Тема 11. Официально- деловой стиль речи. Разновидности официально-делового стиля
Цели. Углубление сведений о стилях, жанрах официально-делового стиля; умение пользоваться языковыми средствами, характерными для данного стиля; развитие навыков письменной речи.
Ключевые слова: функциональные стили, книжные стили, официальная речь, . официально- деловой стиль речи.
Деловая речь – один из видов связной письменной речи. Люди обращаются к деловому стилю речи в самых различных случаях экономической, юридической, культурной и политической жизни: во-первых, для составления государственных, законодательных, дипломатических документов; во-вторых, для составления частных деловых бумаг /автобиография, справка, заявление и т.д./; в-третьих, для ведения служебной переписки между учреждениями и организациями…
Основные жанры документации
| |||||
| |||||
| |||||
Активный
Дисциплина: Русский я
Задание. Используя материалы текста, другой специальной научной литературы, отметьте характерные черты официально-делового стиля.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: Русский язык Академический год 2011-2012
Количество кредитов всего- 6 Факультет экономики
Практическое занятие №12 Курс 1 Семестр 1
Тема 12. Публицистический стиль.
Цели. Знание характерных признаков публицистического стиля; умение производить стилистический анализ текста; развитие устной и письменной речи.
Ключевые слова: функциональные стили, книжные стили, публицистический стиль, задача речи.
Задание. Работа с текстом.
В полюбившейся2 всем нам песне поется: «Я1, ты, он, она – вместе целая страна…» Так вот страна5 – это не только ты3, я, он, она, наши папы, мамы, дедушки, бабушки, соседи, знакомые, но и те, далекие от3 нашего дома люди, о которых мы узнаем из книг, газет, передач радио и телевидения7.
И если металл запоздал на станкостроительный6 завод, значит, кто-то из нас плохо делал3 свое дело.
Если комбайн через месяц-другой сломается на поле, где растет хлеб, опять виноват кто-то из нас7.
Если мы не увидели на прилавке магазина того, что хотели купить, что ж3, мы не3 самым лучшим образом трудились на поле, на ферме, на фабрике, в плановом отделе.
И ты, мой юный друг, если учишься шаляй-валяй, имей в виду, что нам и3 завтра не изжить наших недостатков.
(По Л. Симоновой.)
Охарактеризуйте публицистический стиль речи, укажите речевую ситуацию, ведущие стилевые черты; выделите из текста характерные для данного стиля языковые средства.
Расскажите об особенностях жанров публицистики.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: Русский язык Академический год 2011-2012
Количество кредитов всего- 6 Факультет экономики
Практическое занятие №13. Курс 1 Семестр 1
Тема 13. Художественный стиль, его особенности.
Цели. Знание характерных признаков художественного стиля; умение производить стилистический анализ текста; развитие устной и письменной речи.
Ключевые слова: функциональные стили, книжные стили, художественный стиль, задача речи.
Задание. Работа с текстом.
Представление казаха
Едва услышит: едет гость – любой! –
Джигит-чабан поет и веселится
Барашка режет и готовит той.
На дастархан5, короче, не скупится.
Таков казах.
Таков казах! Запомни ты его
По характерным и простым приметам:
Дороже аргамака ничего
Нет для него на свете бренном этом.
Милее жизни для него тулпар,
Который в скачках не уронит славу4.
Еще он любит песни и кокпар,
Кыз-куу – батырскую забаву7.
Таков казах.
Еще узнай: вверяет он мечты
Семи ветрам, что мчатся, словно кони7.
Он все отдаст, на что лишь глянешь ты…
Таков казах: он весь как на ладони.
Казах! Что это значит? Солнце, степь,
Просторов звездных гулкая обитель.
Ему искусство нужно, словно хлеб:
Степняк2 искусства истинный ценитель.
Будь черный, желтый, белый – все равно:
Казах любого к дастархану просит.
Казаху сердце щедрое дано.
Коня подарит и чапан5 набросит!
Казах во всем останется собой,
Стремится, чтобы все в руках кипело.
Без радости очаг домашний свой,
Не разожжет он – вот какое дело!
(К.Мырзалиев)
1. К какому типу и стилю речи относится текст? Найдите в нем характерные приметы типа и стиля речи.
2. Кто автор стихотворения? Расскажите о нем.
Дисциплина: Русский язык Академический год 2011-2012
Количество кредитов всего- 6 Факультет экономики
Практическое занятие №14. Курс 1 Семестр 1
Комплексный анализ текста
Цели. Совершенствование знаний о функциональных стиля литературного языка; умение производить стилистический анализ текста; развитие устной и письменной речи.
Ключевые слова: функциональные стили, книжные стили, художественный стиль, задача речи.
Задание. Подготовьтесь к выразительному чтению текста: определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
Два языка.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала: «Мама»;
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой!
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне как небо,
Каждый миг,
На нем живые трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею,
Утратив русский –
Стану я глухой.
(Т. Зумакулова.)
.
1. Согласны ли вы с мыслями поэтессы? Запишите одно из высказываний великих людей о русском языке по правилам косвенной речи.
2. Выучите текст наизусть. Подготовьтесь к письму по памяти.
Дисциплина: Русский язык Академический год 2011-2012
Количество кредитов всего- 6 Факультет экономики
Практическое занятие №15. Курс 1 Семестр 1
Итоговое задание Комплексный анализ текста.
План анализа текста.
1. Определить тему, отметить ключевые слова, называющие микротемы.
2. Определить основную мысль
3. Определить тип речи (описание, повествование, рассуждение).
4. Указать способ грамматической связи в тексте (цепной или параллельный) и средства связи (местоимения, повторы, союзы, синонимы, порядок слов).
5. Какова композиция? Есть ли зачин и концовка?
6. Определить стиль текста (разговорный или книжные (научный, деловой, публицистический, художественный).
7. Жанр текста.
8. объяснить наиболее трудные орфограммы и препинания.
Тестирование.
Семестр 2
Активный раздаточный материал
Дисциплина: Русский язык Академический год 2011-2012
Количество кредитов всего- 6 Факультет экономики
Практическое занятие №1. Курс 1 Семестр 1