Глава 3. Сведения, не являющиеся коммерческой тайной

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О коммерческой тайне", право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации за исключением случаев, установленных законом. Каким критериям должна отвечать информация для распространения на нее правового режима коммерческой тайны, мы определили в главе 1. Теперь рассмотрим, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну. Прежде всего, это, конечно, та информация, которая не обладает хотя бы одним из трех критериев (коммерческая ценность в силу неизвестности третьим лицам, отсутствие свободного доступа на законных основаниях, обладателем приняты меры к охране ее конфиденциальности).

Следующее ограничение вытекает из формы выражения информации вовне. Особенностью российского законодательства является требование о материальном носителе сведений, претендующих на высокое звание коммерческой тайны. То есть, информация должна быть зафиксирована на любом материальном носителе - документах, изделиях или даже физических полях. На идеи, замыслы, сведения и иные данные, независимо от их коммерческой ценности для их обладателя, если они не облачены в какой-либо материальной форме, правовой режим охраны коммерческой тайны не распространяется. Такой подход на первый взгляд выглядит нелогичным - ведь для информации главным является не форма, в которой она существует, а то, какова ценность содержащихся в ней сведений. Однако при таком подходе практически невозможно было бы ни доказать, ни опровергнуть факт несанкционированного доступа или хищения информации у ее обладателя.

Еще одно ограничение вытекает из установленного законодательством субъектного состава обладателей коммерческой тайны.

Обладателем может выступать юридическое лицо (в том числе, иностранная коммерческая компания) либо индивидуальный предприниматель. Граждане, выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут выступать в качестве обладателей коммерческой тайны. Судебная практика придерживается аналогичного подхода.

В качестве примера можно привести решение Верховного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N КАСОЗ-236 по вопросу применения норм о регулировании вопросов, связанных с коммерческой тайной, на физических лиц, не зарегистрированных в качестве частных предпринимателей в установленном порядке.

Рассмотрев гражданское дело по заявлению А. к Правительству Российской Федерации и Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, а также о признании недействующим Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", суд установил: согласно пункту 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Как следует из заявления, поданного на первую инстанцию, А. оспаривает Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". Акт в оспоренной части распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и непосредственно каких-либо прав, свобод или законных интересов заявителя не затрагивает. При таких обстоятельствах основания для рассмотрения заявления в указанной части по существу в Верховном Суде РФ, как и в любом другом федеральном суде, отсутствуют, и судья Верховного Суда РФ правомерно отказал в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

И, наконец, статья 5 Закона "О коммерческой тайне" содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других негативных факторах;

5) о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в своей деятельности;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

С принятием Закона "О коммерческой тайне" следует считать утратившим силу Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 г.). По сравнению с перечнем образца 1991 г. новый перечень уточнен, по ряду позиций расширен. Однако основное принципиальное отличие заключается в следующем: из нового перечня исключены сведения, относящиеся к отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы о платежеспособности, документы об уплате налогов и других обязательных платежей. Исключение этой категории из перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, является вполне закономерным.

Как уже ранее отмечалось, возможность получения госорганами и их должностными лицами конфиденциальных сведений не означает утрату этими сведениями статуса коммерческой тайны, поскольку доступ к информации имеют только конкретные лица в конкретных объемах, в обязанность которых входит обеспечение ее нераспространения. Как показывает практика, зачастую происходит смешение двух категорий сведений - тех, которые не могут составлять коммерческую тайну, и тех, которые отнесены к коммерческой тайне на законном основании, однако в силу требований различных нормативных актов обязаны предоставляться определенным лицам.

В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 сентября 2000 г. по делу N Ф09-1246/2000-ГК. Акционер обратился в суд, обжалуя отказ администрации акционерного общества предоставить ему копии документов бухгалтерского учета. Администрация АО мотивировала свой отказ тем, что истребуемые истцом документы содержали сведения, составляющие коммерческую тайну. Суд, рассмотрев материалы дела, в удовлетворении иска отказал, признал действия администрации АО правомерными и указал, что в предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, есть ограничения. Они установлены статьей 139 Гражданского кодекса РФ и пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". И закон ограничивает доступ к сведениям, содержащимся в документах (регистры бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности), которые истребовал акционер.

Такой подход суда, по всей видимости, нельзя назвать бесспорным. Да, истребуемая информация не подпадает под перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, следовательно, обладатель имеет право ее "засекретить". Однако, согласно гражданскому законодательству, акционеры являются собственниками АО и имеют право участвовать в распределении прибыли и в решении вопросов управления АО, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Не имея доступа к бухгалтерским документам, акционеры не имеют возможности оценить экономическое положение компании и, соответственно, принимать адекватные управленческие решения и контролировать деятельность администрации. Не применим к владельцам акций (уточним - акций с правом голоса) термин "третье лицо", для которых и ограничивается доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Акционеры являются собственниками акционерной компании, которая, в свою очередь, является обладателем коммерческой тайны. Да, имея доступ к конфиденциальной информации, обладающей значительной коммерческой ценностью, владелец небольшого пакета акций может посчитать, что ему выгоднее продать такую информацию конкурентам. Однако так же может поступить и любой наемный работник в любой организации, по роду служебной деятельности имеющий доступ к секретам работодателя, коммерческая ценность которых может превышать размер его зарплаты в сотни раз. Для таких случаев и предусмотрены различные виды ответственности (гражданско-правовой, уголовной, административной).

Ссылка на иные федеральные законы делает перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, открытым. С практической точки зрения более целесообразным следует признать подход, в соответствии с которым при необходимости установить недопустимость ограничений еще на какую-то группу сведений, эти ограничения вводились не отраслевыми законами, а путем внесения изменений в статью 5 Закона "О коммерческой тайне". В настоящее время целый ряд федеральных законов, регулирующих самые разные сферы деятельности, вводит дополнительные ограничения. Например, согласно статье 9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", организатор торговли на рынке ценных бумаг (то есть профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг) обязан предоставить любому заинтересованному лицу следующие сведения: правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила допуска к торгам ценных бумаг; правила заключения и сверки сделок; правила регистрации сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг; регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции; список ценных бумаг, допущенных к торгам.

Подход законодателя об отнесении тех или иных категорий сведений к перечню сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, находит отражение и в судебной практике по данному вопросу. В качестве примера можно привести решение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2003 г. N ГКПИОЗ-1188, вынесенное по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Кировторф" о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" в части слов "до и".

Как было установлено Верховным Судом РФ в ходе рассмотрения данного дела, пункт 2 вышеуказанного Постановления Правительства содержит запрет государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к сведениям, составляющим коммерческую тайну, следующие данные: о размерах имущества предприятия и его денежных средствах; о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров; о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами. ФГУП "Кировторф" обратилось с заявлением, полагая нарушенными свои права оспариваемым нормативным правовым актом, установившим запрет отнесения сведений к коммерческой тайне до приватизации, и просило признать этот правовой акт недействующим из-за его противоречия статье 8 Конституции РФ и пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.

Как следует из представленных заявителем учредительных документов, ФГУП "Кировторф" является государственным унитарным предприятием. Заявитель полагает, что сообщение сведений о финансовом состоянии предприятия причинило ему существенный ущерб, и в связи с этим неоднократно обращался в различные судебные инстанции и правоохранительные органы. В удовлетворении заявлений было отказано со ссылкой на оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку указанные ФГУП "Кировторф" сведения не относятся к коммерческой тайне. Полагая нарушенными свои права принятием оспариваемого нормативного правового акта Правительством РСФСР, ФГУП "Кировторф" просило признать этот акт недействующим.

Правительство осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, возложенную на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.

Согласно статье 114 Конституции РФ, а также действующей на момент вынесения рассматриваемого решения Верховным Судом РФ редакции статьи 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ управляет федеральной собственностью*(9).

Как посчитал ВС РФ, из положений статьи 139 Гражданского кодекса РФ следует, что определение сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в процессе деятельности государственных унитарных предприятий находится в компетенции Правительства РФ, наделенного правом принятия правовых актов.

Кроме того, указанные в оспариваемом Постановлении Правительства РФ сведения не могут составлять коммерческую тайну, так как руководители федеральных государственных унитарных предприятий обязаны в порядке отчетности представлять эти сведения в Минимущество России и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование деятельности в соответствующей отрасли, а поэтому к ним имеется свободный доступ со стороны третьих лиц на законном основании.

Обязанность по представлению такой отчетности возлагается статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.

Таким образом, Правительство РФ при определении перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, действовало как собственник имущества федеральных унитарных предприятий в пределах предоставленных ему вышеуказанными нормативными актами полномочий, а поэтому доводы заявителя о нарушении статьи 8 Конституции РФ и статьи 1 Гражданского кодекса РФ о нарушении равенства участников гражданских правоотношений и ущемлении прав государственной собственности, находящейся у государственных унитарных предприятий, являются несостоятельными.

В связи с этим основания к удовлетворению заявления, по мнению ВС РФ, отсутствуют, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта приняты полномочным органом в полном соответствии с действующим законодательством и не противоречат указанным в заявлении нормам действующего законодательства.

На основании изложенного Верховный Суд РФ оставил заявление ФГУП "Кировторф" без удовлетворения.

Несмотря на то, что Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" больше не действует в связи с принятием Закона "О коммерческой тайне", данное судебное решение не утратило актуальности. Это связано с тем, что статья 5 Закона "О коммерческой тайне" содержит положение, согласно которому к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения.

Наши рекомендации