Экономические риски деятельности транспортных железнодорожных компаний и проблема клиентоориентированности

Долгачева И.Н., к.э.н.

Аннотация

В статье рассматриваются экономические риски деятельности транспортных железнодорожных компаний. Автор обращает внимание на то, что разработанная классификация рыночных рисков контейнерного оператора не является универсальной и может быть дополнена и конкретизирована в соответствии со спецификой работы конкретного контейнерного оператора.

Ключевые слова

Экономические риски, клиентоориентированность, классификация рисков, транспортная железнодорожная компания.

Для идентификации рисков операторов, осуществляющих свою деятельность в сфере железнодорожных контейнерных перевозок, в работе были проанализированы классификации, приведенные в научной литературе. Следует отметить, что предлагаемые различными учеными классификационные признаки весьма разнообразны. Так, в основе классификации, предложенной В.М. Гранатуровым, М.Г. Лапустой, Л.Г. Шаршуковой [1] лежит предпринимательский риск, который подразделяется на подвиды; в классификации М.В. Грачевой [2] рассматриваются риски, применительно к инвестиционным проектам; основой классификации И.Т. Балабанова [3] являются виды рисков, разделенные в зависимости от характера последствий на чистые и спекулятивные. К основным недостаткам упомянутых классификаций относится то, что они не дают полного представления о многообразии существующих видов рисков, также отсутствует системность, нет четкого распределения факторов рисков, влияющих на деятельность организаций. Вместе с тем, к основным преимуществам перечисленных классификаций относится то, что они разработаны для конкретных задач и каждая классификация практически полностью соответствует целям и задачам проводимых исследований.

Определенный интерес представляет классификация рисков С.В. Валдайцева [4], который подразделяет все виды риска на технические и коммерческие. Недостатком данной классификации является то, что она также не отражает всего многообразия рисков, но ее важное преимущество в том, что здесь достаточно подробно представлена классификация коммерческих рисков. Классификация рисков С.В. Валдайцева может быть положена в основу классификации коммерческих рисков для многих видов производственно-экономической деятельности.

Проведенный анализ научных источников позволил обобщить основные требования, которые могут быть положены в основу классификации рисков:

- При построении классификации необходимо анализировать факторы внешней и внутренней среды, обуславливающие появление рисков.

- Риски должны распределяться на определенные виды по конкретным критериям для достижения соответствующих целей.

В связи с необходимостью повышенного внимания к уровню клиентоориентированности контейнерных компаний в условиях ужесточения конкуренции, как среди самих контейнерных операторов, так и со стороны других видов транспорта – автомобильного, морского, авиационного, более глубокому изучению в настоящей работе была подвергнута группа рыночных рисков. В исследовании выявлено, что в зависимости от источников возникновения потенциальных потерь рыночные риски включают в себя риски изучения и риски взаимодействия с клиентами (таблица 1) [5-8].

Таблица 1 – Классификация рыночных рисков контейнерного оператора

Рыночные риски контейнерного оператора
Риски изучения Риски взаимодействия с клиентами
- Риск неэффективной стратегии маркетинговых исследований -Риск финансовой несостоятельности потенциального клиента
-Риск ошибки клиетоориентированности - Риск неэффективного планирования объема сбыта и управления заказами
- Риск неверного выбора рекламной политики - Необязательность клиента
- Риск низкого спроса при планируемых ценах на услуги - Экстремальные ситуации;  
- Риск неэффективного портфеля доходных поступлений от клиентов

К рискам изучения отнесены:

- риск неэффективной стратегии маркетинговых исследований, обусловленный неправильной организацией маркетинговых исследований: проведение исследований на слишком ранних стадиях, приводящее к их неэффективности, неправильный выбор методов проведения исследований, недостаток информации о потенциальных клиентах и конкурентах, ошибочная интерпретация полученных результатов;

- риск ошибки клиентоориентированности, обусловленный рядом обстоятельств: транспортные услуги предлагаются для целевой аудитории, потребности которой в них по сравнению с другими аудиториями транспортного рынка либо отсутствуют, либо являются незначительными, спрос на перевозки оказывается нестабильным со стороны выбранной аудитории рынка, услуги предлагаются клиентам, не имеющим достаточных финансовых средств;

- риск неверного выбора рекламной политики: реклама может вызывать негативную реакцию, быть неэффективной и недостаточной по интенсивности доведения и по широте охвата потенциальных клиентов транспортных услуг;

- риск низкого спроса при планируемых ценах на услуги, обусловленный неполной или ошибочной информацией о конкретных потенциальных клиентах.

Выделение второй группы внутренних рыночных рисков контейнерного оператора – «рисков взаимодействия с клиентами» обусловлено тем, что в основе предоставления услуг в области железнодорожных контейнерных перевозок заложен принцип договорных отношений, то есть оператор и клиенты при устойчивых хозяйственных связях заключают долгосрочные договоры на организацию перевозок грузов и дополнительные услуги. В них определяются условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов и др. Договоры заключаются для обеспечения планирования перевозочного процесса и регулирования поступления подвижного состава под погрузку. При возникновении договорных отношений целесообразно провести всестороннюю оценку клиента с целью определения его платежеспособности и финансовой устойчивости. Правильная оценка потенциальных клиентов уменьшает вероятность потерь железнодорожного контейнерного оператора.

В процессе возникновения рисков взаимодействия с клиентами выделены два этапа: при подготовке к заключению договора и в условиях действия договора.

На первом этапе установлено возникновение двух видов рисков: некорректности договора и риска финансовой несостоятельности потенциального клиента. Риск некорректности договора обусловлен тем, что представитель контейнерного оператора не полностью прорабатывает все юридические вопросы, связанные с заключением договора. Риск финансовой несостоятельности потенциального клиента проявляется в неспособности клиента выполнить свои обязательства из-за неудовлетворительного финансового состояния.

Проведенный анализ договоров позволил выделить следующие виды рисков, возникающие после заключения договора: риск неэффективного планирования объема сбыта и управления заказами; необязательность клиента; риск возникновения экстремальных ситуаций; риск неэффективного портфеля доходных поступлений.

Риск неэффективного планирования объема сбыта и управления заказами вызывается тем, что при приеме дополнительных заявок оператор может получить дополнительную прибыль, но для выполнения данных заявок необходимо выделить дополнительный подвижной состав. В результате оператор понесет дополнительные расходы на порожний пробег платформ, контейнеров, локомотивов и т.д. Следовательно, доходы, полученные от перевозок дополнительного объема грузов должны быть больше расходов, понесенных при выполнении данных заявок. Так же может возникнуть ситуация отказа клиентов от ранее поданных заявок, в этом случае остается неиспользованным ресурс подвижного состава.

Необязательность клиента по отношению к условиям договора на оказание услуг может, как принести дополнительную прибыль, так и явиться причиной недополучения потенциальной прибыли контейнерным оператором. Дополнительную прибыль оператор получает в случае, если клиент превысил определенный в договоре объем перевозок грузов. Однако если объем, указанный в договоре, не выполняется, то это приводит к снижению потенциальной прибыли.

Экстремальная ситуация представляет собой такое обстоятельство, которое может стать причиной затруднения исполнения условий договора на оказание услуг. Поскольку такая ситуация не зависит от участников договорных отношений, обе стороны освобождаются от ответственности по договору в случае наступления подобного обстоятельства.

Риск неэффективного портфеля доходных поступлений от клиентов контейнерного оператора заключается в неравномерности поступления денежных средств от клиентов в течение определенного периода времени.

Предложенная в настоящем исследовании классификация рыночных рисков контейнерного оператора не является универсальной и может быть дополнена и конкретизирована в соответствии со спецификой работы конкретного контейнерного оператора.

Список использованной литературы

1. Гранатуров, В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие / В.М. Гранатуров. – М.: Издательство «Дело и сервис», 1999. – 112 с.

2. Грачева, М.В. Анализ проектных рисков: учебное пособие для вузов / М.В. Грачева. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. – 216 с.

3. Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 192 с.

4. Валдайцев, С.В. Риски в экономике и методы их страхования / С.В. Валдайцев. – СПб.: ДНТП, 1992. – 52 с.

5. Межох З.П., Долгачева И.Н. Влияние факторов бизнес-окружения на результаты деятельности транспортных компаний // Транспортное дело России. 2014. №5. С. 104-107.

6. Межох З.П. Комплексный риск-менеджмент как один из аспектов обеспечения экономической безопасности транспортной железнодорожной компании / З.П. Межох, И.Н. Долгачева // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. – 2011. – № 2. – С.46-53.

7. Экономическая безопасность транспортных компаний и комплексов: монография/ Под ред. д.э.н., проф. Р.А. Кожевникова. – М: ВИНИТИ РАН, 2015. – 248 с.

8. Кожевников Р.А. Обоснование значения экономической устойчивости транспортных компаний для обеспечения эффективного функционирования железнодорожной отрасли / Р.А. Кожевников, О.В. Коришева // Транспортное дело России, № 2, 2014. – с. 5-7.

УДК 331.104: 331.21

Наши рекомендации