Тема 1. Происхождение государства и эволюция его роли в экономике

Многогранность такого феномена, как государство, предопределяет множественность научных подходов к пониманию его сущности. Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»)[1]. Если обратиться к толковому словарю русского языка Ожегова и Шведовой, то можно найти следующее определение государства – это основная политическая организация общества (страна), осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Однако даже сегодня ни ученые, ни международное сообщество не пришло к единому мнению относительно механизмов правового признания государства. Так, даже Организация Объединенных Наций — ключевой международный институт, призванный осуществлять функции глобального управления, не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством: «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство»

Один из немногих документов, предлагающих определение «государства» в международном праве, — это Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 на VII Панамериканской конференции. Согласно Конвенции Монтевидео существует четыре признака государства:

· постоянное население

· определённая территория

· собственное правительство

· способность к вступлению в отношения с другими государствами

Но, к сожалению, Конвенция была подписана только несколькими американскими государствами. В связи с этим, общемирового признания данный правовой акт не получил. И до сих пор продолжаются попытки раскрыть сущность понятия «государства», которое бы отражало все без исключения его признаки и свойства, и получило бы общемировое признание.

Как известно, любое государство обладает набором определенных функций, которые отражают его динамические характеристики. Функции показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Первоначально государство выполняло следующие функции:

· управлять хозяйством и обществом;

· оборонять собственную территорию

· и (если имеется возможность) завоевывать чужую.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства. Функции государства расширились и можно предложить следующую их классификацию:

§ по специфике объектов государственного воздействия:

- экономическая,

- социальная,

- идеологическая,

- экологическая,

- обороны и др.;

§ по сферам деятельности государства:

- внутренние и

- внешние;

§ по продолжительности действия:

- постоянные и

- временные;

§ по степени общности:

- основные и

- неосновные.

Приведенная классификация носит условный характер, так как некоторые глобальные проблемы превращают временные функции в постоянные, а неосновные — в основные. Они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Большое место в экономических концепциях отводилось исследованию роли государства в экономике.

Представители первой экономической школы – меркантилизма – выступали за активное вмешательство государства в экономику. Так, ранние меркантилисты стремились в законодательном порядке запретить вывоз золота и серебра из страны, тем самым это должно было способствовать росту богатства страны. На более поздних этапах, меркантилисты пришли к выводу, что государство становится богаче, если становится больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Иначе говоря, экспорт должен превышать импорт. Чтобы добиться поставленной задачи необходимо вывозить не сырье, а готовые изделия, это значительно выгоднее для страны, а для этого нужно развивать собственное производство. Существенную роль в этом процессе должно играть государство, которому необходимо проводить протекционистскую политику, направленную на развитие и защиту собственной промышленности.

Физиократы не разделяли точку зрения меркантилистов относительно роли государства и выдвинули принцип «laisser faire, laisser passer» - дословно означающий «пусть все идет, как идет». Главная задача государства, по их мнению, состояла в защите естественного права, основой которого является частная собственность.

Представители классической школы (А.Смита и Д.Рикардо) также защищали принцип “экономической свободы” и выступали за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь. Считали, что наилучшее сочетание интересов каждого и всех вместе достигается только конкурентным механизмом свободного рынка.

По мнению А.Смита, государство должно:

- охранять общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

К.Менгер, А.Маршалл, Л.Вальрас и другие представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, выступали за саморегулирование рыночной системы и придерживались политики государственного невмешательства. Считали, что в экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства нанесет вред ее эффективному функционированию.

Однако экономические события конца ХIХ - начала ХХ века, приведшие к развитию массового производства, обострению конкурентной борьбы, появлению первых монополий, заставили обратить внимание неоклассиков на определенные “сбои (провалы) рынка. Экономический кризис 30-х гг. XX века окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег». Он выступил как критик доктрины «Laissez-faire», показал, что рыночная система дает сбои в области аллокации ресурсов и не обеспечивает полного использования важнейшего ресурса – рабочей силы. Одновременно он поставил задачу решения проблемы безработицы в рамках демократической системы. Следует отметить, что сегодня проблема безработицы – неотъемлемая часть экономической теории, а до Кейнса она рассматривалась скорее как социальная проблема – проблема бедности.

Государство, по его мнению, должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капитальных вложений за счет дотаций, государственных закупок и пр. В свою очередь Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Последняя должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капиталовложений. В результате будут созданы новые рабочие места. Это приведет к достижению полной занятости.

Кроме того, активная позиция Кейнса не только как теоретика, но и как практика проявилась в области международных экономических отношений, прежде всего в разработке новых механизмов регулирования и создания институтов, обеспечивающих это регулирование (к примеру, Международного валютного фонда и Мирового банка).

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е гг. XX века, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е гг. XX века были осуществлены при активной роли государства. Но с середины 70-х гг. XX века в экономике наблюдается хронический рост дефицита государственного бюджета, высокий уровень инфляции и безработицы. Ситуация обостряется нефтяным кризисом 70-х гг. XX века. Виновниками этих катаклизмов представители либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек) считают последователей Дж.Кейнса и их рецепты государственного регулирования, вызвавшие сильный рост государственных расходов и иждивенческое поведение части населения.

Главные позиции в экономике начинают занимать представители неолиберализма, монетаризма и теории “экономики предложения”. Общей идеей для всех этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Защищая тезис “конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо”, они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Основная задача государства – выработать порядок и правила игры, а также осуществлять контроль за их соблюдением.

Монетаристы, в частности М.Фридман, считали, что существуют лишь два способа координации экономической жизни – централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов – метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком, а единственная сфера вмешательства государства – денежное обращение.

Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, полагал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, хотя ответственность за экономическую политику принадлежит исключительно государству.

Сторонники теории “экономики предложения” считали, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулировать предложение кредитных ресурсов посредством налоговой политики.

Таковы различные взгляды на роль государства в экономике. При всей их противоречивости можно отметить, что уже сегодня становится очевидным, что современная рыночная экономика невозможна без вмешательства государства. Это связано с тем, что рынку присущи «провалы», приводящие к возникновению кризисных явлений. Ограничить или нейтрализовать их негативные последствия возможно только с помощью государственных регуляторов.

Наши рекомендации