Сущность, виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
Налоги— это обязательные платежи юридических и физических лиц (плательщиков) в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, введения, взимания, изменения, прекращения действия, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства составляет налоговую систему.
Налоговое законодательство— система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает Налоговый кодекс, законы, декреты и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, соответствующие постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления.
Налогообложение базируется на принципах;
♦ всеобщности;
♦ равенства;
♦ равномерности;
♦ определенности;
♦ удобства;
♦ экономичности;
♦ однократности обложения одного и того же объекта за определенный
период времени;
♦ стабильности;
♦ оптимальности налоговых изъятий.
Налоги выполняют следующие функции;
♦ фискальную;
♦ стимулирующую;
♦ регулирующую;
♦ распределительную;
♦ контрольно-учетную.
Обязательными элементами системы налогообложения являются:
♦ субъекты (плательщики);
Экономика туризма 89
♦ объекты;
♦ налоговая база;
♦ ставка;
♦ льготы;
♦ налоговый период;
♦ санкции;
♦ налоговое обязательство.
Существуют следующие способы взимания налогов:
♦ кадровый;
♦ декларационный;
♦ административный.
К методам уплаты налогов относятся:
♦ наличный платеж;
♦ безналичный платеж;
♦ гербовые марки.
Для организации рационального управления налогообложением налоги классифицируются по различным признакам:
♦ по объектам обложения (имущество, капитал, земля и др.);
♦ по принадлежности к уровням управления и власти (республиканские
и местные);
♦ по источнику уплаты (выручка, себестоимость, прибыль, фонд оплаты
труда);
♦ по субъектам уплаты (уплачиваемые юридическими и физическими ли
цами);
♦ по способу изъятия (прямые и косвенные);
♦ по методу обложения (от ставки) (прогрессивные, регрессивные, про
порциональные, линейные, ступенчатые и др.);
♦ по назначению (общие, целевые);
♦ по способу обложения (кадастровые, декларационные, налично-денеж-
ные, безналичные) и др.
Основные виды налогов, сборов, отчислений, уплачиваемых юридическими лицами, в том числе и туристскими предприятиями Республики Беларусь, ежегодно уточняются в Законе "О бюджете".
В Беларуси по признаку "Источник уплаты" различают следующие сборы, отчисления, налоги:
♦ уплачиваемые из выручки от реализации:
- НДС;
- акцизы;
- сбор в Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной про
дукции, продовольствия и аграрной науки;
- налог на услуги;
- налог с продажи товаров в розничной торговле;
♦ включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг):
- налоги и отчисления от фонда заработной платы:
Экономика туризма
- отчисления в Фонд социальной защиты населения;
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве;
- прочие налоги, платежи и сборы:
- экологический налог;
- платежи за землю;
- плата за проезд по платным автострадам;
- отчисления в инновационные фонды;
♦ уплачиваемые из прибыли:
- налог на недвижимость;
- налог на прибыль и доходы;
- целевой сбор;
- местные сборы и отчисления во внебюджетные фонды;
♦ удерживаемые из заработной платы:
- подоходный налог;
- отчисления в пенсионный фонд.
Существуют особые режимы налогообложения. К ним относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- налогообложение в свободных экономических зонах;
- налог на игорный бизнес, лотерейную деятельность;
- единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физичес
ких лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг);
- налогообложение отдельных категорий и плательщиков.
Налоговое обязательство — обязанность плательщика при наличии об
стоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить опре
деленный налог, сбор (пошлину). Исполнение его может обеспечиваться сле
дующими способами:
♦ залогом имущества;
♦ поручительством;
♦ пенями;
♦ приостановлением операций по счетам в банке;
♦ арестом имущества.
Вышеперечисленные способы используются при взыскании налогов, сбора (пошлины), т.е. при принудительном исполнении налогового обязательства.
Налоговый контроль — система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков, налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для привлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
В целях налогообложения и осуществления налогового контроля плательщика в обязательном порядке осуществляется налоговый учет, заклю-
Экономика туризма
Экономика туризма
чающийся в учете объектов налогообложения, определении налоговой базы и основывающийся на данных бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных об объемах, подлежащих налогообложению. Порядок ведения налогового учета утвержден Постановлением Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь "О вопросах ведения налогового учета" от 16.12.2003 г. № 173/114.
Каждым плательщиком по каждому налоговому сбору (пошлине) в налоговый орган представляется налоговая декларация— письменное заявление на бланке установленной формы о доходах и их источниках, расходах, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и других данных, необходимых для начисления и уплаты налога, сбора (пошлины).
Налоговые проверки могут быть:
♦ плановыми;
♦ внеплановыми;
♦ камеральными;
♦ выездными.
Плановая проверка проводится на основании квартальных графиков налогового органа; внеплановая — без предварительного уведомления плательщика, по поручению государственных, правоохранительных, судебных и иных органов; камеральная — по месту нахождения налогового органа; выездная — по месту нахождения плательщика. (Она может быть комплексной, рейдовой, тематической, встречной.)
В целях совершенствования регулирования налоговых отношений, обеспечения прав юридических и физических лиц, исполнения ими своих обязанностей, защиты интересов государства в сфере налогообложения издан Указ Президента Респулики Беларусь "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений" от 30.06.2006 г. № 419.
Туристские предприятия, как и все другие юридические лица, во взаимоотношениях с налоговыми органами руководствуются сводом законов о налогообложении, однако отраслевая специфика и характер их деятельности определяют некоторые особенности в исчислении налогов. Они связаны в основном с субъектом (туроператор, туристское агентство) и объектом налогообложения (определение налогооблагаемой базы). Указом Президента "О необходимых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" от 02.06.2006 г. № 371 предусмотрен ряд льгот. Так, от НДС освобождены:
♦ услуги по организации путешествий иностранных туристов в пределах
Республики Беларусь (проживание, питание, спортивные, познавательные,
оздоровительные, экскурсионные мероприятия);
♦ услуги гидов-переводчиков и экскурсоводов, оказываемые иностран
ным туристам;
♦ услуги по организации экскурсионного обслуживания.
От налога на прибыль освобождены организации за оказываемые услуги гостиницами в течение трех лет с начала осуществления данной деятельнос-
ти на 33 туристских объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 г. Указом Президента"0 мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь" от 02.06.2006 г. № 372 также предусмотрен ряд льгот. В частности, в размере одной базовой величины (32 тыс. р.) определена годовая ставка за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на период до 31 декабря 2010 г.