Г) неправомерный сбор, разглашение и использование сведений, которые являются коммерческой тайной(ст.36 ГК Украины)

Под коммерческой тайной предприятий понимаются сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением финансами и другой деятельностью предприятий, не являющиеся государственной тайной, разглашение, которой может нанести ущерб (cт. 162 ХК).

Нарушение законодательства о защите экономической конку­ренции может быть выражено также в незаконном сборе, исполь­зовании, разглашении и склонении к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну.

В данном случае речь идет о проявлениях недобросовестной конкуренции относительно коммерческой тайны как особого объ­екта исключительных прав субъектов хозяйствования.

Коммерческой тайной яв­ляется информация, являющаяся секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составля­ющих частей неизвестна и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с чем имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных мер по сохранению ее секретности, пред­принятых лицом, законно контролирующим эту информацию. Это информация технического, организационного, коммерческого, производственного и прочего характера, за исключением тех све­дений, которые в соответствии с законом не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Таким образом, в отношении информации, являющейся ком­мерческой тайной, применимы четыре характерных признака:

а) это информация, которая имеет действительную или потен-
циальную коммерческую ценность;

б) эта информация неизвестна третьим лицам и к ней нет сво-
бодного доступа;

в) по отношению к этой информации ее владелец принимает
меры по обеспечению ее конфиденциальности;

г) это сведения, которые по законодательству Украины могут
быть отнесены к коммерческой тайне.

Например, Львовский производственно-хозяйственный центр «П» (дальше -— ПХЦ) выполняет работы по ремонту энергетического оборудования на атомных и тепловых станциях Украины. Во время ремонта реактора на Хмельницкой АЭС ПХЦ использовал без разре­шения техническую документацию, разработанную ОАО «Л», кото­рая является коммерческой тайной последнего. Действия ПХЦ Львов­ским отделением АМКУ квалифицированы по ст.19 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» как неправомерное ис­пользование коммерческой тайны без разрешения уполномоченного на то лица. На нарушителя наложен штраф.

Следует иметь в виду, что Постановлением Кабинета Минист­ров Украины №611 от 09.08.1993 «О перечне сведений, которые не составляют коммерческой тайны» установлено, что коммерческой тайной не являются:

— учредительные документы, документы, позволяющие зани­маться хозяйственной (предпринимательской) деятельно­стью и ее отдельными видами;

—информация по установленным формам государственной от­четности;

—данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов и прочих обязательных платежей;

—сведения о численности и составе работающих, их заработ­ной плате в целом и по профессиям (должностям), о наличии свободных рабочих мест;

—сведения об уплате налогов и обязательных платежей;

—информация о загрязнении окружающей природной среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации про­дукции, которая причиняет вред здоровью, а также прочих нарушениях законодательства Украины и размерах причи­ненных при этом убытков;

—документы о платежеспособности;

—сведения об участии должностных лиц предприятия в коопе­ративах, малых предприятиях, союзах, объединениях и про­чих организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;

—сведения, которые подлежат огласке по законодательству Украины (например, о создании и ликвидации субъекта хо­зяйствования).

Наиболее характерными сведениями, составляющими коммерческую тайну в соответствии с зарубежным законодательством, являются сведения о производстве; об управлении, о планах развития предприятия, совещаниях, финансах, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах. . Положения по вопросам государственной тайны

Виды нарушений законодательства о защите экономической конкуренции распространяет Закон Украины "О защите экономической конкуренции" (ст. 50 Закона):

- антиконкуренте согласованные действия (ст. 6 Закон Украины "О защите экономической конкуренции") ;

антиконкурентные действия органов власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля;

- невиконання решения, предыдущего решения органов АМК Украины, или их выполнения не в полном объеме;

- концентрация без получения соответствующего разрешения органов АМК Украины, в случае, когда наличие такого разрешения необходимо;

- неподача информации АМК Украины, его территориальному отделению в установленные органами АМК Украины, председателем его территориального отделения или нормативно-правовыми актами сроки;

- осуществление участниками согласованных действий - субъектами ведения хозяйства действий, которые могут быть разрешены органами АМК Украины (ст.10 Закона Украины “О защите экономической конкуренции”, без получения этого разрешения;

- делегирование полномочий органов власти или органов местного самоуправления объединениям, предприятиям и другим субъектам ведения хозяйства, если это приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции;

- действия или бездеятельность органов власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа или должностного лица), которые заключаются в склонении субъектов ведения хозяйства, органов власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля к нарушениям законодательства о защите экономической конкуренции, создании условий для совершения таких нарушений или их легитимации;

- ограничительная и дискриминационная деятельность, запрещенная ч. 2 ст. 18, ст. 19, 20 Закон Украины “О защите экономической конкуренции”;

- склонение субъектами ведения хозяйства, обеднаннями других субъектов ведения хозяйства к совершению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции или содействия совершению таких нарушений;

- создание препятствий работникам АМК Украины, его территориального отделения в проведении проверок, обзоров, исключении или наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации предметы или другие носители информации;

- нарушение положений, согласованных с органами АМК Украины, учредительных документов субъекта ведения хозяйства, создания в результате конкуренции, если это приводит к ограничению конкуренции.

Нарушать антимонопольное законодательство и экономическую конкуренцию запрещается, такие действия влекут ответственность в соответствии с законом.

Наши рекомендации