Эволюция экономической роли государства
С первых дней существования государства его роль не сводилась к выполнению исключительно политических функций. Государство всегда занималось экономической деятельностью, вмешиваясь в действия субъектов экономической жизни и обеспечивая тем самым устойчивость политической власти. Правда, такое вмешательство в разные периоды и в разных странах существенно различалось, что позволяет говорить об этапах эволюции экономических функций государства.
Институт политической власти.Одним из главных признаков формирования государственной организации явилось выделение изобщества особого слоя людей, выполняющих управленческие функции и наделенных особыми правами и властными полномочиями. Так постепенно складывалась система государственного принуждения, а регулятором взаимоотношений людей являлись уже не обряды и обычаи, а право. В классовых обществах государство — это политическое орудие руках экономически господствующего класса. Государство, являясь выразителем его интересов, в ситуации, когда этот класс слаб или только формируется, полностью находится на его стороне и открыто его поддерживает. Об этом свидетельствует и опыт реформирования экономики России в 90-е гг. XX в., где проводимая в этот период государством экономическая политика была направлена исключительно на поддержку вновь создаваемого класса крупных частных собственников. Когда же господствующий в экономическом отношении класс прочно становится на ноги, тогда государству уже нет необходимости открыто заявлять о своей поддержке. В этих условиях можно перейти на нейтральную позицию, что и нашло выражение в роли государства в качестве «ночного сторожа».
Государство как «ночной сторож».С середины XVII до середины XIX в. роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества (защита прав собственности), созданием необходимой правовой базы для взаимоотношений хозяйственных субъектов и др. Наиболее емкой характеристикой государства в этот период было отождествление его с «ночным сторожем», который должен был наблюдать за тем, чтобы ничто не нарушало сложившегося порядка вещей.
Развитие форм гражданского общества в конце XIX в. привело к возникновению идеи о необходимости проведения государством политики, носящей и экономический характер: законодательное регулирование продолжительности рабочего дня, минимального размера заработной платы, ограничение и запрет детского труда, социальное обеспечение нетрудоспособных и безработных и т.п.
Институт макроэкономического регулирования.Начиная с конца XIX в. происходит расширение экономических функций государства. Оно начинает активно вмешиваться в регулирование экономики, что подготовило необходимую материальную почву для следующего этапа, который получил название «золотого века капитализма».
«Социальное государство».Усиление государственного вмешательства в экономику в середине 50-х — середине 70-х гг. XX в. было обусловлено обострением так называемых изъянов рынка. К их числу относится наличие общественных благ и естественных монополий, внешних воздействий, а также неполнота информации (неполнота рынков). Рынок сам по себе не может привести к равномерному распределению доходов. Поэтому государство, с одной стороны, должно регулировать распределение доходов, а с другой — защищать тех, кто по каким-либо причинам лишился источника дохода или переживает иные лишения.
В этот период государство все сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Во многих странах Западной Европы сформировалась идеология государства всеобщего благосостояния (Welfare State). Данный этап закончился в середине 1970-х гг., когда разразился очередной мировой экономический кризис (1974–1975) и начался постепенный процесс переосмысления роли государства, который продолжается и по сей день.
«Эффективное государство».Главная особенность последнего этапа — постепенный переход от политики «социального государства» к политике «эффективного государства». В самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках.
В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической роли государства в целом. Появилось основание исследовать его экономическую роль не по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика.