается лидерство потребительских товаров, высоких технологий. Самое высокое качество по мировым ценам — дорого, но хорошо.
Выделяют 4 уровня качества:
·соответствие стандарту. Был заложен в 50-е годы. Статистические контроль и развитие организационной структуры управления качеством. Основные недостатки — затраты на контроль и слабый учет требований потребителей.
·Соответствие использованию. Продукция должна соответствовать стандарту и эксплуатационным требованиям. В управление вовлекается весь персонал. Основная проблема — рост затрат на качество.
·Соответствие фактическим требованиям рынка. 70-е. Основная цель — высокое качество при низких ценах. Самоконтроль и бездефектное производство, снижение затрат. Основная проблема: недостаточно учитывается спрос и достижения НТП.
·Соответствие скрытым потребностям. 80-е.
Японская школа управления включает ряд людей, которые внесли свой вклад.
Каору Исикава (Ишикава)
Использование диаграммы «причина-следствие».
4М:
·персонал;
·рабочие
·служащие;
·специалисты;
·руководители;
·машины (оборудование);
·материалы;
·методы.
рис. : Диаграмма "причина-следствие" (рыбья кость)
Использование 7-и инструментов статистического контроля качества. Эти инструменты позволяют решить 95% всех проблем качества. Эти инструменты включают:
·стратификация — послойное изучение явления;
·контрольные листки;
·диаграмма Исикавы;
·диаграмма Парето;
·диаграмма разброса (корреляционная диаграмма);
·гистограмма — отражает распределение явления по определенным группам;
·контрольные карты Шухарта.
Исикава определил принципы управления качеством, стал идеологом кружков качества, развивал идею участия всего персонала в управлении качеством.
Принципы:
·комплексное управление качеством;
·качество — главное;
·качество обеспечивает прибыль;
·ориентация всех подразделений на качество;
·управление должно опираться на факты;
·человек — основа управления качеством;
·управление качеством — сочетание организации и профессионализма.
Тогути (родился в 1924 г.)
· учет суммарных потерь общества от снижения качества (потери как у потребителя, так и у производителя)
· снижение затрат с одновременным улучшением качества
· непрерывное уменьшение отклонений качественных показателей от заданных значений
· качество закладывается в процессе разработки и производства (необходимо задавать такие параметры, которые будут сохраняться при изменении хода производства – возможность погашения отклонений) Обеспечение устойчивости изделий внешним воздействиям (отклонениям от производственного процесса)
· определил функцию потерь при отклонении характеристик изделия от стандартных (номинальных)
· х- фактическое значение показателей
· M – номинальное значение
· К – постоянная величина с учетом расходов изготовителя на браковку изделий
· К ( x-m)2
использовал статистические методы оценки качества. Вывел 9 заповедей высокого качества:
1. недостатки изделия возникают при проектировании
2. недостатки, выявленные в производстве, требуют изменения предыдущих работ
3. максимально приближать факт.произ-во к идеальному
4. параметры производства должны соответствовать идеальным параметрам.п
5. характеристики качества должны определяться до проектирования и производства
6. при несоответстии характеристик установленным нормам, нужно п
вверять весь процесс
7. постоянный контроль качества процесса.
8. Свести к минимуму вариации процесса
9. улучшение финансовых показателей – главных показателей качества
Сингео Синго (1909-1990)
Предотвращение невидимой ошибки
не нужно доп.контроля, каждый работник должен контролировать свою работу
подойти ближе к источнику проблемы
использовать все необходимые меры для предотвращения повтора ошибок
использование простых и быстрых решений. Сложные методы – в процессе проектирования, а рабочему нужно использовать простые.
улучшения производить быстро, вовлекать весь персонал